В 1817 году Французская Академия
объявила литературный конкурс на тему «Счастье, которое проистекает из
учебы». 4 августа 1819 года Оноре поселился в комнате на улице Ледигьер.
«Это самое удачное решение человеческой жизни», — напишет он потом.
Через год-другой станет ясно, наделен ли он талантом.
Если уж таланта нет, придется смириться
и устроиться на работу, которую предлагают родители: клерк в
нотариальной конторе, мелкий служащий или делопроизводитель.
Бальзак слишком много пострадал от
коллективной жизни в коллеже, чтобы согласиться работать в конторе.
Благодаря нотариусам, которые использовали его труд, Бальзак познал суть
«ученичества», окунулся в замкнутый мирок, где каждый в любую минуту
может стать мишенью для насмешек и злых шуток. Он никогда не забудет: «И
в полку, и в суде — это все тот же коллеж, с некоторыми отличиями.
Служащие, проводящие в конторах по восемь часов, видят в них нечто вроде
классов, где начальник заменяет директора, а денежное вознаграждение
является своего рода наградой за хорошее поведение, даруемой любимчикам»
(«Служащие»).
И хотя Бальзак был наделен талантом, он
отчетливо осознавал, что участь его тем не менее будет не из лучших.
Ему суждено было жить в одиночестве, и горе тому, кто одинок, этому
бесприютному скитальцу, который постоянно скрывается от преследований,
принеся свою жизнь в жертву правде.
Два года, прожитые в мансарде, станут
решающими. У Бальзака войдет в привычку неистово работать в полном
одиночестве. На протяжении всей своей жизни он будет одновременно
«игроком и ставкой». Он посвятит жизнь созданию произведений, которые
обретут в его глазах таинственный, священный, грозный облик. Перед тем
как создать очередной роман, Бальзак испытывал тревогу вдохновения,
надежду успеха и даже страх смерти. На долгое время он лишался аппетита,
бродил словно призрак по кабинету, отказываясь выходить на улицу и не
придерживаясь формальностей, столь важных для начинающего писателя. В
полном изнеможении он выпускал перо из пальцев лишь тогда, когда ночь
окутывала его разум, а рука дрожала от усталости.
Обычно на улицу Ледигьер приходили
очень скромные денежные переводы от родителей, и это обстоятельство
вынуждало Оноре питаться весьма скудно. На завтрак и обед он частенько
пил молоко, макая в него кусочек сухаря, поскольку сухари стоили намного
дешевле свежего хлеба. Он платил за жилье 60 франков в год, тратил
ежедневно три су на масло для лампы, два су на прачку и два — на уголь.
Однако эта унылая обстановка была
овеяна флером поэзии, когда Бальзак смотрел на «бурые, сероватые,
красные, аспидные и черепичные крыши, поросшие желтым или зеленым мхом».
Крыши и водостоки радовали глаз и помогали забыть об убогих, блеклых,
грязных стенах мансарды. Жалкое бюро, покрытое коричневым сафьяном.
Кровать, кресло. Оноре намеревался приобрести зеркало в золоченой раме и
гравюру. Ему требовались зонтик, подсвечник, халат, подбитая
ватином овечья шапка. Но то была непозволительная прихоть! Оноре это
быстро понял. Мать отчитала его: он не должен был ничего просить,
обходясь тем, что имеет. Он сможет позволить себе роскошь, в которой так
нуждается, значительно позже.
Был ли он счастлив? Да, ибо жил своей
собственной жизнью, работал по своему усмотрению и желанию. Но, в
сущности, он не был создан для той жизни, какую вел. Будучи гурманом,
вынужденно ограничивал себя в еде; он любил бродить по городу, но был
прикован к креслу; обожал сюрпризы, но из месяца в месяц жизнь его
текла, словно река по плоской равнине; зная толк в приятной беседе, он
ни с кем не встречался.
И в доме родителей, и в коллеже Оноре
всегда окружали многочисленные слуги, поскольку так было принято в те
времена. Теперь Оноре словно раздвоился. Он вообразил, что рядом с ним
существует еще одно «я». «Я-двойник» ловил клопов. Подметал пол в
комнате, стирал, приводил в порядок белье ну и, конечно, ходил за
покупками.
Появляться на людях означало нарушить
родительские требования. В глазах родных Оноре был преступно виноват в
том, что сознательно обрек себя на подобное заточение. Им было стыдно
признаваться соседям, что он живет в Париже один, а потому они говорили,
что он гостит у родственника в Альби. В мансарде на улице Ледигьер он
поселился инкогнито. И покидал ее тайком, и то лишь в случае крайней
необходимости: когда шел в библиотеку или на публичные лекции. Например,
на лекции в Музей естественной истории, где Кювье проводил ископаемые
окаменелости в согласие с Библией или на лекции в Медицинскую школу, где
Дюпютран вел жаркий спор с Рекамье относительно божественного
происхождения Иисуса Христа. Но главное, он посещал лекции в Сорбонне,
где молодой профессор Виктор Кузен убеждал своих слушателей, что в
восприятии главную роль играет субъективное отношение. «Истина, красота,
добро», — говорил Виктор Кузен. А также зло, добавлял Бальзак, любивший
контрасты.
Если все в нашей судьбе предопределено,
зачем вообще учиться? Оноре предпочитал приобретать знания,
«уединившись, не прибегая к советам учителей, призвав на помощь
воображение, которое питается могучей энергией пламенного сердца».
А тем временем семья Бальзаков пришла к
выводу, что над Оноре необходимо установить опеку. Тот, кого звали
папаша Даблен, был поставлен в известность, что сын Бальзаков
добровольно уединился на улице Ледигьер.
Для Бальзаков Теодор Даблен был не
просто другом, он был сообщником. Дед Даблена, слесарь при дворе
Людовика XVI, скончался в 1790 году. Его супруга поддерживала близкое
знакомство с матерью Бальзака. Она вновь вышла замуж за земледельца
Бессона, брат которого, трактирщик, стоял во главе революционного
движения в Рамбуйе. Бессон распродал национальные имущества района.
Благодаря его помощи Саламбье смогли купить «птицеводческую ферму»,
которую Лора получила в приданое, когда вышла замуж за Бернара-Франсуа.
Адриен Даблен хотел стать хирургом, но в
1819 году стал торговать скобяными товарами. Его лавка, располагавшаяся
на улице Сен-Мартен, в доме 221, представляла собой огромное
предприятие, где изготавливали первые станки. Мадлен Амбьер, которая
изучала описи складов Даблена, утверждала, что тот вел свои дела столь
же успешно, как и Цезарь Бирото.
Именно этот человек, которому в ту пору
исполнилось 36 лет, каждое воскресенье приходил проведать Оноре и
спросить, лечит ли тот свои больные зубы. Может быть, их следует
вырвать? Но Оноре всегда отвечал одно и то же: «Волки никогда не
обращаются к зубным врачам».
Оноре страстно желал, чтобы Даблен,
занимавшийся коллекционированием, рассказал ему о картинах, побеседовал о
политике: сумеют ли депутаты-либералы набрать нужное число голосов? Во
Французском театре актер Лафон, близкий друг Даблена, играл «Цинну». Это
и есть своевременно поданный знак свыше!
До сих пор Оноре читал, делал выписки и
сопоставлял свои наивные воззрения с трудами философов XVII–XVIII
веков. Он пришел к выводу, что обе философии, поделившие между собой
мир, «первая, которая видит все в Боге, и вторая, философия Спинозы,
которая делает из всего Бога, абсолютно ничем не отличаются друг от
друга». Уже в своих философских этюдах, а затем и в «Стени» Бальзак
утверждал, что «Бог представляет собой великолепную целостность. Он не
имеет ничего общего со своими созданиями и тем не менее порождает их».
После нескольких месяцев занятий философией Бальзак пришел к выводу, что
«философы обманываются, увлекшись своими устрашающими познаниями, ибо
они не помогают открыть истину».
Зато благодаря театру, где за слова
платят наличными, можно и поразвлечься, и подзаработать. Тот, кто пишет
для театра, никогда не заставляет своих персонажей высказываться до
конца. Он лишь слегка намечает сюжетные линии. Но каков бы ни был сюжет,
действующие лица возражают друг другу с величайшей любезностью, и
вопрос об истине, ставящий в тупик философов, здесь никогда не
возникает.
Оноре увлекся драматургией великих
авторов. Он прочитал Кребильона, который «ободрял его»; Корнеля, который
«приводил его в восторг»; Расина, который «отбивал у него желание
писать».
Вдохновение Бальзака и смутные времена
направили его на путь создания трагедии, которая привлекла бы всеобщее
внимание так, чтобы зритель испил до дна чашу страданий, вызванных
революцией.
|