Как проводили родители вечера вместе с
детьми? Читали ли они вслух Библию, основные цитаты из которой следовало
знать назубок? Ведь эти тексты учат жить во имя будущего, любить свою
семью, быть преданным близким и отечеству, почитать Бога и уважать
самого себя. От них исходит сверхъестественная энергия.
Детские впечатления Бальзака, на всю
жизнь врезавшиеся в память, — это Бытие, Золотой век, царивший до тех
пор, пока люди не стали совершать ошибки, свойственные цивилизованной
жизни. Исход, из которой дети узнали об этапах жизни человечества. Книга
Судей, в частности история Самсона, повествует о том, с каким упорством
жители защищали свою страну вплоть до того дня, когда Самсон, на свое
несчастье, прельстился чувственной жизнью. При столкновении с
могуществом Женщины мужчина теряет свою силу. «Пятикнижие» — это Закон,
это откровения Моисея, который успешно осваивал бесплодную землю и тем
самым стал предтечей инженеров и агрономов: он оросил пустыню.
«Песнь песней», «поэма души, помнящей о
небе», — это еще и поэма, утверждающая, что никто никогда не любит в
полной мере свою единственную возлюбленную. Как же иначе можно идти к
венцу, не торопясь, тщательно рассматривая во всех подробностях прелести
невесты, узнавая все о человеческом теле, каждая часть которого
сравнима с тем, что есть самого прекрасного в мире? По мнению Жана-Эрве
Доннара, изучавшего тему «Бальзак читает Библию», книга пророка Даниила и
в особенности пир Валтасара часто возникают между строк «Человеческой
комедии», чтобы напомнить богачу, что он и так уже богат и не должен
отнимать последний кусок у бедняка.
Это общеизвестная история: Валтасар,
последний царь Вавилона, пирует. Яства подаются в священных сосудах,
некогда вывезенных Навуходоносором из Иерусалимского храма. Внезапно
чья-то рука выводит на стене три загадочных слова: «мене, текел, фарес».
Пророку Даниилу велено объяснить значение написанного. Он заявляет
Валтасару: «Исчислено царство твое; ты взвешен на весах и найден очень
легким; будет разделено царство твое».
Чтение Библии в кругу семьи должно было
вызывать восторг у юного Бальзака. Из ее текстов вытекали правила
поведения, которых станут придерживаться персонажи «Человеческой
комедии». Они будут жить так, как жили люди в прошлом и как до сих пор
живем мы. Кто же они, действующие лица «Человеческой комедии»? Люди,
которые, с одной стороны, часть истории человечества, а с другой —
руководствующиеся рациональными правилами, поскольку «нововведения»
могут оказаться опасными, если не соотносить их с ранее существовавшими
принципами. Бальзак будет долго размышлять над изречением Шамфора:
«Общество представляет собой вовсе не апофеоз развития природы, как это
все полагают, а, напротив, ее распад. Это второе здание, возведенное из
обломков первого».
Образ отца, драматическая сила которого
в полной мере проявится в «Отце Горио», воплощает в себе «Христа
отцовства», а его страсти сродни страстям Спасителя человечества.
В предисловии к «Отцу Горио» Роза
Фортассье перечисляет тех человеколюбивых, нежных и заботливых отцов,
которых выводил Бальзак в своих юношеских романах. То эти отцы не знают,
что еще сделать для своих дурно воспитанных детей, то они впадают в
детство после смерти обожаемой дочери («Аннетта и преступник»), то
проявляют малодушие и ради детей идут на какие-нибудь отчаянные
поступки. Но и матери тоже могут превратиться в отцов Горио. В сознании
Бальзака чувство отцовства и чувство материнства тесно переплетаются,
как инициалы на приданом новобрачных. Объединившись, мать и отец дают
своим детям достойное воспитание, чтобы те стали такими, какими им
надлежит быть. Тем не менее когда Бальзак думал о своей семье, он
вспоминал не о том, что она ему дала, но о том, что она у него отняла.
Бальзак воспел идеальную семью, поскольку его собственная оказалась
далекой от идеала именно из-за матери, слишком занятой собой, и отца,
слишком занятого делами, чтобы уделять внимание собственным детям. В
один прекрасный день им будет вынесен приговор. «Приходит день, когда
дети начинают мстить; их равнодушие, порожденное разочарованиями в
прошлом, обрастает замшелыми обломками надежд, и теперь они платят тем
же, и продолжается это до самой могилы» («Лилия долины»).
Каждый роман «Человеческой комедии»
ставит проблемы семейной жизни: если она удалась, то через нее
устанавливается согласие между внутренней жизнью, где дети находят
убежище, и внешним хаосом, где дети подвергаются опасности. Плохо
подготовленный к жизни ребенок ощущает на себе несправедливости и
находит единственное спасение, когда вступает в борьбу, собрав воедино
все свои нравственные силы. Бальзак навсегда останется несчастным
ребенком, который предается бесконечным мечтаниям и питает надежды и
иллюзии. Он хочет, чтобы общество перестало унижать его, пошло ему
навстречу, приняло его и восхитилось им.
А как же Евангелие?
В Туре это было делом Церкви. Госпожа
де Бальзак считала религию одним из правил приличия. Она была замужем за
именитым гражданином. Поэтому ее семья должна была по праздникам
присутствовать на мессе. В соборе Бальзаки занимали лучшие места. Можно
подумать, что они просто-напросто выставляли себя напоказ, а вовсе не
молились. И это почти правда. Церковь производила сильное впечатление на
детей. Собор Святого Грасьена был мрачным. Нужно было напрягать зрение,
чтобы различать в нем предметы. Вверху располагались хоры «с
многочисленными стрельчатыми арками, украшенными тонкими маленькими
колоннами. Друг от друга их отделяли витражи». Когда глаза привыкали к
полумраку, они начинали лучше видеть, но увиденное по-прежнему
представлялось «полуявью, полусном». Собор, который так часто описывал
Бальзак, — это архитектурный танец. Пересекающиеся колонны мелькают,
словно копья на турнире, рождая мысль о постоянном движении. В центре
«улыбается огромный Христос, закрепленный на алтаре». Он находится там,
чтобы принимать толпы верующих. «Моя религия, — писала госпожа де
Бальзак дочери, — основана скорее на нравственности, нежели на обрядах,
скорее на надеждах, нежели на страхе».
Бальзак никогда не смешивал понятие
христианской веры и католицизм. Христианская вера, выражающая учение
Иисуса, принадлежит Богу, посланницей которого она и является. В этом
суть мистических сочинений Бальзака, которые, словно фантастические
лестницы, ведут от земли к небу. Но существует и католицизм,
принадлежащий человеку. Сущность Церкви порой открывалась Бальзаку в
леденящих душу видениях. Он видел ее, словно в Апокалипсисе, то в облике
Небесной жены с младенцем на руках, то в образе Великой Грешницы. Или
же, подобно Лютеру, он видел, как ловко присваивала она мирское
богатство и на какие жестокости была способна, «пускаясь во все тяжкие и
развязывая войны, дабы устроить подобие всемирного потопа». Он
представлял ее и жеманной сморщенной старухой, размахивающей костлявыми
руками. Но Христос по-прежнему несет мирозданию свет, и один лишь
Господь Бог позволяет познавать движение людей и светил, столь
беспорядочное, если смотреть с земли. |