«Господь, Творец всего сущего, да будет нашим
помощником и началом. Аминь»… Такими словами начинается список
четырнадцати детей Даниэля Карона и его жены Марии Фортен. Своеобразная
метрическая запись исполнена без обычных формальностей, в старой
истрепанной книжке вроде тех, в которых бережливые хозяйки ведут счет
своим расходам. Даниэль Карон был кальвинистом, кальвинистом после
отмены Нантского эдикта, следовательно, еретиком, человеком вне закона.
По ремеслу же он был часовщиком. Он жил в старой провинции Бри, в
небольшом городке Лизи на Урке, теперь в департаменте Сены и Марны.
Провинция Бри была очагом самого рьяного кальвинизма. Ни красноречивое
слово Боссюэ, ни грубая сила драгонад, ничто не могло сломить
нормандских последователей Кальвина. Лишенные прав гражданства и права
совершать в городе свое богослужение, они укрывались в пустынных местах и
там молились, пользуясь проездом странствующего пастора. Их браки не
признавались действительными, дети считались незаконными. Этим
объясняется странная форма метрической записи Каронов.
Почти все многочисленное потомство Даниэля
Карона умерло до зрелого возраста. Крепче других детей оказался
четвертый – Андре-Шарль Карон. Он родился 21 апреля 1698 года и спустя
десять лет лишился отца. Вдова Карона переезжает в это время в Париж.
Что заставило ее переменить место жительства, хотела ли она найти покой в
столице, всегда более веротерпимой, чем провинция, или под влиянием
забот о детях в ней слабела уже вера в то, что так стойко защищалось в
Лизи на Урке?.. Прямых ответов на эти вопросы не имеется, но есть
косвенный ответ на последний вопрос. Едва достигнув совершеннолетия, сын
кальвинистки Марии Фортен, Андре-Шарль Карон поступает в ряды тех самых
драгунов, при виде которых дрожали еретики провинции Бри. Он был в
летах, когда жива еще связь между отцами и детьми; невольно возникает
поэтому предположение, что Андре избрал военную карьеру с согласия своей
матери… Впрочем, он недолго носил пестрый мундир драгуна. Неизвестно,
по каким причинам 5 февраля 1721 года он покинул военную службу и,
поселившись в Париже, стал изучать ремесло отца. С верой родителей было
иначе. Менее чем через месяц после приезда в Париж Андре Карон принял
католичество и закрепил свое отречение распиской: «7 марта 1721 года в
церкви Nouvelles Catholiques я отрекся от ереси Кальвина». В последующей
своей жизни Карон всегда свято соблюдал все обряды католической церкви,
но все-таки есть основание думать, что его обращение было одним из
средств борьбы за существование. Католицизм был в эту пору своего рода
правом на заработок и свидетельством благонадежности. И Андре Карон
опирается на это право. Через год после отречения от ереси Кальвина он
подает прошение в государственный совет на королевское имя и
ходатайствует об утверждении в звании часовщика. Для этого требовалось
определенное время выучки под руководством «патентованного» мастера.
Карон не удовлетворял этому требованию, и потому, в подкрепление своей
просьбы, он ссылается на свое обращение в католичество. Вероятно, этот
аргумент оказался достаточно веским, так как прошение Карона было
удовлетворено вопреки установленным правилам. Получив звание часовщика,
через три месяца после этого, 13 июля 1722 года, Андре Карон женился на
Луизе Пишон, дочери парижского буржуа, как расписался ее отец в
церковной книге. По исследованиям Жаля, от этого брака родилось не менее
десяти детей, семь дочерей и три сына. Первым ребенком Каронов была
дочь Мария-Винцентина, вторым тоже дочь – Мария-Жозефа. Мария-Жозефа
вышла потом замуж за Гильбера, архитектора Его Величества, короля
Испанского, и жила в Мадриде вместе с мужем и сестрою Марией-Луизой,
четвертой дочерью Каронов. Вероятно, ни положение, ни жалованье
королевского архитектора не представляли собой ничего ни высокого, ни
выгодного, так как жена Гильбера еще содержала в Мадриде модный магазин.
Третий потомок Каронов и трое последних были тоже дочери. Имя первой
неизвестно, имена остальных в порядке их рождения – Мадлена, Мария-Юлия и
Жанна. В 1756 году Мадлена вышла замуж за известного часовщика Лепина.
Это все, что можно сказать о ней; не больше известно также о ее сестрах,
исключая двух последних. Особого внимания заслуживает Мария-Юлия. Она
родилась в 1735 или 1736 году. Ее наружность и вся фигура не лишены были
привлекательности, судя по мадригалам воспевавших ее неведомых поэтов.
Со хранившиеся письма Марии-Юлии рисуют ее весьма симпатичными чертами.
Она любила читать, ее увлекали то Дидро, то Ричардсон, и все эти
увлечения сейчас же отражались в ее письмах, несколько вычурного и
неровного характера, с заметной склонностью к остроумию. Кроме родного
языка, по словам Ломени, она знала еще испанский и итальянский, недурно
играла на арфе и виолончели и даже писала музыку и стихи, невысокого,
впрочем, достоинства. Вместе с Жанной Мария-Юлия нередко участвовала в
домашних спектаклях. Она играла, между прочим, Дорину в «Тартюфе»
Мольера. Ей не чуждо было в то же время осмеянное тем же Мольером
стремление мещан разыгрывать из себя аристократов: провинция постоянно
поражала ее дурным тоном. Все эти свойства своего характера она
наследовала от отца.
Из троих сыновей Андре Карона двое – Огюстен и Франсуа,
умерли, не достигнув отроческого возраста. Что касается третьего, то это
был творец «Фигаро», Пьер-Огюстен Карон де Бомарше. Он родился 24
января 1732 года, в год первого представления «Заиры» Вольтера, во время
религиозной борьбы в парламенте и разлада в среде духовенства, среди
волнений по поводу чудес на Сен-Медарском кладбище («Умственные
эпидемии» Реньяра). «Рукоплескания в театре, шумные дебаты в парламенте,
глухой ропот Сорбонны и рычание конвульсионеров, – говорит Гюден, – не
достигали колыбели ребенка, но так как они продолжались в течение всей
его юности, то, несомненно, произвели некоторое впечатление на этого
страстного гения». С этим мнением нельзя не согласиться. Но ближайшая
среда еще сильнее влияла на ребенка, ближайшие спутники его первых
шагов, родители, сестры и братья.
Как уже известно, отречение Андре Карона от ереси
Кальвина было отчасти средством борьбы за существование, но только
отчасти. Были еще другие причины этого отречения. Религиозные воззрения
Кальвина, революционные относительно католической церкви, сами по себе
были явлением в высшей степени консервативным. Они налагали на личность
тяжелые путы, как бы очерчивали вокруг нее магический круг, исключавший
всякие поиски других истин, других горизонтов. Это было по плечу аскету
по природе, человеку холодному, но вовсе не вязалось с характером Андре
Карона. Строгий, как настоящий кальвинист, холодно внимающий жгучему
красноречию католического проповедника, он вдруг становился
сентиментальным, почти до слез, как это видно из многих его писем. Он
любил литературу и, судя по его цитатам и сравнениям, особенно увлекался
сентиментальной литературой. Грандисон увлекает его до того, что он
читает эту книгу серьезно больным, как только недуг хоть несколько
позволит ему забыть о страданиях. Ему не чужды также приливы легкого
юмора; Рабле, может быть, менее Ричардсона, все-таки знаком этому
человеку… Андре Карон был женат три раза, во второй и третий раз почти
стариком. Эта склонность к женской ласке окончательно дорисовывает
чувствительную натуру Карона-отца. Само ремесло Карона говорит в пользу
его ума, В XVIII веке часовщик почти всегда в то же время механик и
инженер. Дух изобретательности царит в эту пору среди ремесленников
этого цеха. Часовщик Гюго вместе с Буге и Кондамином принимает участие в
перуанской экспедиции для измерения градуса меридиана под экватором.
Ромильи первый устраивает часы, бьющие секунды, и часы с заводом на
целый год. Из четырех сыновей часовщика Леруа двое получают ученые
степени. По-видимому, и Андре Карон не ограничивался тесным кругом
своего ремесла. В 1746 году мадридский губернатор обращался к нему за
советом об употреблении машин для расчистки рек и гаваней. Карон дал
ответы вполне ясные и точные как человек, знакомый с делом.
О жене Карона можно сказать, что она была домовитая,
добрая женщина, но руководящая роль в воспитании детей принадлежала не
ей, а мужу.
Картину детства будущего знаменитого писателя сохранила
потомству сестра Мария-Юлия в плоховато написанной поэме на манер
«Энеиды» и «Генриады» со знаменитым началом «пою». Бомарше – главный
герой этой поэмы и предмет восторгов ее автора. Член многочисленного
семейства, он то и дело ускользает от родительской опеки. Он целый день
на улице, во главе многочисленной банды девчонок и мальчишек, таких же
сорванцов, как и он. Кухарка Марго напрасно защищает от них кладовую, а
мирные обыватели улицы Сен-Дени – места рождения Бомарше – тщетно
пытаются уснуть под оглушительный хохот и крики многочисленных спутников
юного Карона. Во всех играх и затеях детворы сын часовщика оказывается
на первом месте. Он любил, между прочим, разыгрывать судью и, заседая в
кресле, в самодельном костюме представителя право судия, разбирал жалобы
истцов, своих сверстников, причем всегда вел дело таким образом, что и
правые, и виноватые одинаково получали от него обильные колотушки. В
своих играх дети обыкновенно подражают старшим, копируют виденное и
слышанное. Пройдет воинский отряд с музыкантами впереди, и смотришь, –
толпа мальчишек, вооружившись палками, уже марширует на какой-нибудь
площадке. Религиозная процессия нарушила обычное движение улицы, – и те
же мальчишки со всякою всячиной в руках, в слабом подобии
священнического облачения, копируют виденное ими религиозное шествие.
Такого же, вероятно, происхождения была игра Бомарше в судью. Шарж, с
которым он разыгрывал эту роль, заставляет думать, что комический судья,
любитель заушения, перенесен им в детские забавы с подмостков
какого-нибудь балагана. С другой стороны, в семейном архиве Каронов
сохранился так называемый мемуар, откуда видно, что отцу Бомарше
случалось встречаться с представителями правосудия. Очень может быть,
что отцовские рассказы о судебной процедуре, пересыпанные едкими
замечаниями, во вкусе знакомого ему Рабле, то о том, то о другом
участнике процесса, послужили темою для судебных игр Бомарше.
По праздникам вся семья Каронов направлялась в церковь.
Нелегко было собрать вместе эту многочисленную семью. Юные члены ее с
самого утра разбредались по разным закоулкам, но Карон-отец нашел выход и
придумал особенную систему штрафов. Каждый ребенок получал у него в
месяц определенную сумму на лакомства и другие детские расходы, и вот –
кто опаздывал в церковь, у того вычиталась часть этой суммы. Кто
приходил после начала, у того удерживалось 12 су, опоздавший к чтению
Евангелия штрафовался на 24 су, а не заставший возношения даров терял
четыре ливра… «Таким образом, – вспоминает об этом Бомарше, – у меня
очень часто оказывался дефицит в шесть или восемь ливров».
Десяти лет от роду Бомарше был отдан в школу в Альфоре.
Что это была за школа, в точности неизвестно. Фигаро в «Севильском
цирюльнике», многими чертами похожий на своего творца, говорит, что
обучался ветеринарному искусству, но, по справке Ломени, ветеринарная
школа в Альфоре была открыта гораздо позже. Гюден сожалеет, что старик
Карон не отдал сына в университет или иезуитскую коллегию, отсюда
следует заключить, что Альфорская школа была ниже и того, и другого
учреждения. По-видимому, Бомарше был отдан в Альфор полным пансионером и
только по праздникам приходил домой. Двенадцати лет он впервые испове
довался в монастыре отцов Босоногих, где ему чрезвычайно понравилась картина Страшного Суда,
доказательство раннего развития у него эстетического чувства. Накануне
праздников, направляясь из школы домой, он часто сворачивал в Венсенн, к
своему исповеднику, посмотреть на любимую картину и послушать рассказы
монаха, тем более что эти рассказы всегда заканчивались хорошим
угощением для слушателя.
В Альфорской школе Бомарше пробыл всего три года. На
тринадцатом году отец взял его обратно домой. Вероятно, средства не
позволяли старику Карону дальнейшие расходы на воспитание сына. Ему
нужен был помощник в семье, работник в возможно скором времени. Наконец,
как видно из его писем, он высоко ставил ремесло часовщика, а при таком
настроении, естественно, не мог желать для своего сына ничего лучшего.
Очень может быть также, что молодой Карон сам навел отца на мысль о
прекращении курса наук своими скромными успехами.
Багаж знаний, с которым Бомарше возвратился под сень
родительской кровли, без сомнения, был невелик. В Альфоре его обучали
среди прочего латыни, и некоторые обстоятельства дают повод думать, что
Карон-сын преуспел в этой науке. В 1741 году Париж праздновал блестящею
иллюминацией рождение королевского принца. Начальство Альфорской школы
отпустило своих питомцев посмотреть на это зрелище, и Бомарше в числе
других. Как вспоминал он потом, его особенно поразила своим значением
огненная надпись на здании тюрьмы – «Usque in tenebris» («Даже во
мраке»). Беттельгейм полагает, что смысл этой фразы был объяснен Бомарше
тем самым монахом, который угощал будущего писателя вкусными
завтраками. По мнению немецкого биографа, знакомство Бомарше с латынью
было весьма ограничено, и все цитаты в его сочинениях из римских
классиков не что иное, как дань господствовавшей в то время моде.
Действительно, в бумагах писателя сохранился список всех подобных
изречений с приложением французского перевода их, исполненного рукою
Бомарше. Но если Бомарше страдал недостатком дипломированного
образования, то он с избытком обладал конечным результатом всякого
образования: живым умом, способным верно судить о вещах. Гений выручал
плохого школьника.
В нравственном отношении тринадцатилетний Бомарше был
чрезвычайно странным ребенком. Подобно Лермонтову и Байрону, Карон очень
рано обнаруживает чувственность. В тринадцать лет он уже влюблен в
какую-то девицу и, когда она выходит замуж, предается некоторое время
довольно мрачному настроению. Он делает в это же время первые попытки
писать стихи и, надо сказать, пишет их без особенного труда, так как
пересыпает ими письмо к сестре, мадам Гильбер, в Мадрид.
«Ваше письмо, – пишет тринадцатилетний корреспондент, – доставило мне бесконечное удовольствие. Оно вывело меня из мрачной меланхолии, которая владеет мною с некоторых пор, делает мне жизнь в тягость и заставляет сказать вам без лжи,
Что часто я томим желаньем На край вселенной удалиться, От злых людей уединиться И кончить там с существованьем. Но
известия, полученные мною от вас, начинают понемногу проливать свет на
мою мизантропию. Свободный и занимательный стиль Лизетты (вторая сестра
Бомарше, тоже в Мадриде), увеселяя мой ум, незаметно превращает мое
мрачное настроение в приятную истому, так что, не оставляя идеи об
уединении, я думаю, что товарищ другого пола не замедлил бы скрасить мою отшельническую жизнь».
Здесь опять начинаются стихи. Бомарше перечисляет
достоинства всех своих сестер и выражает желание, чтобы все эти прелести
соединились в предполагаемом средстве от мизантропии, товарище другого
пола. Он проводил бы дни с этим товарищем, ничего не делая, а ночи –
посвящая любви. Письмо опять прерывается стихами, идея которых – намек
на неудачный роман – никогда не связываться с женщинами. По словам
Ломени, конец этого письма тринадцатилетнего корреспондента совсем
неудобен для цитированья.
При таком настроении молодого Карона обучение часовому
мастерству не могло, конечно, подвигаться с особенным успехом. Бомарше
занимался спустя рукава. Его постоянно отвлекала другая страсть, любовь к
музыке. Он играл чуть не на всех инструментах, оглушая своих домашних и
соседей по квартире. В это же время у него заводятся знакомства с
жуирующей молодежью. Маленькие пирушки в кругу этих приятелей вызывают
постоянные исчезновения его из дому и поздние возвращения обратно. У
него создаются в эту пору свои собственные расходы, и, чтобы добыть для
них денег, он начинает принимать заказы тайком, без ведома отца, а
выручку обращает в свою пользу. Стихи он пишет по-прежнему, с теми же
вздохами о товарище другого пола, и волочится за знакомыми и незнакомыми
девицами.
Старик Карон долго терпел безалаберное поведение сына,
но не выдержал наконец и выгнал его из дому. Изгнание было, по-видимому,
фиктивное, как крайняя мера с целью подействовать на самолюбие сына.
Бомарше – ему было в это время 18 лет – укрылся у знакомых и при помощи
этих последних ходатайствовал о возвращении под родительский кров.
Старик Карон разыгрывал комедию изгнания чрезвычайно ловко и долго
казался неумолимым. Наконец, примирение состоялось при посредничестве
родственника и друга Каронов, банкира Коттэна. Но прежде чем
возвратиться домой, Бомарше должен был подписать обязательство
беспрекословно повиноваться воле отца. В этом документе чрезвычайно ярко
обрисовывается как личность отца будущего писателя, так и причина
разлада обоих, а следовательно, и личность самого Бомарше.
«Вы не будете, – так начинался договор отца с сыном, –
ни приготовлять, ни продавать, ни прямо, ни косвенно, ничего, что не
отмечалось бы в моих счетах, и воздержитесь от искушения присваивать
себе что-либо из моей собственности, абсолютно ничего сверх того, что я
назначу вам. Вы не будете принимать в починку часов или других вещей ни
от своих друзей, ни под каким другим предлогом, не предупреждая об этом
меня. Вы не прикоснетесь к ним без особого приказания моего в каждом
случае, даже поломанного ключа вы не будете продавать, не отдавая мне
отчета. Летом вы должны вставать в 6 часов, зимою – в 7. Вы будете
работать до ужина и всё, что я вам прикажу. Я подразумеваю, что таланты,
данные вам Богом, вы употребите лишь на то, чтобы прославиться в своей
профессии. Поймите, что вам стыдно и бесчестно пресмыкаться в этой
профессии, что вы не будете стоить плевка, если не сделаетесь здесь
первым. Любовь к этой прекрасной профессии должна наполнять ваше сердце и
одна только занимать ваш ум.
Вы прекратите ваши ужины в городе и вечерние прогулки: и
те, и другие слишком опасны для вас. Я разрешаю вам обедать у ваших
друзей по воскресеньям и праздникам, но с условием, что я всегда буду
знать, куда вы пойдете, и что вы будете возвращаться домой всегда раньше
девяти часов. Отныне даже умоляю вас никогда не просить меня отменить
это правило и не советую вам делать это самовольно.
Вашу несчастную музыку вы должны будете вовсе оставить,
особенно же приемы молодых людей: я не потерплю ни одного из них. И
музыка, и молодые люди погубят вас. Однако, принимая во внимание ваше
пристрастие, я разрешаю вам игру на скрипке и флейте, с тем непременным
условием, что вы будете играть на них в рабочие дни только после ужина и
ни в каком случае днем, не нарушая в то же время покоя соседей и моего.
Я буду избегать по возможности посылать вас в город, но,
в случае, если этого потребуют мои дела, запомните хорошенько, – я не
приму никаких извинений, если вы запоздаете с возвращением домой: вы
знаете заранее, как возмущают меня ваши отлучки.
Вы получите от меня стол и 18 ливров ежемесячно на ваши
расходы и на погашение ваших долгов. Было бы слишком вредно для вашего
характера, если бы я назначил вам жалованье и оплачивал ваши работы. Но
если вы, в чем – ваша обязанность, будете способствовать успеху моего
дела и своим талантом доставите мне какую-либо прибыль, я дам вам
четвертую часть дохода с вашей работы. Вы знаете мой образ мысли, вам по
опыту известно, что меня нелегко превзойти в великодушии; заслужите же,
чтобы я сделал для вас больше, чем обещаю. Но помните: мне не нужно
слов, я требую дела. Если вы согласны на мои условия и чувствуете себя
достаточно сильным, чтобы исполнить их добросовестно, принимайте их и,
подписав, возвратите мне…»
Конечно, Бомарше поспешил подписаться под этим
«Домостроем», хотя ему не нравилось намерение отца обращаться с ним, как
с ребенком.
Старик Карон не ошибся. Его суровая мера не замедлила
оказать свое действие: ветреник и гуляка, Бомарше вдруг сделался
усердным работником. Оправдалась также и надежда отца, что таланты сына
обеспечат последнему выдающееся место в ряду других часовщиков: молодой
Карон прославился как изобретатель. Он придумал особый ходовой анкер и с
этих пор выходит на арену известности и вместе с тем борьбы.
Изобретение было сделано им в июле 1753 года. В порыве радости и,
вероятно, тщеславия он поделился своей новостью со знаменитым в то время
часовщиком Лепотом. Новость была сообщена под секретом, но в сентябре
того же года Бомарше с удивлением прочел в газете «Меркурий» объявление
Лепота о сделанном им, Лепотом, изобретении, как две капли воды
походившем на изобретение молодого Карона. Очевидно, Лепот рассчитывал
на свою известность и на полную неизвестность Карона. Он не подозревал,
что самолюбивый и слишком откровенный изобретатель обладал уменьем не по
летам отстаивать свои интересы. В том же «Меркурии», в ноябре того же
года, было напечатано письмо Бомарше, оповещающее всех о подделке
Лепота. Лепот попытался было раздавить обобранного им юношу
свидетельством каких-то трех отцов-иезуитов и шевалье де Ламольера, но
спор двух часовщиков обратил уже на себя внимание в правящих сферах, и
министр двора, граф Сен-Флорентен, поручил Академии разрешить вопрос.
Назначенные Академией эксперты Камю и Монтиньи дали заключение за
подписью «вечного» секретаря Гранжана де Фуше, что «господин Карон
должен считаться настоящим изобретателем нового ходового анкера, а Лепот
– только подражателем его изобретения; что представленный Лепотом в
Академию 4 августа (1753 г.) ходовой анкер не что иное, как естественное
следствие того же механизма господина Карона, и что ходовой анкер этого
последнего, менее совершенный, чем Грагамов, оказывается, в применении к
карманным часам, самым совершенным из всех, какие употреблялись в этом
случае, хотя в то же время и самым трудным по исполнению…» Таким
образом, победа осталась за Бомарше.
Будь молодой Карон изобретателем не ходового
анкера для часов, а чего-нибудь другого, хоть и более важного, он,
вероятно, скоро погрузился бы в Лету, и единственной наградой его было
бы уважение немногих истинных ценителей всякой новизны. Но часы, не
столько прибор для измерения времени, сколько предмет тщеславия и моды,
должны были выдвинуть его на первое место. Как только Академия признала и
утвердила за ним право на новый анкер, его сейчас же завалили заказами
блестящие представители парижского общества, а король пожаловал ему
титул придворного часовщика. Впрочем, и сам Бомарше не упускал случая
рекламировать себя, и притом чрезвычайно ловко. Кто-то будто бы
распустил слух, что анкер Карона не годится для плоских часов, и вот
изобретатель, под предлогом публичного выражения почтения известному
часовщику Ромильи, объявляет во всеобщее сведение, что он изготовляет
какие угодно плоские часы, более плоские, чем делали раньше, и притом
нисколько не в ущерб достоинству механизма. Первый образец таких часов
имеется у Его Величества, и Его Величество носит их уже целый год и
вполне доволен. Мадам Помпадур изобретатель преподнес часы, вделанные в
перстень, всего в четыре линии диаметром и в две трети линии толщиною.
«Таким образом, – заканчивалось письмо Бомарше все в том же
„Меркурии", – пользуясь моим анкером и моею конструкцией, можно
изготовлять плоские часы и каких угодно малых размеров. Карон-сын,
королевский часовщик».
Людовик XV чрезвычайно интересовался как изобретателем,
так и его изобретением. Когда Бомарше преподнес ему часы, король
приказал завести их и объяснить всем присутствовавшим придворным
устройство их механизма. Не менее интересовали короля часы-перстень
госпожи Помпадур, он заказал такие же для себя, а его примеру
последовали придворные. Бомарше приготовил также часы для дочери короля,
принцессы Виктории: они были с двумя стеклами, что позволяло видеть
стрелки со всех сторон. Имя часовщика Карона приобретало в Версале все
возраставшую популярность. |