Вольтер осуждал методы преподавания в
сельских школах. Он считал, что совершенно незачем воспитывать будущих
капралов вместо того, чтобы готовить рабочую силу, необходимую для
обработки земли. Тем не менее Бернар-Франсуа пошел в школу. Руссо
считал, что детей должны учить французскому языку, однако начальные
знания сельские школьники получали на латыни. Латынь в Канезаке
преподавал аббат Виалар. Чтобы лучше запомнить алфавит, школьники
смотрели картинки: собака — это «С», «Д» — это дерево… Потом они учились
нацарапывать латинские тексты. Латынь — язык Церкви, кроме того, это и
праязык, зная его, можно постичь скрытый смысл слов.
Когда доходило дело до французского,
оказывалось, что это совсем не тот язык, на котором говорят. Глаголы
было принято писать в устаревшей форме, хотя произносились они так же,
как и сегодня.
Лучших учеников поощряли. Им
дозволялось подойти к столу учителя и лизнуть сахарную голову; по
воскресеньям в церкви именно они дирижировали хором, читавшим молитву и
исполнявшим церковные песнопения, мотеты. Причастившись, они получали
право на «дополнительное причастие»: толстый круглый ломоть подсоленного
белого хлеба.
Бернару-Франсуа везло: ему даже
поручали звонить в церковный колокол. Позже, в 1793 году, обращенный в
совсем другую веру, в письмах к брату он издевался над «болтавшимися
колоколами», которые теперь переплавляли на пушки. Он писал, что
«колокола бьют по мозгам живых, ничего не делая для мертвых». А тогда,
подростком, он изо всех сил тянул за веревку, стараясь добиться того,
чтобы голос у колокола звучал чисто и в то же время настойчиво. По
окончании мессы Бернар-Франсуа четкими военными ударами созывал жителей
деревни собираться вокруг синдиков, составлявших в ту пору муниципальный
совет. В него входили сборщик податей, обязанностью которого являлось
распределять налоги, пограничная охрана округа, уличные проповедники.
Когда местные крестьяне обращались в муниципалитет за разрешением
каких-либо спорных вопросов, бальи или его представитель старались все
уладить; бальи исполнял функции нотариуса, а также мирового судьи.
Крестьянский сход вершил почти все дела, шла ли речь о пользовании
лесом, общинными землями или о распределении орудий труда. Часто не
хватало лошадей. Поэтому, чтобы заплатить земельную ренту, крестьянам на
время полевых работ приходилось объединяться.
Многие семьи, кому принадлежало лишь по
клочку земли и у кого не было инвентаря и тяглового скота,
присоединялись к таким же неимущим беднякам. Вольтер писал:
«Пятеро-шестеро нищих вместе представляли одно вполне терпимое
хозяйство. С каждого по нитке — голому рубашка».
Для таких объединившихся семей Канезак, впрочем, как и другие французские деревни, воплощал собой демократию.
Бернар-Франсуа понял, что общество
существует благодаря взаимовыгодным обменам, иначе говоря, сложной игре
интересов. Нотариусы, оформляющие все совершаемые действия юридически,
всегда будут процветать в обществе, законы которого ужесточаются по мере
того, как растет продолжительность жизни, а следовательно, и
численность населения. Король принял решение взимать налоги со всех, в
том числе и на недвижимость. Вопрос в том, кому принадлежит земля? Тому,
кто годами, а порой и веками формально владеет ею? Или тому, кто ее
обрабатывает? Этот вопрос лежал в основе множества тяжб.
Бернар-Франсуа станет нотариусом.
Он старался не вспоминать о своем
детстве. Оно прошло в многодетной семье и было неслыханно тяжелым.
Случались дни, когда члены семьи смертельно ненавидели друг друга.
Бернар-Франсуа долгое время оставался холостяком, и характер его
сформировала среда. Она наделила его гибкостью; в отношении ближнего он
научился проявлять понимание и снисходительность, которые заслуженно
снискали ему дружбу самых разных людей, зачастую не имевших с ним ничего
общего, будь то коммерсанты, банкиры или министры. И когда наконец
Бернар-Франсуа решился завести детей (Оноре родился в 1799 году, Лора — в
1800-м) он воспитывал их так же, как растили его самого, в деревне, в
тяжелых условиях, в тесноте и духоте. Воспитание должно быть
традиционным, следовать вековому опыту, к тому же можно быть уверенным,
что именно в деревне галльские традиции сохранялись в девственной
чистоте, и их чтили, как прежде.
В прежние времена молодые люди не
покидали Канезака. Среди своих жить было дешевле, а бродить по дорогам —
накладно: «нужно иметь столько монет, сколько встречаешь на пути
деревень».
Родители Бернара-Франсуа не
препятствовали ему уехать. Пусть едет, может у него, в отличие от них,
будет все, и, разодетый по последней моде, он станет разъезжать в
карете. И он пополнит ряды выскочек, которые пришли на смену зарвавшейся
знати. Сколотив состояние, он вернется повидать близких.
Бернар-Франсуа отлично сознавал, что
никогда не вернется. Зачем навещать родителей, погрязших в нищете и
совершенно опустившихся? Один из братьев Бернара-Франсуа, Луи Бальса по
прозвищу «Князь», 16 августа 1817 года будет обезглавлен. Его обвинят в
убийстве девушки с фермы. Следствию не удалось пролить свет на это
преступление. Обвиняемый, явно невиновный, не смог оправдаться.
Бернар-Франсуа сделал вид, что не знает этого Бальса.
В «Сельском священнике», опубликованном
в 1838 году, Бальзак покажет, как смертный приговор, вынесенный
невиновному, может обеспечить процветание одного из беднейших регионов
Франции. Если успешно использовать ад, рай пребудет с нами. |