Еще до отъезда Бальзак поручил
предпринимателю Юберу заняться устройством маленького дома, который
купил в Севре. К июлю 1838 года он расширил свои владения, прикупив
несколько небольших участков земли, и теперь вполне мог здесь
обосноваться. Он обставил свое жилище с предельной скромностью, углем
нацарапав на стенах: «палисандровая обшивка», «гобелены», «венецианское
стекло», «картина Рафаэля».
Почва в имении оказалась глинистой, а
участок неровным. Гости Бальзака восхищались ловкостью, с какой хозяин
перемещался по саду, держа в руках булыжники, которые по мере
необходимости кидал себе под ноги.
Подумать только, через год он сможет добраться до Парижа поездом!
В июле-августе он был завален работой.
Требовалось срочно оплатить счета и векселя, выданные для обустройства
Жарди. В парке Сен-Клу распевали птицы, зеленая сень деревьев навевала
сладкие сны, а он корпел над первой частью «Блеска и нищеты куртизанок».
Окончательный текст этого романа был
опубликован только в августе 1844-го с датировкой 1845 года, а до этого в
печати появились многочисленные отрывки и варианты.
В августе Бальзак принялся за
переработку «Сельского священника» и «Крестьян», пока что озаглавленных
«Кто с землей, тот с войной».
Одновременно он написал «Дом
Нусингенов», а с 22 сентября по 8 октября в «Конститюсьонель» появился
его «Музей древностей» — своего рода заключение к «Старой деве». Правда,
Алансон в этом романе не упоминается, а сюжет разворачивается вокруг
молодого аристократа Виктюрниана д’Эгриньона, который приезжает в Париж,
связывается с компанией кутил и гуляк, а затем, стараясь угодить своей
любовнице Диане де Мофриньез, совершает подлог. Фигуры второстепенных
персонажей, заимствованные из провинции, «становятся барельефами на
стенах склепа». Аристократы вроде д’Эгриньона, которым в 1818 году было
под семьдесят, мечтают о возвращении своих огромных состояний. Отсюда
название — «Музей древностей», потому что именно так называли собрания
этих людей. Если Париж для жителей Алансона — это цитадель удовольствий,
то парижане видят в провинции мирную гавань, в которую они стремятся,
скрываясь от долгов, спасаясь от любовных скандалов, а то и от обвинений
в подлоге или убийстве. За последнее преступление правосудие карает
жестоко: виновного на два часа выставляют на всеобщее обозрение, как во
времена позорного столба, затем клеймят каленым железом и отправляют на
каторжные работы в Тулон. Бальзак знал, что один из родственников Эжена
Делакруа подвергся именно такому наказанию.
15 июня 1839 года Бальзак добавил к
своему владению в Жарди еще один земельный участок. Теперь у него было
два дома и еще один, построенный Юбером, а также 4,4 гектара земли.
Земля обошлась в 10 тысяч франков, постройки — в 42 тысячи. Но где взять
эти деньги? Бальзак чувствовал, что силы его на исходе. Неужели снова
«бросаться в работу, словно в бездонную пропасть»? Не лучше ли продать
авансом свои будущие произведения, скажем, на десять лет вперед? Но и в
том и в другом случае его ждет жизнь, полная лишений: «Какое несчастье
родиться бедным, но с сердцем художника!»
2 июня, прогуливаясь по саду, он упал.
Пришлось провести в постели 40 долгих дней. Кончился хлеб, кончились
свечи, кончилась бумага. Не было покоя от кредиторов, на его след снова
напала национальная гвардия. В январе 1839-го он уже побывал в тюрьме. В
августе он отправил Еве Ганской одно из самых горьких писем:
«Жарди грозит гибель. А ведь я уже
почти закончил стройку, остались какие-то пустяки. Но мне все равно не
жить спокойно, пока я не расплачусь со всеми, кому должен, а должен я
целое состояние. Тысячефранковые билеты проваливаются, как суденышки в
море. Литературный труд становится все неблагодарнее. Издатели хотят
получить все рукописи сразу, а критики считают, что я слишком много
пишу».
Тем
не менее в Жарди Бальзак пережил и радостные моменты. К нему приезжали
друзья, веселые люди, с которыми ему было приятно проводить время. В
числе самых верных почитателей — Леон Гозлан, впоследствии написавший
книгу «Бальзак в домашних туфлях», Шарль Лазайи, «человек с крупным
телом, управляемым не менее крупным носом», Лоран-Жан, любивший называть
Бальзака «деткой», «дорогушей» и «любимым».
Лоран-Жан занимался интерьерами
парижских особняков, в частности, оформлял жилье барону Джеймсу де
Ротшильду. Не чужд он был и литературы, но сам себя именовал «лакеем
Бальзака».
4 августа 1877 года «Жокей» поместил
подписанный Морисом Регаром некролог, посвященный Лорану-Жану. В нем
описывается внешний облик этого человека: «Лицо асимметричное, фигура
совершенно перекошенная… Он не ходил, а словно подпрыгивал, опираясь на
палку. Худ был настолько, что гвоздь в его присутствии сгорел бы от
стыда за свою тучность. Нос его больше всего напоминал нос хищной
птицы». Лоран-Жан нередко именовал себя «мизантропом без тени угрызений
совести». При этом его преданность Бальзаку не знала границ.
«Добродетели Бальзака, — говорил он, — посрамляют мои собственные, в том
числе самую достойную — ничегонеделанье». Будучи завзятым остряком, он
особенно ценил в других чувство юмора.
Как и во времена «Истории Тринадцати»,
Бальзак, не забывший девиз «Один за всех и все за одного», мечтал
собрать вокруг себя преданных друг другу единомышленников в некое
общество или ассоциацию. Журналисты, конечно, «злыдни», но без них не
обойтись. Не может быть, чтобы в редакциях газет совсем не нашлось
порядочных людей, верных и надежных. Пускай Леон Гозлан завяжет с ними
знакомство, а Бальзак пригласит их потом к себе на обед. Необходимо
вооружиться «копьями „Пресс", алебардами „Котидьена", ружьями „Журналь
де деба", мушкетами „Сьекля". Только так можно править миром».
Гозлан составил список. Бальзак
просмотрел его и против каждого имени сделал пометку: такой-то не понял
«Серафиту», такой-то осудил безнравственность Горио, этот вообще никогда
не писал о Бальзаке, этот жалкий трус, про которого и говорить не
стоит… Одним словом, безгрешных в списке не оказалось.
По-настоящему счастливо он прожил в
Жарди только одно лето 1839 года. Он радовался, что сбежал от сырости и
духоты Парижа под сень могучих деревьев; мечтал, что разведет плантацию
редких культур (ананасов и апельсинов, особенно ценимых гурманами),
будет продавать их на бульварах, а на вырученные деньги жить.
Эгоизм
творчества не давал Бальзаку страдать от одиночества, а когда ему
становилось слишком грустно, он писал Еве Ганской: «Я вижу в вас лучшую
часть собственного „я". Работать для меня значит любить вас. […] Вы —
воплощение моей честности и порядочности».
16 августа Бальзак добился-таки того,
что его избрали президентом Общества литераторов, а затем переизбрали 25
декабря. 9 января 1840 года его сменил на этом посту Виктор Гюго.
Он не мог знать, что и здесь его
подстерегут акулы бизнеса. Постоянно нуждаясь в деньгах, Бальзак занял у
неких дельцов энную сумму под свои будущие театральные постановки. И в
сентябре 1840 года в его мирный уголок Жарди явилась целая армия
судебных исполнителей в сопровождении мускулистых грузчиков, чтобы
помочь ему поскорее освободить помещение. |