Между тем Луи-Филипп пытался научить
французов сосуществовать друг с другом, будь они либералами или
легитимистами, бонапартистами или республиканцами. Но разве можно
достичь согласия, покуда все партии не проникнутся чувством более
глубокого почтения к родине и королю? Бальзака не прельщает «свобода
Соединенных Штатов […], холодная, лишенная веселости и собственного
лица». Та свобода, которая смешивает всех в одну кучу и без конца
откладывает решения, кажется ему «нарядом Арлекина». «Вот уже три месяца
разговоры убивают дело, как во времена Империи дело убивало разговоры».
«Луи-Филипп всегда будет хранить в
кармане орла и цветок лилии», а также фригийский колпак, которым
парижская толпа украсила Людовика XVI. «Король расточает ласки
легитимистам, хранит супружескую верность бонапартистам и идет на
небольшие уступки республиканцам». В повадках новой власти, готовой
служить всем и каждому, «бегать за всеми подряд», Бальзаку видится
«мошеннический трюк». Уважающее себя государство ждет, когда придут к
нему.
Все эти тексты, написанные Бальзаком в
1830 году, предвосхищают политическую наполненность «Человеческой
комедии». Равенство — не уравниловка, а гибкость социальной системы.
Внук землепашца и сын торговца, Бальзак хочет, чтобы во Франции
оставался класс бедняков, но чтобы «способные представители этого класса
имели возможность проявить себя».
По Бальзаку, общество, признающее
человека знатным лишь благодаря его состоянию, предпринимателем лишь
благодаря его власти над рабочими и земельным собственником благодаря
власти над крестьянами, — застывшее общество, лишенное истинной
соревновательности.
Бальзак за сильную власть. Бернар
Гюийон говорит о цезаризме Бальзака. Буржуазный либерализм, возникший
как реакция на централизм якобинцев и Наполеона, ограничивает роль
государства и развязывает руки предпринимателям, владельцам мануфактур и
земельным собственникам, владельцам поместий.
Французское государство вынуждено искать компромисс между исполнительной и законодательной властями, между либералами партии движения
и их противниками. Оно проводит политику «золотой середины». Такая
власть, якобы приветствующая свободу, занимает неустойчивое положение и
не может рассчитывать на доверие общества.
Охваченный презрением, Бальзак с 1832
года с головой бросается в легитимизм-, во имя того самого неравенства,
без которого не может существовать общество: «Для счастья Франции было
бы весьма полезно распространить эту идею шире».
В «Письмах о Париже» 1830 года Бальзак
еще рассчитывает на массы: «Они обладают здравым смыслом, который не
обманывает; впрочем, вся Франция инстинктивно понимает, что власть
попала в руки людей, не способных к власти». Чтобы дать слово «массам»,
Бальзак жаждет образовывать их, «нести им свет», призывает бесплатно
распространять книги, написанные специально для народного просвещения,
такие, как «Здравый смысл старины Ришара».
В 1831 году Бальзак вместе с
владельцем типографии и директором «Газет де Камбрей» Самюэлем Анри
Барту задумывает наладить «выпуск народного политического издания,
которое способствовало бы широкому распространению образования и главным
образом здоровых идей среди народных масс».
Впрочем, в том же 1831 году в
«Шагреневой коже» Бальзак выскажется в совершенно противоположном
смысле: «В народе, обезличенном образованием, исчезают яркие личности».
В «Служащих» (1838) Бальзак больше не
стремится говорить с массами. Он прекращает растрачивать себя ради так
называемого увлекательного образования, необходимого для развития
всеобщей и вечной морали. Он больше не жаждет исчезновения пропасти
между классами. Учить всех подряд — значит издеваться над культурой,
«принижать ее», облекать властью низкие и мелочные порывы человека,
вульгарного как в своих чувствах, так и в своих поступках.
В «Письмах о Париже», в письме Зюльме
Карро Бальзак указывает на фундаментальную ошибку Реставрации и Июльской
монархии, как он ее понимает: «Чтобы нация сердцем приняла
правительство, ему следует научиться будить в людях интерес, а не
ненависть».
Определить этот всеобщий интерес в
состоянии лишь великий объединитель, которому иногда приходится
действовать достаточно жестко. Уроки политических действий дали Бальзаку
Екатерина Медичи, Робеспьер и Наполеон.
В мае 1830 года Бальзак публикует в
«Мод» «Два сна». Молодой Робеспьер, явившийся по приглашению на банкет,
рассказывает, что видел во сне Екатерину Медичи. Говоря от ее имени, он
защищает принцип подавления: «Бесконечная свобода человека несет смерть
всякой власти». Не лучше ли покончить с парой сотен оппозиционеров, чем
ввергать в пучину невзгод «целое поколение, целый век или целый мир»?
«Политическая свобода, спокойствие нации и даже наука — это подарки
судьбы, за которые она требует уплаты налога кровью». |