В «Серафите» он писал о любви, которая
спасает. Теперь его внимание привлекла любовь, способная погубить.
Главного героя зовут Марсей. «Рычащим львом», великолепным «Адонисом»
называет его автор. Внешне темпераментный и даже страстный Марсей в
глубине души холоден и циничен. Это человек, начисто лишенный
способности чувствовать. Он «с наслаждением купается в зле, подобно
тому, как турецкие женщины купаются в бане». Он может доставить
удовольствие, но с равным успехом готов причинять и боль.
По большому счету, — а Бальзак к
любому явлению всегда подходит именно с таких позиций, — «прожигатели
жизни» приносят определенную пользу, ведь они дают заработать простым
труженикам. Рабочие и пролетарии Парижа, призывает он, засучите рукава и
принимайтесь за работу. Украшения, мебель, посуда и кареты, которые вы
изготовите своими руками, не дадут вам умереть с голоду.
Париж-труженик не должен ссориться с
Парижем-любителем наслаждений, лучше, если он смирится с его
существованием. Общество строго делится на тех, кто трудится, и тех, кто
пользуется плодами их труда. Отсюда вывод: те, кто производит золото,
бархат, ковры и тому подобное, не могут владеть этими вещами.
«Девушка с золотыми глазами» по
композиции напоминает живописное полотно, — не случайно роман посвящен
Делакруа. Есть в нем и нечто от оркестровой партитуры, когда за сладкими
голосами солистов угадывается аккомпанемент «рыданий, криков, стонов и
плача трудового Парижа» (Жозеф-Марк Бельбэ).
В
апреле 1815 года Анри де Марсей знакомится в саду Тюильри с желтоглазой
девушкой. Он провожает ее до улицы Сен-Лазар и упрашивает о свидании.
Ей 22 года, ее зовут Пакита Вальдес. Родом она из Гаваны. Ее, дочь
рабыни, продали Маргарите-Эуфемии Поррабериль, супруге маркиза де
Сен-Реаль.
Пакита дарит де Марсею и второе
свидание. На сей раз они встречаются в будуаре, обстановкой напоминающем
комнату, которую Бальзак устроил в доме на улице Батай в Шайо.
Очевидно, Бальзаком владели в ту пору определенного рода искушения,
потому что комната буквально утопала в муслине, кашемире и восточных
коврах. Для звукоизоляции он приказал обить стены тканью и бумагой.
Принимая гостей, Бальзак просил их кричать как можно громче. Сознание
того, что из комнаты не вырывается наружу ни звука, доставляло ему ни с
чем не сравнимое удовольствие. Попадая сюда, человек как бы переставал
существовать, превращаясь в один из предметов обстановки.
Впрочем, Бальзак это все-таки не де
Марсей. Просто ему нравилось ощущение свободы, и он чувствовал себя
комфортнее, когда был уверен, что никто не видит и не слышит, чем он
занят. За свою жизнь ему не раз случалось селиться в самых жалких
местах, и он легко мирился с этим при условии, что само жилище было
устроено с удобством и роскошью.
Де Марсею нравится повелевать людьми,
но на сей раз он становится жертвой Пакиты. Она забавляется, наряжая его
в женское платье алого бархата, заставляет его нацепить чепец и
«закутывает в шаль».
Пакита — девица, но отнюдь не
невинная. Она одна способна заменить собой целый сераль. Часы любви,
проведенные с ней, кажутся де Марсею чем-то «темным и загадочным,
сладким и нежным, волнующим и мучительным. Это сплав чудовищного и
божественного, союз между адом и раем». Чем же она его околдовала, чем
опоила? Де Марсей теряет голову, он витает в блаженстве, которое
«невежда с простотой глупца назовет иллюзорным раем».
Наслаждения, которые дарит ему
девушка, пропитаны ядом, и этот яд по капле проникает в душу де Марсея,
заставляя его стремиться к смерти. Он понимает, что становится ее
послушной жертвой… Нет, он должен ей противостоять!
Пакита мечтает умереть. Что ж, пусть
считает, что ей повезло, ведь де Марсей будет счастлив убить ее. «Его
сладострастие оборачивается яростью». Устроить убийство Пакиты берется
маркиза де Сен-Реаль. Как и де Марсей, она — незаконнорожденная дочь
лорда Дадли, они похожи друг на друга, словно близнецы. Госпожа де
Сен-Реаль стремится убрать с дороги не соперника, а его искусительницу.
Пакита, эта кудесница, умеющая дарить самые изысканные наслаждения, не
может служить двум господам сразу. Ее кровь станет наказанием и для де
Марсея.
На первый взгляд «Девушка с золотыми
глазами» — это роман о роковой любви, заставляющий вспомнить имена Сапфо
и Бодлера. На самом же деле он повествует о любви, которая сводится к
соитию мужчины и женщины в роскошном будуаре, но под неусыпным оком
демонической соперницы — госпожи де Сен-Реаль.
«Стремящийся к женщине стремится в
ад», говорится в Писании. Расточая любовь, женщина разжигает страсть, и
сам дьявол наказывает ее. Маркиза де Сен-Реять не дает де Марсею самому
совершить преступление. Вспомним, что Монриво, своими руками верша суд
над герцогиней де Ланже, напротив, выступал в качестве слуги Господа.
В отношении Бальзака к наслаждению
прослеживается любопытная тенденция. Он словно прославлял добровольный
отказ от удовольствий, почему его избранницами поочередно становились
ущербная физически госпожа де Кастри, стареющая, холодная и вечно
печальная госпожа де Берни, принадлежавшая другому Ева Ганская или
Зульма Карро, с головой ушедшая в материнство после рождения в 1834 году
ее Йорика. Всех этих женщин, похоже, объединяло одно и то же
стремление: вынудить Бальзака подчиниться светским условностям, чтобы на
его долю остались только слово да муза. Они дарили ему нежность, но
дарили так скупо, что ее хватало лишь на то, чтобы создавать поэзию
любви, но никак не жить этой любовью. |