Именно так Ева Ганская воспринимала Бальзака.
Бальзак покинул Париж 4 февраля. 6-го
он приехал во Франкфурт. Они собирались провести в Париже два, возможно,
три месяца. Ева взяла 7 тысяч франков, чтобы покрыть расходы: «Разве
это много? Ты ведь насчитала вдвое больше». Конечно, это пока еще не
слишком много, поскольку дети, Анна и Георг, должны иметь все, чтобы их
семейная жизнь была по-настоящему счастливой. Оноре и Еве придется
экономить. На ужин привратница будет готовить им рагу. Они будут редко
покидать пятикомнатную квартиру, которую Бальзак снял в доме 12-бис по
улице Нев-де-Берри, переименованной впоследствии в улицу Берри.
«Наедине друг с другом, не сдерживая
более чувств, мы оба дадим волю нашим дурным характерам, и я тебя
поколочу, а ты меня обругаешь».
Как только Ева оставляла детей одних и
приезжала к Бальзаку, она тут же начинала подыскивать предлог для
скорейшего возвращения. На этот раз она выдумала необходимость
показаться врачу. Анна забеспокоилась. Она хотела иметь возможность в
любой момент получать весточки от матери. Ева в свою очередь считала
дни, остававшиеся до встречи с дочерью, которая составляла смысл ее
жизни.
Ева непрестанно заботилась о своей
репутации. Она даже не могла себе представить, чтобы кто-нибудь случайно
увидел ее на террасе кафе. Последствия такой оплошности были бы просто
катастрофическими. Итак, в Париже она вела унылое существование. Лишь
один раз Бальзак видел, как она смеялась. Это произошло в театре
«Варьете» на представлении «Всеобщего крестника»: «Как могла она так
смеяться в отсутствие своей дорогой малютки?»
Иногда Ева соглашалась выходить в свет
с Бальзаком. Они посещали концерты, Оперу, Итальянский театр, Салон
1847 года, где Делакруа выставил на обозрение публики шесть полотен, в
том числе «Одалиску», хранящуюся ныне в Лувре, и несколько картин из
марокканского цикла. Делакруа продавал картины больших размеров по 1500
франков.
По правде говоря, пребывание Евы в
Париже началось с досадных неприятностей. Бальзак повез Еву в ее дом. У
Евы сложилось четкое представление о замках, этих французских дворцах,
которым подражала вся Европа. Она знала, что Франция буквально наводнена
восхитительными дедовскими особняками в благородном стиле. Так почему
же выбор Бальзака пал на этот чудовищный барак, похожий на складские
помещения Санкт-Петербурга? Если бы не купол, который господствовал над
зданием, можно было бы подумать, что ее взору открывалась фабрика.
Покупая этот дом, Бальзак думал, конечно, о выгоде, вместо того, чтобы
подумать об архитектурном убранстве или хотя бы об удобстве. Ева вошла,
увидела, вышла. Одним словом, она кипела от негодования, и Бальзаку в
очередной раз пришлось выслушать суровую нотацию.
Он защищался как мог: первоначальные
потолки были скрыты подвесными, столяр должен был возродить старинные
деревянные панели, окна и двери находились в плачевном состоянии, не
говоря уже о лестницах, а еще требовалось вставить стекла, развесить
зеркала, уложить битум… Короче говоря, оставалось начать и кончить.
Но доведет ли он до конца?
Мастера-профессионалы за свои труды либо вовсе не получили денег, либо
получили такие ничтожные суммы, что не могли больше верить Бальзаку на
слово. Поставщики требовали, чтобы с ними расплачивались наличными.
Зимой дом промерзал, ибо торговец углем отказывался отпускать товар в
кредит, летом же превращался в раскаленную печь. Но можно ли в
неотапливаемом помещении сохранить прекрасную мебель и картины?
Ева Ганская неумолимо стояла на своем.
Она не даст ни гроша на обустройство этого жилища, столь же ветхого,
сколь и вредного для здоровья. Прямой проход из дома в церквушку и
кафедра, откуда Ева сможет слушать мессу, служили усладой амбициозным
бредням Оноре, ибо к 1847 году сообщение с церковью Сен-Николя сводилось
к печной трубе, откуда шел дым, заполнявший все комнаты. В ноябре 1849
года госпожа Бернар-Франсуа де Бальзак посетила кюре Озура из прихода
Сен-Филипп-дю-Руле. Кюре дал ей понять, что вместо того, чтобы тешить
свое самолюбие собственной часовней, Бальзаку следовало бы позаботиться о
бедняках прихода.
Во время пребывания Евы в Париже
возникли и другие причины для тоскливого настроения. Бальзак должен был
непременно закончить роман «Блеск и нищета куртизанок» и поэтому
зачастую работал по ночам. Одну из глав он озаглавил «Драма в жизни
светской женщины». Читала ли Ева строки о самоубийстве Люсьена де
Рюбампре? В тюрьме Люсьен, привязав свой галстук к решетке камеры и
встав на стол, повесился.
Когда в 1848 году этот роман выйдет из
печати, смерть Люсьена заставит вспомнить о смерти некоего Дюрантона.
Дюрантон, любовник Дельфины де Жирарден, разорился, истратив на нее
целое состояние. В одном из писем он слезно жаловался ей на бедность.
Она разразилась саркастическими насмешками. Дюрантон решил покончить с
собой. Он написал о принятом решении своей любовнице. Она бросилась к
нему и обнаружила его уже мертвым. История Дюрантона наделала много
шума. По мнению Леона Гозлана, конец романа «Блеск и нищета куртизанок»,
а также сцена смерти Натана, который удавился («Дочь Евы»), вызывали у
читателей ассоциации с самоубийством Дюрантона.
Разве сама Ева не получала от Бальзака
писем, в которых он грозился лишить себя жизни? Разве не был он тем
человеком, счастье которого разрушилось если не от бедности, то по
меньшей мере от многочисленных долгов? А что Ева сделала для того, чтобы
помочь ему выпутаться из затруднений? Бальзак воплощал в себе всех
своих персонажей, и в то же самое время персонажи произведений Бальзака
служили ему самым надежным средством избавиться от какого-либо
недостатка, когда он смело преувеличивал и представлял эти недостатки в
карикатурном виде. Марсель Пруст подметил эту особенность: «Порой Люсьен
говорит устами Бальзака, и тот перестает быть реально существующим
лицом…»
Приведем одну фразу из романа «Блеск и
нищета куртизанок», к которой сводится вся суть «Переписки с госпожой
Ганской»: «Разве я первый, кто отказался от честолюбивых замыслов, чтобы
катиться вниз по торному пути необузданной любви?»
Вот уже целых три года, как Бальзак
разъезжал по всей Европе и получал в качестве награды за любовь, в
которой заключался смысл его жизни, редкие и вежливые письма: «Я тысячу
раз целую твои прекрасные руки, иногда все еще пишущие мне письма».
Самоубийство Люсьена означает, что Бальзак решил убить неукротимого
любовника, в которого он превратился. Излечит ли смерть героя его
создателя от величайшего духовного недуга: неблагополучной любви?
Бальзак из последних сил старался
обеспечить Еве Ганской роскошную жизнь. Буржуазный мир — это общество,
где все поставлено с ног на голову. Великие писатели преуспевают в жизни
лишь в благоденствующие времена. Лапа-пелиньер содержал Рамо наравне с
куртизанками, как один из «предметов роскоши». Бальзак пишет об этом в
«Крестьянах»: «Как люди не поймут, что чудеса искусства невозможны в
стране, где нет больших состояний и обеспеченной широты жизни!» Раньше
генеральным откупщикам рубили головы, теперь писатели из кожи вон лезли,
чтобы встать с ними вровень. Стремясь найти прибежище в славянском
мире, Бальзак рассчитывал вновь обрести эпикурейский оптимизм XVIII
века, но на деле столкнулся с деспотизмом буржуазной усредненности.
В 1847 году у него прибавилась еще
одна забота: Палата депутатов настойчиво требовала привлечь к
ответственности авторов некоторых романов, печатавшихся в газетах.
«Появилось множество романов, толкающих на преступления». Бальзак
ответил, что доселе никогда не встречал романистов-убийц. «Что за
важность! — возражали блюстители нравов. — Если писатели выставляют на
суд зрителей преступление, значит, они его замышляют. Виновны в
намерениях». |