Став главой семьи и не имея за душой ни
гроша, Оноре должен был биться как рыба об лед, чтобы заработать себе
на жизнь, иными словами, он вынужден был творить чудеса не на том
поприще, которое его прельщало, а на том, которое приносило доход.
Как мы уже говорили, работая на
Рессона, да и на других издателей тоже, Бальзак в совершенстве научился
писать трактаты. Со времен Аристотеля и его трактата о физиогномии, со
времен Средневековья с его «Лапидариями», «Бестиариями», «Физиологами»,
«Кораблями здоровья», «Приговорами пиршеству», практические трактаты
неизменно пользовались широкой популярностью.
В XIX веке трактаты получили название
кодексов, по аналогии с «Гражданским кодексом». Читатели отдавали
предпочтение двум темам. Первая включала в себя «Искусство распознавать
характер мужчины по его лицу». Всегда важно знать, с кем имеешь дело.
Вторая тема, вызывавшая интерес, касалась брака.
В 1828 году все темы были уже
«кодифицированы»: «Дети», безусловно «Супружеские подарки», «Холостяцкая
жизнь» и те, кто облегчает ее существование — «Продажные женщины»,
«Супружеская неверность» и ее последствие — дуэль, если за честь некой
Амелии ее поклонники сражаются столь же рьяно, как другие сражались за
короля, «Самоубийство», «Любовные истории Булонского леса», «Школа
охотника и рыболова».
Для женщин были написаны «Искусства»
туалета, молодости и многочисленных способов ее сохранить, хороших
манер, обольщения. Если мужчины вели холостяцкий образ жизни, то для них
существовало «Искусство поведения в обществе». Женившись, они постигали
«Искусство сохранить верность и любовь жены как можно дольше».
В 1820 году Бальзак ничего не написал,
зато у него возник замысел трактата о любви. Помимо физической
потребности и плотского удовольствия любовь представляет собой взаимное
совершенное понимание двух тел и двух душ.
В 1826 году Бальзак напечатал в своей типографии трактат о браке, который он, похоже, сочинил в 1824 году.
В апреле 1829-го Бальзак спешно
закончил произведение, которое не захотел подписывать своим именем. Речь
идет о «Семейном кодексе». Автором этого кодекса, вышедшего в свет в
мае, значится Орас Рессон.
В ходе создания этой книги Бальзак
отыскал рукопись, давным-давно положенную им под сукно в надежде на
лучшее будущее. Он вновь перечитал, дотошно изучил, дополнил и выправил
ее.
В августе 1829 года Бальзак продал
Альфонсу Лававассеру, издателю из Пале-Рояля, произведение,
озаглавленное «Физиология брака». Из чувства благодарности и дружбы к
Юрбену Канелю, который распознал его талант и потерял изрядную сумму
денег, опубликовав роман «Шуаны», Бальзак хотел поставить фамилию Канеля
рядом с фамилией Лававассера. Возможно, эта книга будет иметь успех, и
тогда Канель сумеет извлечь из нее выгоду!
«Физиология брака» — это произведение,
написанное на заказ. Бальзак рассчитывал получить за него 1500 франков.
Работать нужно было быстро, но добросовестно. Лававассер все время
торопил. И в ноябре Бальзак написал ему, что отказывается заниматься
бумагомаранием. Он создает подлинно художественное произведение, вот
почему он углубился в него, словно в логово. Он не совершал бесцельных
прогулок, он не играл в бильярд. «Мне ни разу в голову не пришла
посторонняя мысль, и я не сделал ни единого шага, который не был бы
связан с „Физиологией брака"».
Название «Физиология брака» напоминает «Физиологию вкуса», произведение Антельма Брийа-Саварена (1755–1826).
В те годы «физиологией» называли
жизнедеятельность, описанную сторонним наблюдателем, а также
установленный жизненный порядок. Бальзак намеревался описать брачную
жизнь супружеских пар, ставя перед собой целью профилактику любых
проявлений безнравственности со стороны супругов. |