Госпожа Бернар-Франсуа де Бальзак стала
заметной женщиной в Туре, в городе «веселом, насмешливом, влюбленном,
свежем, цветущем пышнее, чем все остальные города». В провинции, равно
как и в Париже, величественно-надменное общество безрассудно бросается в
удовольствия, как под пушечные выстрелы.
Дети не портили своим присутствием
вечера. Их выдворили на четвертый этаж. Перед ужином гувернантка
мадемуазель Делае подводила Лору и Оноре к матери. «Их улыбки гасли под
испепеляющим огнем суровых глаз».
Однажды летним вечером Оноре обыскались
и наконец нашли в саду. «Что вы делали здесь?» — «Я смотрел на
звезды». — «Разве в вашем возрасте изучают астрономию?!» Другие дети,
которые поливали растения, развели в саду жуткую грязь. Кто виноват?
Мать отчитывает Оноре. Он доставляет ей одни неприятности, потому что не
желает быть как все. Своенравный ребенок быстро становится несносным.
В своих во многом автобиографических
произведениях («Луи Ламбер», «Лилия долины») Бальзак отводил важную роль
своей матери, которую он, впрочем, никогда не покидал.
С портретов госпожа Бернар-Франсуа
Бальзак взирает на нас слегка высокомерными, смеющимися и пронзительными
глазами. Бальзак находил их суровыми, а ее крепко сжатые губы
представлялись ему стальным клинком.
Короче говоря, он страдал от
сдержанного и отчужденного отношения, с каким родители в буржуазных
семьях относились к своим детям. Хорошо воспитанный ребенок должен
вставать, когда родители входят в комнату. Нельзя отвечать невпопад.
Нельзя резко и нелепо жестикулировать. Нельзя глупо хихикать. Следует
всегда быть серьезным и ответственным и работать в одиночестве.
Воспитателям рекомендовано проявлять суровость. «Детей воспитывали как
собак». |