По вечерам они сидели дома, наслаждаясь покоем. С ними была дочь Евы Анна, так что приходилось вести себя безукоризненно.
В свет они выходили редко, оберегая
репутацию. В русском обществе блистали тогда подтянутые молодые люди и
ошеломляюще прекрасные молодые женщины. На их фоне Оноре и Ева выглядели
простолюдинами: польская графиня и сын альбигойского крестьянина в
конце концов действительно стали похожи даже внешне. Она — «полная, если
не сказать толстая, сорокалетняя дама маленького роста, с широким лицом
и довольно неуклюжей походкой», и он — «маленький и тоже толстый
человек с длинными мужицкими волосами, расплывшимся и словно заспанным
лицом, похожий на майора интендантских войск».
Собственное постоянство кажется им
добрым знаком. Говорят, с годами любовь угасает. К ним это не относится.
Все эти годы они не прекращали переписки, они пережили разлуку,
разочарования и обиды. Бальзак с детской радостью снова и снова
вспоминал первые дни их знакомства.
Она так и осталась для него важной
дамой, сохранившей ему верность. Он знал, что это не пустые слова. В
апреле 1843 года в Санкт-Петербург приезжал Лист. Бальзак, желая угодить
Еве, познакомил Ганских с великим композитором. Они уговорились, что
маэстро даст несколько уроков музыки Анне.
Лист очаровал Еву с первой встречи.
Она отметила «сладострастный изгиб его влажных губ» и сказала, что,
когда он улыбается, «хочется воспарить к облакам». К счастью для
Бальзака, от Евы не ускользнуло и недоброе выражение его глаз. «Сразу
видно, что дух зла одержал в его душе не одну победу». В мае Лист был
частым гостем в доме Ганских. По поручению Бальзака он передавал Еве
переводные векселя. Бальзак посвятил ему «Герцогиню де Ланже». С каждым
новым визитом Листа Ева делалась все восторженнее, она уже сравнивала
его с «сияющей вершиной Альп». Однажды Бальзаку пришлось даже умерить ее
пыл: «Вы не можете судить о Листе, пока не слышали Шопена. Если венгр —
демон, то поляк — ангел».
Так оно и было. Вершины Листа
обрывались в бездну. Ева вовремя разгадала это и продолжала принимать
музыканта только ради 15-летней Анны. Бальзаку она пообещала быть с
Листом «сверхосторожной», чем заслужила его похвалу.
Можно сказать, что Бальзак и Ева
сознательно раздули пожар, чтобы потом радоваться, что им удалось его
погасить. Все же эти страсти не на шутку растревожили Еву, которая
писала в июне 1843 года: «Признаюсь, отъезд Листа оставил некую пустоту в
моей душе. Чувствую, что еще долго мне будет его не хватать… Самые
недостатки его казались мне милыми; наверное, его общество действительно
таит опасность для юного создания, поэтому я постаралась держать Анну
подальше от этого безумного огня, чьи загадочные искры манят к себе и
заводят в пропасть».
Бальзак должен был радоваться такой
трезвой оценке. Желая успокоить мать взрослеющей дочери, он принялся
убеждать Еву, что красота Анны достигла своего пика и в дальнейшем ей
грозит лишь угасание. Поэтому, дескать, Анну следует выдать замуж именно
теперь. Пройдет совсем немного времени, и она располнеет, а тогда будет
гораздо труднее подыскать для нее хорошую партию. Зато Ева вечно
останется молодой, потому что ее легкая полнота — признак отличного
здоровья.
Верила ли Ева этим откровенным
комплиментам? Не будем гадать. Будущее покажет. Пока же она явно видела в
Бальзаке большого ребенка, слишком слабого и восторженного, чтобы стать
подходящим мужем для такой старой женщины, как она. Она уверяла себя,
что как только Анна выйдет замуж, дальнейшее потеряет для нее смысл, и
она уйдет в монастырь, чтобы все оставшиеся дни спокойно перебирать
четки, вместо того чтобы брать на себя ответственность за глупости
своего возлюбленного. |