Сын так привык к угрюмому тону отца,
что новая порция поучений не вызвала у Оноре никакой реакции. Оноре
получил отсрочку. «Кромвеля» прочли в Вильпаризи в присутствии членов
семьи и некоторых близких друзей: доктора Наккара и папаши Даблена…
Дом, который Бальзаки снимали в
Вильпаризи у Антуана Саламбье, стоял у обочины дороги, при въезде в
деревню, если из Парижа ехать через Ливри. У этого дома было четыре окна
на первом этаже и пять на втором, что делало его похожим на особняк.
Перед передним фасадом располагался двор, а за задним простирался сад,
доходивший до берегов канала.
В апреле или мае 1820 года в салоне,
окна которого выходили на дорогу, состоялось чтение «Кромвеля». В тот
день Оноре думал только о пьесе и изнемогал от возбуждения. Поскольку он
знал текст наизусть, то краешком глаза следил за реакцией
присутствующих. Вскоре он заметил «ледяное выражение лиц и ошеломленные
взгляды». В «Шагреневой коже» Бальзак так рассказал об этом испытании:
«В этом шедевре вы все увидели первую ошибку юноши, только что
окончившего коллеж, настоящий ребяческий вздор. Ваши насмешки подрезали
крылья творческим иллюзиям, с тех пор больше не пробуждавшимся».
Семья хотела знать правду. Мать и дочь
каллиграфическим почерком переписали пьесу в двух экземплярах. Один
экземпляр отдали Даблену, который поддерживал дружеские отношения с
некоторыми актерами, второй был представлен на суд Франсуа-Гийому
Андрие, будущему постоянному секретарю Французской Академии. В 1820 году
Андрие преподавал литературу во Французском коллеже и сочинял
изысканные классические комедии, вроде «Беззаботного Менье».
16 августа Андрие ответил госпоже де
Бальзак: «Мне не хотелось бы обескураживать вашего сына, но я полагаю,
что он смог бы с большей пользой употребить свое время на что-нибудь
другое, вместо того, чтобы придумывать трагедии и комедии». Тем не
менее, если ее сын окажет ему честь своим визитом, Андрие разъяснит ему,
«как именно следует подходить к занятиям изящной словесностью и те
преимущества, которые можно и должно извлечь из них, не становясь
профессиональным поэтом».
Какие черты характера, какое
любопытство, какая тайная надежда почерпнуть важные сведения побудили
двух Лор, мать и дочь, пойти к Андрие? Почему дочь украла листок с
замечаниями преподавателя? Мать, несомненно состоящая в сговоре, стала
оправдывать дочь, «которая хотела доставить большое удовольствие своему
брату, показав ему записи. Она не смогла удержаться от подобного
дружеского жеста». 22 сентября Андрие любезно согласился с ее мнением:
«Я догадался, что это не вы, а ваша дочь похитила этот маленький лист
бумаги. Но как можно сердиться на столь милую особу?» В то же самое
время Андрие назначил Оноре встречу и не принял его. Встреча была
перенесена на другой день, и в следующий раз не пришел Оноре. Он явно
хотел выразить таким образом свое неуважение к человеку, написавшему
следующее: «Автору надлежит заниматься чем угодно, но только не
литературой». |