26 апреля 1843 хода Бальзак писал банкиру Луи-Фортюне Локену:
«Нынешнее состояние вещей таково, что
„Жизненный дебют" вы сможете опубликовать с 15 сентября нынешнего года.
[…] Однако вы просите также немедленно приступить к работе над „Давидом
Сешаром, или Муками изобретателя".
Текст „Жизненного дебюта" Локен
получил, ему оставалось лишь разбить его на части для публикации в
нескольких выпусках газеты „Лежислатюр" (с 26 июля по 4 сентября).
Второй роман под названием „Давид
Сешар" Бальзак предложил банкиру взамен „Провинциального депутата".
Локен согласился, ибо полагал, что чем дальше от политики, тем лучше.
Оставался еще третий роман. Бальзак
решил воспользоваться сюжетом „Рыбы-ската", которую предлагал Жирардену
после публикации в 1836 году „Старой девы". Но подписчики сочли „Старую
деву" непристойной, и напуганный Жирарден потребовал от автора, чтобы
тот изложил ему содержание будущего произведения. „Рыбой-скатом"
завсегдатаи дома терпимости прозвали одну из проституток за ее
способность одурманивать клиентов и доводить их наслаждением до
изнеможения. Ни один человек не в силах противостоять колдунье.
„Рыба-скат" могла бы ввести в оцепенение самого Наполеона».
И хотя в 1836 году Жирардена называли «Наполеоном прессы», он отказался печатать «Рыбу-скат».
В 1838 году, в Жарди, Бальзак набросал
начало этой повести, в котором описывалось, как куртизанка решила
покончить с собой. «Над мостом Искусств» — так назвал автор этот
набросок. Эстер Гобсек, перебывавшая любовницей едва ли не каждого
«кутилы» из числа персонажей «Человеческой комедии», жила в закрытом
пансионе, пока ей не захотелось испытать свою душу в большой настоящей
любви. В новом варианте романа Бальзак ввел уже знакомых читателю
действующих лиц: Жака Колена, Вотрена из «Отца Горио», Рюбампре и
Нусингена. Изменился и заголовок. Теперь роман должен был называться
«Любовь старого миллионера» или «Любовь банкира».
С 21 мая 1843 года этот текст начал
выпусками печататься в газете «Паризьен» под названием «Эстер, или
Любовь старого банкира». В качестве продолжения читателю были предложены
фрагменты «Блеска и нищеты куртизанок». Но окончание цикла,
запланированное на 2 июля, так и не увидело свет. «Паризьен» отказалась
его печатать, и ни одна другая газета не выразила желания перенять
эстафету. Подписчикам газет не полагалось сочувствовать «продажным
женщинам», даже если последние вели себя, как истинные «барышни».
В виде книги роман был впервые издан
Поттером в августе 1844 года. «Блеск и нищета куртизанок» вошли в XI том
«Человеческой комедии», увидевший свет в том же 1844 году. Затем, в
ноябре 1846 года, «Эпок» напечатала «Преступное воспитание» — третью
часть «Блеска и нищеты куртизанок».
Помня об этой хронологии, нам легче
представить себе, в каком напряжении пребывал Бальзак, принимая 4 июня
1843 года решение перебраться для работы непосредственно в типографию
Ланьи. Он собирался сделаться «машиной по производству фраз», деля жизнь
и быт типографских рабочих. Это означало работать сутками напролет,
ночевать здесь же, на походной кровати, «не тратя времени на беготню и
пустые споры». |