22 апреля 1813 года коллеж известил
родителей Бальзака, что их сын должен покинуть учебное заведение.
Согласно установленному обычаю Бернару-Франсуа сказали: «Ваш сын
обладает всеми качествами, кроме тех, которые нам подходят. Мы ничего не
можем поделать». Расплывчато? Бальзак не был ни бездельником, ни
сорванцом. В 1809 году он получил похвальный лист за успехи в устной
латыни, а в 1812 году — за успехи в письменной латыни. Сестра Бальзака
Лора увидела своего обожаемого брата «исхудалым, тщедушным, будто
впавшим в оцепенение». И в самом деле на протяжении всех шести лет учебы
в коллеже родителям ни разу не пришла в голову мысль улучшить рацион
питания своего сына. В своих запасах он держал только сыр «оливе» и
сухофрукты. «У тебя нет ничего вкусненького?» — удивлялись его товарищи.
В «Луи Ламбере» о возвращении домой умалчивается. Родители,
встревоженные состоянием здоровья сына, забрали его из коллежа.
Пьер Ситрон по-своему истолковывает это
возвращение, основывая свои выводы на новелле «Сарацин». Мальчика
«изгоняют» из коллежа. Ожидая своей очереди идти в исповедальню, он
вырезает из большого полена «довольно циничную фигуру», несомненно
похожую на Христа в состоянии сексуального возбуждения. Сарацин любит
резать по дереву. Бальзак не создавал никаких скульптур, но он мог
написать некое непочтительное произведение.
Эта история представляется
сомнительной, но с тем же успехом она может оказаться предельно верной.
Природа наделила Бальзака достаточно оригинальным умом, чтобы он смог
придумать какую-либо проделку, совершить какой-либо кощунственный
поступок, который неминуемо повлек бы за собой исключение из коллежа.
Шесть лет учебы в коллеже, шесть лет затворничества — это достаточно
долгий срок, чтобы он, наконец, не выдержал унижений наставников,
надоедливости своих товарищей, равнодушия родной семьи, жгучей ревности,
которую вызывали у него более одаренные ученики, нежели он сам. Суровая
жизнь коллежа угнетала его. Тем не менее жестокая разлука с семьей,
поначалу ввергнувшая Оноре в отчаяние, помогла ему так глубоко осознать
самого себя, собственную одаренность, собственное видение мира, что в
нем проснулась жажда жизни. Какое счастье быть самим собой! |