Поэт не раз вспоминал, что древний род Бродских идет
из Галиции, из города Броды, принадлежавшего то Российской империи, то
Австро-Венгерской, то Речи Посполитой, то Советскому Союзу. Бродского
тянуло на эту свою «историческую родину», в старинный городок с богатым
прошлым. Есть даже какие-то косвенные сведения, что в своих кочевьях по
Советскому Союзу он побывал в Бродах. По крайней мере, для меня
очевидно, что дух галицких Брод, еврейский юмор, скепсис, даже унылая
ирония, передались ему во всей полноте. Лев Лосев, друг и биограф
Бродского, неизменно заверял, что поэт считал всю Украину, включая и
свои Броды, общим культурным пространством с Россией.
В своей книге о Бродском Лосев пишет: «Здесь надо
упомянуть еще и ностальгическую симпатию Бродского к ушедшему миру
центральноевропейской культуры. Она проявлялась в его любви к польскому
языку и польской поэзии, к романам из австро-венгерской жизни Роберта
Музиля и Йозефа Рота, даже к голливудской сентиментальной мелодраме
„Майерлинг" о двойном самоубийстве эрцгерцога Рудольфа и его
возлюбленной, баронессы Марии Вечера. Южным форпостом этой исчезнувшей
цивилизации был, „в глубине Адриатики дикой", Триест, одно время
резиденция другого австрийского эрцгерцога — Максимилиана, которому
Бродский посвятил два стихотворения „Мексиканского дивертисмента".
Северо-восточным — описанный Йозефом Ротом в „Марше Радецкого"
галицийский городок Броды на границе Австро-Венгерской и Российской
империй. Мотив этой прародины лишь подспудно звучит в нескольких
стихотворениях Бродского („Холмы", „Эклога 5-я (летняя)", „На
независимость Украины"), и лишь однажды он сказал об этом вслух, в
интервью польскому журналисту: „Польша — это страна, к которой — хотя,
может быть, глупо так говорить — я испытываю чувства, может быть, даже
более сильные, чем к России. Это может быть связано… не знаю, очевидно
что-то подсознательное, ведь, в конце концов, мои предки, они все оттуда
— это ведь Броды — отсюда фамилия…" Из этого сбивчивого высказывания
становится ясно, что он ощущал этимологию своего имени: „Иосиф из
Брод"».
Необходимо отметить определенное лукавство Бродского.
Конечно же, он прекрасно знал, что Броды в его время находились в
Львовской области, на территории советской Украины, а не в Польше, и не
раз в истории переходили из рук в руки. Но его с юности тянуло к
Центральной Европе, он воспитывался на польской культуре, и он осознанно
решил ассоциировать свои Броды именно с Польшей. Польшу он любил
заочно, с юности, а к Украине никаких чувств не испытывал.
По поводу его возможной поездки в Броды Лев Лосев
замечает: «Бывал ли Бродский в Бродах? Я никогда не слышал от него о
поездках на Украину и полагал, что он видел ее только из окна поезда по
дороге в Крым или Одессу. Однако в недатированной открытке родителям из
Милана (хранится в музее Ахматовой в Петербурге) Бродский, сообщая, что
зашел взглянуть на „Тайную вечерю" Леонардо, добавляет: „Помню, видел я
впервые изображение этого ‘Делового ужина’ в Млинах, в саду с чудными
желтыми сливами". „Млин" — мельница, нередкий топоним на Украине. Есть
населенный пункт с таким названием и неподалеку от Брод». Значит, можно
допустить и его поездку в Броды. Но даже если он и ездил в Броды, что-то
его в той поездке не устроило: столь примечательный, полный памятниками
древности городок, к тому же его историческая родина — и ни одного
стихотворения о нем.
О древности этого города говорит уже то, что первое
письменное упоминание о Бродах зафиксировано еще в 1084 году в «Поучении
Владимира Мономаха». Городок и тогда уже находился на границе Галицкого
и Волынского княжеств. В 1441 году Броды переходят во владение
польского шляхтича Яна Сенинского. С 1511 года они принадлежат
Каменецким — подольским воеводам. В 1584 году Броды покупает Станислав
Жолкевский, белзский воевода. Он получил от короля Стефана Батория
соизволение на основание города с магдебургским правом, назвав его Любич
в честь фамильного герба. Но название не прижилось, и уже через десять
лет город вновь превращается в Броды. В 1629 году Броды переходят от
Жолкевских к Станиславу Конецпольскому, который в 1631 году занимает
должность великого коронного гетмана Речи Посполитой (третье лицо в
Польше после короля и канцлера) и превращает Броды в свою резиденцию. По
проекту французского инженера де Боплана, под наблюдением Андреа дель
Аквы, Броды превращаются в город-крепость. Оборонную систему города
увенчивал Бродский замок, расположенный на западной окраине. Город был
серьезной военной крепостью поляков в ходе войны с казаками Богдана
Хмельницкого, противостоял и туркам во второй половине XVII века.
В XVI веке в городе Броды поселилось семейство
Твиас-Шор, которое дало местному еврейскому обществу немало известных
раввинов, философов и торговцев. Считается, что родоначальником рода
Бродских был раввин Меир Твиас-Шор. В начале XIX столетия он перебрался
из галицких Брод в городок Златополь под Киевом и там взял себе фамилию
Бродский, на память о родовом гнезде. Меир был правнуком Сендера
(Александра) Твиас-Шора — раввина, жившего в конце XVII века. Меир
Бродский стал основателем династии сахарозаводчиков. Фамилия Бродский
для России навсегда связана с поэтом Иосифом Бродским, однако на
Украине, особенно в Киеве, услышав ее, скорее подумают о знаменитых
сахарных королях Бродских.
В двадцатых годах прошлого века даже поговорка по
Руси ходила: сахар — Бродского, чай — Высоцкого, Россия — Троцкого.
Впрочем, так же привычно брали себе фамилию в честь родного городка и
многие другие выходцы из еврейских местечек: Слоним — Слонимский, Слуцк —
Слуцкий, Шпола — Шполянский… Иосиф Бродский вполне мог развивать эту
тему со своим первым наставником, известным советским поэтом Борисом
Слуцким.
Таким образом, из Брод вышли и распространились по
России, Польше и всей Европе не только сахарозаводчики, но и музыканты
(Вадим Бродский), художники (назову сразу двоих: сталинский лауреат,
прекрасный портретист Исаак Бродский и книжный график Савва Бродский),
физики и химики (Александр Бродский)… Но наиболее прославил эту фамилию
нобелевский лауреат Иосиф Бродский.
С XVI по XX век Броды несомненно являлись одним из
главных центров еврейства Центральной Европы. В первой половине XVI века
город был одной из сильнейших крепостей Речи Посполитой, воевать
приходилось почти непрерывно, но и торговать тоже. Гетман Конецпольский
для ускорения экономического развития города пригласил в Броды евреев и
армян. Со времен этого гетмана и стали Броды «еврейской столицей»
Восточных Кресов. Город расположен в пределах Бродовской равнины, через
его южную часть протекает небольшая речка Бовдурка, правый приток Стыра.
До 1918 года Броды находились на самой границе двух империй, между
австро-венгерской Галицией и русской Волынью. Место неспокойное, но
выгодное: оживленная экономическая зона, раздолье для международной
торговли.
В конце XVII века Броды почти полностью выгорели, и
местные евреи получили привилегию от Якуба Людвика Собеского, сына
короля Яна III. В выданной им грамоте сказано, что «основываясь на
прежних правах и привилегиях, данных евреям города Броды нашими
предшественниками, погибших, однако, в огне, и питая особое расположение
к евреям, мы задумали сохранить за ними те права и привилегии, которые
они (евреи) представили нам и нашим комиссарам». Евреям разрешалось
строить дома для жилья, синагоги и училища повсюду в городе, на всех
улицах, равно как на рынке; евреям давалось право огораживать синагогу и
кладбище, не нанося этим, однако, ущерба правам и установлениям
римско-католической церкви; им было дозволено построить баню, бойню и
мясную лавку на рынке, «каковою они владели с давних пор». Лавки их
могли торговать всегда, за исключением дней католических праздников и
воскресений до вечерни; освобождались от налогов и постоев дома раввина и
кантора, школа и богадельня. Все евреи были свободны от каких бы то ни
было тяжелых полевых и садовых работ для надобностей замка или города; в
городских расходах они обязаны участвовать лишь третьей долей (33
процента), ввиду платимой ими Речи Посполитой подушной подати.
Самоуправление, данное еврейской общине, вместе со свободой торговли
привлекало в Броды многих евреев из тогдашней Польши и России.
После раздела Польши Броды отошли к Австрии. Этот
город, расположенный на самой границе между Австрией и Россией,
принадлежащий то одной, то другой империи, иногда возвращавшийся в лоно
укрепившейся Речи Посполитой, самим местонахождением притягивал к себе
предприимчивых торговых людей. При этом он всегда был преимущественно
еврейским. Император Австрии Иосиф II, посетивший Броды в 1774 году,
сказал: «Теперь понятно, почему я зовусь иерусалимским королем» (один из
титулов австрийских императоров). Пребывание императора в Бродах имело
важное последствие: декретом Иосифа Броды были объявлены вольным
торговым городом, что быстро отразилось на благосостоянии жителей. Сто
лет длилась эта эпоха, благодатная и для вольного города, и для всех
евреев. Торговали с Германией и Италией, Россией и Турцией. Самым
лакомым оказался период правления в Европе Наполеона, совпавший с
открытием Одесского порта. После поражения армий антифранцузской
коалиции под Аустерлицем Наполеон Бонапарт навязал России и другим
побежденным странам, в частности Австрии и Пруссии, эмбарго на поставку
английских товаров в Россию и российского зерна в Англию. Нехватка зерна
в самой Англии и отсутствие поставок из России, по мнению Наполеона,
должны были сделать английское правительство более сговорчивым с
завоевателями-французами. Однако Александр I информировал Англию, что он
всей душой с нею и эмбарго английских колониальных товаров будет
номинальным, а границы останутся прозрачными.
Двадцать восьмого октября 1807 года Александр I
подписал манифест по случаю разрыва с Англией торговых соглашений и
конфискации всех английских товаров и складов английских купцов,
расположившихся в Российской империи. Однако тайные заверения, которые
Александр I дал английскому правительству, полностью выполнялись. Дороги
между Одессой и еврейским местечком Броды были открыты для английских
товаров, не обложенных таможенной пошлиной. Возникли крупные
контрабандные шайки, которые промышляли провозом разнообразных товаров
из Одессы через Броды в Австрию, Венгрию, Польшу, Пруссию и другие
страны, вплоть до Франции. Из маленького еврейского местечка Броды,
благодаря Наполеону и его эмбарго, стали богатым городом с высоким
уровнем жизни ранее бесправного и нищего еврейского населения. Там
появились первые богатые купцы — Шендерович, Сандошурский, Рошковский,
Бродский. Согласно манифесту Александра I, они имели преимущество в
ведении торговли во всех губерниях великой Российской империи. Особенно
отличался Бродский; он и его компаньоны переехали в Одессу, организовали
торговый дом. Компания Бродского, разумеется, занималась не только
контрабандой, но и различными торговыми сделками.
Бродские евреи были «европеизированы» в гораздо
большей степени, чем их русские собратья, и это привело к тому, что
обосновавшиеся в Одессе бродчане в 1841 году решили создать свою
собственную синагогу. Ее выстроили в Одессе, на пересечении улиц
Жуковского и Пушкинской. Почти сто лет Бродская синагога по адресу улица
Жуковского, 18, служила не только домом молитвы, но и культурным
центром одесской еврейской интеллигенции. Сейчас это уникальное здание
находится в стадии полного запустения и, похоже, в скором времени
исчезнет совсем. Впрочем, и евреев в Одессе осталось немного…
Броды трудно было назвать польским или русским
городом, а украинцев как нации тогда не существовало вовсе. В 1779 году
евреи составляли половину населения города, в 1826 году здесь проживало
16 315 евреев (89 процентов населения), в 1880 году — 15 316 евреев
(76,3 процента населения города), в 1921 году, по данным польской
переписи, в Бродах было 7202 еврея (66,3 процента). После Первой мировой
войны и Октябрьской революции Броды вновь отошли к Польше, а в сентябре
1939 года при разделе Польши Броды перешли к СССР. Это лишь ненадолго
отсрочило трагедию местных евреев: вскоре после оккупации города в июле
1941-го все, кто не успел бежать, были загнаны в гетто, а позже вывезены
в лагерь Майданек и там уничтожены. В июле 1944 года под Бродами в
первый раз в бой с частями Красной армии вступила дивизия СС «Галичина».
В упорных боях она нашла свой бесславный конец, хотя бандеровские банды
еще долго орудовали в окрестностях города. Сегодня в Бродах живут всего
около 20 тысяч жителей, но в этом старинном городке можно и сейчас
снимать любые исторические сериалы. Через Броды проходят важные
железнодорожные и автомобильные магистрали, нефтепроводы «Дружба» и
«Одесса — Броды».
В городе родилось немало известных людей, еще больше
ведут отсюда свою родословную. Здесь жили и предки Исаака Бабеля,
прошедшего через Броды с Первой конной. В знаменитой «Конармии» он
писал: «Летопись будничных злодеяний теснит меня неутомимо, как порок
сердца. Вчера был день первого побоища под Бродами… На пригорке
сутулилась мазаная деревушка Клекотов. За перевалом нас ждало видение
мертвенных и зубчатых Брод. Но у Клекотова нам в лицо звучно лопнул
выстрел. Из-за хаты выглянули два польских солдата. Их кони были
привязаны к столбам. На пригорок деловито въезжала легкая батарея
неприятеля. Пули нитями протянулись по дороге… О Броды! Мумии твоих
раздавленных страстей дышали на меня непреоборимым ядом. Я ощущал уже
смертельный холод глазниц, налитых стынувшей слезой. И вот — трясущийся
галоп уносит меня от выщербленного камня твоих синагог…»
О предках Бабеля по материнской линии, передавших
писателю непревзойденный еврейский юмор, уходящий корнями в город Броды —
столицу евреев Галиции, — надо упомянуть особо. В первые десятилетия
XIX века в Одессу переселилось множество галицийских евреев: купцы,
старьевщики, портные, торговцы вразнос, сапожники, меламеды, ювелиры,
шамесы, извозчики, булочники и люди безо всякой профессии, надеявшиеся,
однако, на новую жизнь, благополучие и удачу в молодом, растущем и
богатеющем на глазах городе…
В 1818 году из города Броды в Одессу приехал
семнадцатилетний Мозес-Фроим Лейзеров Швехвель, кое-как обустроился, а
затем женился на своей ровеснице Фейге. Эти бродские евреи Мозес-Фроим и
Фейга и приходятся прадедом и прабабкой по материнской линии Исааку
Бабелю. Родившаяся в 1841 году его бабка Хая-Лея нигде и ничему не
обучалась, по-еврейски читать-писать не умела, но была прекрасным
бродским рассказчиком.
Так и передавались по наследству Исааку Бабелю и
Иосифу Бродскому легенды и мифы мудрых бродчан. Я читаю в дневнике
Бабеля 1920 года, на котором основана «Конармия»: «Как хорошо, что у нас
остались хоть камни». Камни остались в Бродах, остались старинные
еврейские кладбища, остались развалины синагог и католических храмов,
руины православных соборов, величественные контуры польских замков.
Протоиерей Андрей Ткачев в своей статье об Иосифе
Бродском написал: «Долгая боль, не желающая прекращаться, — вот что
приходит мне на мысль при произнесении фамилии Бродский. При этом сама
фамилия не виновата. Евреев с родственными корнями, уходящими в городок
Броды в Галиции, очень много. Биографии многих из них любопытны и
вызывают весь спектр эмоций от уважения до иронии. Печаль рождает только
поэт, родившийся в Петербурге, сказавший однажды:
Ни страны, ни погоста не хочу выбирать.
На Васильевский остров я приду умирать.
Печаль эта лично для меня многократно усиливается от
невозможности поминать имя Иосифа у Чаши. Будь он православным, я
отказался бы от чтения его стихов в пользу неизмеримо лучшего способа
общения с его душой при Евхаристии… Нечто подобное пережил сам Бродский,
который был зачарован поэзией Донна. Известный многим благодаря своей
сентенции о колоколе, который „звонит по тебе", сентенции, вынесенной
Хемингуэем в эпиграф романа „По ком звонит колокол", Донн был и впрямь
фигурой незаурядной… Донн — священник, настоятель собора Святого Павла в
Лондоне. От подобной поэзии рукой подать до христианства как такового.
Сам Донн в зрелые годы перестал писать стихи, счел их юношеской забавой и
сконцентрировался на проповедях, став одним из блестящих проповедников
эпохи. Я вспоминаю об этом и в который раз думаю о том, что расстояние
от Иосифа Александровича до богословия в какой-то момент было меньше
вытянутой руки… Еще Бродский напорист. Он вгрызается в языковую ткань с
упорством голодной мыши, вгрызающейся в сыр. Поэт любил повторять слова
У. Одена о том, что поэты — это органы существования речи. Через поэтов
язык жив, и язык сам, как некое лично живое существо, выговаривает
прячущиеся в нем идеи… Бродский говорил, что именно язык рождает поэтов и
поэзию, а не наоборот. От этой теории веет настоящим шаманизмом, но в
случае с Бродским она работает. Поэт грызет языковую ткань. Он, словно
кит, пропускающий сквозь себя десятки тонн воды ради планктона,
пропускает через мозг и сердце речь, и благодарная речь шифруется в
шедевры.
Упорство, необходимое для подобного шаманства, Бродский берет из крови, точнее, еврейской крови…»
Читая эту глубокую статью русского священника, я
подумал, что именно гены города Броды, вынуждающего своих жителей
овладевать многими языками и для спасения во время оккупаций, и для
мирной торговли, привели в итоге к карнавальности Иосифа Бродского. Так
Броды находили брод к умственному развитию своих выходцев. Броды
приучали к нежеланию петь хором.
Думаю, поэту Иосифу Бродскому интересно было бы
побродить среди развалин замков, крепостей, среди средневековых синагог,
костелов, православных храмов. Пройтись по улице Золотой и по майдану
Свободы, по улице поэта Мицкевича, возложить цветы к памятнику польскому
писателю Коженевскому. А вот памятник Михаилу Кутузову поэт сегодня уже
бы не застал: его под крики «слава Украине!» снесли под корень нынешние
незалежники. А ведь не случайно памятник славному русскому полководцу
появился в Бродах: когда-то под этим городом отличились в польском
походе Суворова и сам Кутузов, и его сподвижник, Петр Иванович
Багратион. В 1915 году, во время Первой мировой войны, Броды посетил
император Николай II. Интересно, что в городе некоторое время находился
штаб Первой конной армии Семена Буденного, а в 1944 году опять же в лесу
под Бродами бандеровцы убили знаменитого советского разведчика Николая
Кузнецова, героя книги «Это было под Ровно». В том же 1944 году
советский ас, Герой Советского Союза Петр Иосифович Гучек в небе над
Бродами сбил два немецких самолета, а третий протаранил. Так что память о
себе в Бродах оставили и поляки, и русские, и немцы, и евреи, и даже
турки с татарами, только украинских достопримечательностей здесь днем с
огнем не найдешь. Да и откуда, если еще в 1939 году украинцы составляли
всего десять процентов населения Брод!
За тысячелетнюю историю приграничного города и
Австро-Венгерская, и Российская империи, и Речь Посполитая оставили свои
зарубки, народили славных сынов и дочерей. Среди бродчан и знаменитый
историк Отто Хауснер, и польский писатель Юзеф Коженевский, и один из
основателей хасидизма Гершон бар Авраам Кутовер, и знаменитый советский
разведчик, работавший в Берлине и Париже, а похороненный аж в Швейцарии
Морис Бардах, и израильский писатель Садан Дов (Берл Шток), и Йозеф Рот,
которого так ценил Иосиф Бродский. Этот австрийский писатель,
знаменитый своим романом-хроникой о Габсбургской империи «Марш
Радецкого», который включен в двадцатку лучших романов на немецком языке
и дважды экранизирован, родился в Бродах, учился во Львовском и в
Венском университетах, воевал в Первую мировую войну, после ее окончания
работал в немецких газетах и писал сатирические романы о жизни
послевоенной Европы. Бежал от нацистов во Францию, последние годы сильно
пил и нищенствовал. В 1939 году покончил жизнь самоубийством. Думаю,
что его бродское происхождение стало одной из отправных точек для
интереса Иосифа Бродского, так же как и происхождение Исаака Бабеля.
На Украине Бродский чуть не стал киноактером. В 1971
году режиссер Вадим Лысенко пригласил его сыграть в фильме «Поезд в
далекий август» секретаря Одесского горкома КПСС Наума Гуревича. Фильм
рассказывал об обороне Одессы во время Великой Отечественной войны.
Может быть, во время съемок фильма поэт и ездил из Одессы в свои Броды?
Когда съемки были завершены (уже отсняли и хроникальные кадры прибытия
героев обороны в город, и их встречу с одесситами 30 лет спустя, и
заседание штаба обороны с участием Бродского и Джигарханяна, сыгравшего
роль разведчика), вдруг раздался звонок из Киева: потребовали срочно
показать в Госкино Украины отснятые материалы. Приказали переснять все
кадры, где присутствует Бродский ввиду «несоответствия между важными
политическими задачами фильма и неблагонадежностью неизвестного поэта».
Режиссеру Вадиму Лысенко пришлось взять на роль
Гуревича другого актера. Однако Лысенко переснял с участием нового
актера только крупный план. На среднем и дальнем плане остался Иосиф
Бродский, но его фамилию пришлось выбросить из титров. Может, с тех пор и
невзлюбил поэт украинских чиновников? Может, поэтому и относил свою
историческую родину не к Украине, а к Польше? Он наверняка знал, что при
поляках Броды сохраняли свой еврейский облик, а в советской Украине от
него остались одни воспоминания. Впрочем, точно так же исчезли из города
и поляки, и русские. Многовековая столица галицкого еврейства, колыбель
всех Бродских, на сегодня полностью лишена привычного
интернационального облика. О евреях напоминают лишь развалины древней
синагоги и древнее еврейское кладбище.
Иосифа из Брод этот город по наследству приучил к
мастерству своего дела, к вечной благодарности миру и спокойной иронии в
самые трудные минуты жизни. |