Бальзак был вечным оппозиционером из
принципа. При Карле X, короле ультрароялистов, он был либералом, зато
при Луи-Филиппе, короле буржуа, стал монархистом-легитимистом.
7 февраля, а затем 7 апреля 1825 года
Бальзак опубликовал две брошюры, мгновенно став в глазах
друзей-либералов предателем, прихвостнем «Трона и Алтаря».
Первая брошюра превозносила права первородства, вторая ратовала за восстановление во Франции деятельности ордена иезуитов.
Бальзак
расценивал право первородства как «опору монархии, гордость трона и
надежный залог счастья каждого человека и всех семей в целом». По праву
первородства непременно полагалось пренебрегать интересами дочерей и
младших сыновей. Такое положение дел ни в коем случае не следует
рассматривать как трагедию: общество найдет применение каждому. Старший
сын получает наследство и поддерживает древние традиции, а младший
отдает дань новым веяниям. Младший сын должен проявить волю и упорство,
чтобы не плыть по течению «в этом внушающем ужас скопище молодых
амбиций», на пути которого правительство Реставрации намеревалось
воздвигнуть социальные преграды: некоторые утверждали, что больно уж
много развелось, например, адвокатов и врачей, так что возникла
необходимость ограничить их численность. Нельзя призывать молодых людей
получать образование, если общество не в состоянии впоследствии
предоставить им работу.
«У университета нет главы», —
констатирует в 1833 году Бальзак в романе «Луи Ламбер». А в 1825-м
молодежь сгорала от жажды деятельности. Франция переживала
демографический взрыв. В 1821 году была зарегистрирована 921 тысяча
новорожденных. В 1830-м 67 % населения страны составляли люди моложе 40
лет, а государством по-прежнему управляли «обломки эмиграции, анархии и
деспотизма».
В «Луи Ламбере» Бальзак писал: «Без
общей методики, без идеи будущности образование утрачивает всякий смысл.
Я слышал, как некий господин говорил, что государство затрачивает
средства, чтобы молодым людям внушили, что Корнель — это решительный
гений, Расин — элегический и нежный поэт, Мольер — неподражаем, а
Вольтер — остроумен…»
Как нельзя кстати появилась «Непредвзятая история иезуитов».
7 августа 1814 года папская булла
восстановила орден иезуитов, упраздненный во Франции при царствовании
Людовика XV. В 1820 году иезуиты вновь открыли свои школы, где готовили
послушников. Университет пользовался дурной репутацией. Власти обвинили
его в распространении пагубных идей среди самых вредоносных
представителей общества. В коллективном обращении к правительству
верующие с прискорбием отмечали, что к концу учебы в коллежах из 100
учеников лишь двое продолжали соблюдать религиозные обряды. Иезуиты тут
же развили кипучую деятельность. Они учредили Религиозное братство и
открыли его филиалы: Общество добрых свершений, Ассоциацию Святого
Иосифа (обеспечивающие работой безработных), Общество Праведных Знаний и
Общество Добрых Книг.
Либеральные круги отказывались
признавать религиозные ордены: во время проведения торжеств по случаю
коронации Карла X, проходившей в год всеобщего отпущения грехов, высшие
государственные сановники во главе с королем приняли участие в церемонии
крестного хода, что вызвало в обществе гневное возмущение. Палата
депутатов, пресса, Поль-Луи Курье в своих памфлетах, Беранже в своих
песнях, все в один голос требовали: «Долой иезуитов!» Партия духовенства
обвинялась в подрывной деятельности, направленной против политической
жизни и представителей власти.
Бальзак был уверен, что, лишь
доверившись иезуитам, Франция сможет встать на путь гармоничного
развития. Орден Игнатия Лойолы — это «настоящая республика, у которой
есть свои законы, свой глава, свои администраторы, своя полиция, свое
правительство. Она напоминает корабль, бесстрашно бороздящий морские
просторы».
И вот уже Бальзак превратился в
апологета могущественной власти. До своего последнего вздоха он не
переставал рьяно выступать в ее поддержку. Люди, как и сама природа,
наделены энергией, но возможности их ограничены. Эту силу необходимо
обуздать и направить на службу справедливой и сбалансированной власти,
выражающей интересы всего общества в целом.
Бальзак внимательно наблюдал за
событиями своей эпохи. Он видел политику такой, какой она была, с ее
интригами, тайными агентами, скрытыми капиталами… Но неприглядная
сторона этого поля деятельности не должна заслонять от государственных
мужей спрятавшуюся за тучами надежду. Бальзак мечтал о лучшем человеке.
Человек станет таковым тогда, когда те, кто претендует на славу и
почести, постигнут искусство скромного поведения, когда фантазеры
распрощаются с иллюзиями, когда будут изобличены превратные понятия о
правилах приличия, а мужчины и женщины поймут, что не должны ставить
вопросы чести превыше законов природы и разума в том, что касается их
личной жизни, брака и воспитания детей. Если одна и та же сила движет
волей людей и могуществом природы, человечеству надлежит умело
воспользоваться ей.
Нет сомнения, что Бальзак писал свой
труд о иезуитах не как Клод Виньон из «Утраченных иллюзий», продавшийся в
рабство ради того, чтобы работать на Боссюе и получать при этом 10 су
за строчку, и не как Фино, настоятельно предлагавший своим сотрудникам
написать откровенно реакционные статьи только для того, чтобы лишний раз
предоставить либеральной партии повод развернуть дискуссию, ведь ей
было не с чем выступить против правительства.
Тем не менее «Непредвзятая история
иезуитов» — хвалебная песнь ордену с момента его возникновения и вплоть
до запрещения его деятельности во Франции.
В 1542 году во Францию приехали всего
восемь иезуитов. Но орден сумел вызвать у государства интерес к своей
деятельности. В 1564 году он основал Клермонский коллеж, тотчас
подвергшийся нападкам со стороны Сорбонны. Профессора Сорбонны сочли,
что «таланты иезуитов не идут ни в какое сравнение с их собственными, и
потому запретили школярам посещать занятия коллежа».
Однако успехи иезуитов в науках и
искусствах были настолько впечатляющими, что «все города Франции
добивались чести открыть у себя учебные заведения святых отцов».
По убеждению Бальзака, подлинная
реставрация во Франции не сможет осуществиться без возвращения этого
ордена, «который всегда был славой и гордостью монархии и христианства.
Иезуиты должны находиться в Париже в соответствии с теми же законами,
что защищают кальвиниста, иудея, анабаптиста, магометанина и
православного. Будете ли вы препятствовать открытию брахманской школы в
Париже? Разве не вы провозгласили своим лозунгом веротерпимость?»
Франция, распахнув свои объятия иезуитам, «готовится пожинать новую
славу. Вскоре она станет свидетельницей рождения божественных гениев, а
возвращение Бурбонов ознаменует собой наступление самой блистательной
эпохи из всех существовавших ранее». |