Употребим же силы нашего разума на то, чтобы поведать о вещах, действительно происходивших.
В Невшателе Бальзак пообещал Ганской,
что рано или поздно они соединятся узами брака. «Отныне, супруга моя,
моя возлюбленная […], ты одна в моем сердце и в моей жизни. […] Это
истинная любовь, которая крепнет день ото дня».
Он восхищался «нежной гладкостью
кожи», совершенством маленькой ручки, всем ее обликом и даже манерой
произносить мягкое «ль» вместо твердого «л» — в устах графини этот звук
кажется особенно ласкающим слух. Неужели Ева принадлежит ему? Это
счастье, о котором Бальзак не смел и мечтать.
Убедительное, точное и отлично
документированное исследование Моиза Ле Йануанка посвящено как раз этой
теме — «Чувственные радости в творчестве Бальзака». Этот труд,
включающий добрых 60 страниц, увидел свет в связи с проведением Года
Бальзака, а затем был продолжен автором в отдельной книге «Нозография
человека у Бальзака».
Звуки, краски, запахи сливаются у
Бальзака в чувственном экстазе, который представляется ему
квинтэссенцией человеческих качеств. Все пять чувств, да еще с шестым в
придачу, а на самом деле «всего одно чувство» сплетаются в высшем порыве
страсти, рождая сверхъестественный по мощи всплеск энергии. Вот она, та
самая гармония «Вещества» и «Воли», которую так долго искал Бальзак.
«Небо — это самый великий человек», — говорил Сведенборг. Бальзак
убежден, что это прежде всего — женщина, и не просто женщина, а любимая,
потому что в ней все: внешний облик, манера двигаться, запах, жизнь
тела и жизнь духа, отвечают его призыву.
Любовный экстаз открывает двоим целый
мир, существующий лишь для них, он обращает влюбленных в единое двуполое
существо, живущее и воспринимающее окружающее в своей неразрывной
двойственной целостности. Около 26 января 1834 года Бальзак наверняка
задавался вопросом: как он мог существовать так долго в отрыве от
собственной природы, не отождествляя себя с нею? Нет, не небеса
спустились на землю, это «чувство заставило вознестись к небесам».
Люби, и небо тебе поможет. Ничто,
кроме чувственного опыта, не может привести человека к осознанию
собственного высокого предназначения. Так любовь позволяет Коралии —
«самой обворожительной женщине и самой восхитительной парижской актрисе»
— подняться до небесных высот и потеряться там, подобно святой Терезе,
растворявшейся в экстазе. Бальзак не делит любовь на человеческую и
божественную. Впрочем, самая совершенная женщина как раз и проявляет
двойственность: «Осмотрительная и благопристойная в глазах общества,
перед мужем она становится куртизанкой. В этом умении и заключен женский
гений; и таких женщин найдется немного». Замужняя женщина в своей
ипостаси источника наслаждений должна обладать 22 чувственными
талантами, которые Бальзак перечисляет в «Физиологии брака». Он считает
безумием, когда эту истину скрывают от молоденьких девушек.
«Правительству следовало бы создать гимнастическую школу для порядочных
женщин! Увы, в правительствах слишком сильно засилье ханжей».
Вот о чем говорит Бальзак с госпожой
Ганской начиная с 24 января: «Ты сама увидишь, что обладание только
увеличивает и укрепляет любовь».
|