22 июня 1807 года восьмилетнего Оноре поместили в Вандомский коллеж, откуда он вышел шесть лет спустя.
Бальзак не раз пожалел о том, что во
время обучения его готовили к духовной карьере. Учеба в коллеже не
увлекала его, к тому же ему приходилось сожалеть о нехватке другого
воспитания, того, которое при старом режиме называлось великосветским и
которое получили некоторые из его друзей.
Дворянин сызмальства учится верховой
езде. По утрам он занимается фехтованием и стреляет из пистолета, после
чего отправляется в манеж. В остальное время он учится быть любезным.
Тот, кто владеет искусством нравиться, владеет всем. При этом обучение
происходит естественно, в обществе матери и сестер, и не требует ни
малейших усилий.
В 1808 году детей из буржуазных семей
воспитывали по единому образцу: школьная дисциплина должна была
сформировать их личность, дать им знания, поставить перед ними цель.
Вандомский коллеж был одним из самых
известных во Франции. Революция секуляризовала его. С 1792 по 1795 год
он назывался Национальным коллежем, затем, в 1795–1802 годах, —
Центральной школой. Здесь появились новые учителя. Будучи по сути своей
чиновниками, они четко следовали инструкциям, не вникая в смысл
постановлений Учредительного собрания. Собрание решило переодеть
священнослужителей в цивильный костюм, пусть так! Рясу уберем в сундук!
Обучение в только что созданной Высшей нормальной школе было поставлено
очень хорошо. Господин Дессень, учитель математики, посещал лекции
Лагранжа, Монжа и Бертолле, выдающихся ученых с мировым именем. Будучи
священником, присягнувшим Положению о Церкви от 1790 года, Дессень смог
жениться. Вместе со своим шурином, господином Марешалем, он начал
воплощать в жизнь, заручившись поддержкой государства, методы обучения,
которые не слишком изменились с XVIII века. Орден ораторианцев всегда
называл науку — наукой, а душу — душой. Точно так же как наука
предпочитает механику схоластике, душа отвергает любую мысль о
колдовстве.
Детям, помещенным в Вандомский коллеж,
следовало забыть о жизни в семейном кругу. Ученики никогда не покидали
стен коллежа, даже во время каникул. Оплаченная родителями по заранее
обусловленной цене ученическая форма была сшита по одной и той же
выкройке из материи, выбранной коллежем: круглая шляпа, небесно-голубой
воротничок, сюртук из серого сукна. Ученикам вменялось в обязанность
стирать, чистить, опрятно содержать одежду, равно как мыться и ухаживать
за своим телом. После утреннего туалета прислужницы причесывали и
припудривали детей. По воскресеньям надзиратели проводили тщательную
проверку комнат, куда ученики предварительно сносили все свое имущество.
Воскресные исповедь и письмо, написанное родителям, — вот единственно
допустимые формы личной жизни. За все время, что Оноре провел в коллеже,
он всего лишь дважды видел своего отца.
По воскресеньям, когда погода
благоприятствовала прогулкам, ученики, построившись парами, отправлялись
во владения господина Марешаля. Наставники поощряли составление
гербария и позволяли предаваться здоровым удовольствиям. Дети осваивали
ходули, играли в мяч или наблюдали за жизнью животных. У каждого ученика
был на попечении голубь, о котором он заботился и которого кормил
специально отложенной в столовой пищей. Во время еды ученикам
разрешалось негромко и спокойно разговаривать и даже обмениваться
тарелками и досаливать блюда. На уроках не слишком радивым задавали
дополнительные задания. В отдельных случаях применялись телесные
наказания. Школьная процедура наказания розгой напоминала армейскую.
Провинившийся ученик становился на колени перед кафедрой. Он выслушивал
причину наказания и какое-то время стоял в ожидании удара. Преподаватель
начинал бить тогда, когда это было ему угодно, причем количество ударов
заранее не оговаривалось.
Ученикам предписывалось избегать
«дурного влияния богатства», и в то же время многие из них, в отличие от
Бальзака, получали от родителей достаточно денег, что обеспечивало им
более приятную жизнь. Бальзак же не мог принимать участие в играх,
поскольку у него не было ни скакалок, ни мячей, ни ходулей.
Примерных учеников награждали распятием
и знаком отличия — красной лентой. Старшеклассники, составлявшие элиту
коллежа, поступали в Академию, и им предоставлялась привилегия читать
развлекательные книги: сказки в стихах или в прозе, послания и трагедии.
Суровый опыт коллежа поможет Бальзаку в
1832 году создать роман «Луи Ламбер», вызывавший восхищение Флобера,
Алена-Фурнье и Монтерлана.
В качестве прототипов Луи Ламбера
принято называть несколько реальных лиц. Но прежде всего Луи Ламбер —
это сам Бальзак, наделенный квазимагической силой, повзрослевший,
окрепший. Он берет реванш над своими товарищами, наносившими ему
оскорбления. Он раздваивается. Он одновременно и ребенок, который
покорно все сносит, и взрослый, который изобличает все то, с чем
столкнулся в детстве. Луи Ламбер в воспоминаниях переживает свой
приобретенный в коллеже опыт с яростью подростка и в то же время с
пониманием сформировавшейся личности, проникнутой духом перемен и
отрицания ненавистных устоев воспитания. Эти устои омрачили детство
Бальзака и наполнили его слова горечью.
Луи Ламбер, как и Бальзак, написал в
ранней молодости «Трактат о воле», чтобы укрепить свой нравственный дух.
Он больше чем друг, он совершенный друг, тот, с кем не боязно пойти на
край света, поскольку Луи Ламберу, наделенному сверхъестественными
способностями, ставящими учителей в тупик, подвластно все. Он — чародей.
Его глаза то яростно сверкают, то излучают небесное сияние. Его
красота, равно как и ум, возносит человеческий род на ангельские
вершины. А поскольку Луи Ламбер в конце концов впадает в безумие, то
Бальзак будет избегать вести тот образ жизни, который наделил Луи
Ламбера даром ясновидения.
Первое известное нам письмо Бальзака
написано 1 мая 1809 года и адресовано матери. За успехи в устной латыни
он получил похвальный лист и томик «Истории Карла XII» Вольтера. Он
завел толстую тетрадь, и ему ставят хорошие отметки. Но его учитель
Лазар-Франсуа Марешаль недоволен: «От него ничего нельзя добиться ни на
уроках, ни при выполнении домашних заданий; он испытывает стойкое
отвращение к обязательным занятиям». Провинившегося ученика запирали в
чулан. В этой темнице Бальзак однажды провел целую неделю. Рекордсмен по
карцеру или, как назвали его ученики, «деревянной клетке», Бальзак
заставляет работать свое воображение. Он изобретает перо с тремя
кончиками, которое позволяет быстро переписывать дополнительные задания к
уроку. Он много читает, а чтобы его не смогли застать врасплох, он
разбрасывает пустые ореховые скорлупки по пути следования надзирателя.
Они трещат под ногами, и таким образом возвещают, что надзиратель
совершает обход.
Начиная с 1806 года отец Огюстен
Лефевр, сорокалетний ораторианец, бывший библиотекарь, а по призванию
поэт, драматург и философ, станет поощрять занятия ученика Бальзака.
Бернар-Франсуа мечтал, чтобы его сын поступил в Политехническое училище.
В распоряжении отца Лефевра находилось две-три тысячи книг, попавших в
библиотеку в годы Революции, когда были разгромлены аббатства и замки.
Тогда эти книги продавались на вес.
В Вандомском коллеже Бальзак слыл
поэтом из-за своей склонности к необузданному восторгу. Заслуга отца
Лефевра, в то время занимавшего должность классного наставника, состоит в
том, что он впервые попытался упорядочить это неуправляемое
воображение. Бальзак начинает прилежно читать произведения авторов,
фамилии которых сейчас очень трудно установить. В «Луи Ламбере» он
приводит слишком длинный список книг, и поэтому возникают сомнения, что
он мог прочитать их все в действительности. Но книги разбудят
чувствительность Бальзака. Они привьют ему любознательность и разовьют
склонность говорить на любые темы, научат столь пылко возражать, что
учителя придут в изумление.
Существует каталог библиотеки
Вандомского коллежа, ставшей ныне муниципальной библиотекой. Упомянем
лишь одно произведение, вышедшее в свет в 1810 году: «Знаменитые дети»
Ж.-П. Нугаре. Автор повествует об одиннадцатилетнем Паскале, пишущем
трактат о звуках; в 16 лет он опубликует трактат о коническом сечении.
Пико делла Мирандола в самом юном возрасте постигнет всю совокупность
человеческого знания, он овладеет 22 языками. Несчастный ребенок Кандиак
де Монкалм (1719–1726) умрет в 7 лет из-за чрезмерного увлечения
греческим языком и латынью.
Первое причастие, первое слово,
сказанное доброму священнику, чистая правда, которую нужно открыть
духовнику… но молитва в одиночестве — вот в чем таится истинная вера,
истинная сила. Это внутренний диалог с Богом. Обуреваемый страстями или
только изображающий их, Бальзак уверовал в могущество своей воли,
«единственной вещи, которая у человека схожа с тем, что ученые называют
душой», но это не просто душа, а душа, наделенная сознанием, «энергичная
сила в высшей степени подвижная и неуловимая». |