Прошу вас, присоединяйтесь к нам в деле созидания молодого, поэтического, национального французского роялизма.
Бертье де Савиньи, из письма к Бальзаку, 17 апреля 1832 года
Спустя восемь месяцев после Июльской революции во Франции установилась «монархия, умеряемая беспорядками».
В номере «Волер» от 15 марта 1831 года
сообщалось, что автора «Писем о Париже», появлявшихся за подписью
«Вор», звали Бальзак и что он уходит из редакции, потому что решил
выдвинуть на выборах свою кандидатуру.
В апреле 1831 года Бальзак опубликовал
«Исследование о политике двух министерств» (Лаффитта и Казимира Перье).
Текст был подписан «Бальзак, избиратель с правом быть избранным». Он
рассуждает об абсолютной монархии как о «более или менее Божественном
Промысле, более или менее удачно претворяемом в жизнь». Затем следует
очерк истории Июльской революции. Вначале было разношерстное
министерство банкира Лаффитта, насадившее на должностные места
представителей Движения, полных решимости решить социальные
вопросы и оказать помощь национальным меньшинствам европейских стран:
полякам, бельгийцам и итальянцам, оказавшимся в состоянии угнетенных
после Венского конгресса 1814–1815 годов. Начиная с ноября 1830 года
Бальзак активно боролся за то, чтобы «парижские мостовые простирались до
Рейна». Наступательная тактика принесет Франции только пользу. «Спор
между нами и Англией должен решаться в Антверпене», потому что Бельгия
желает стать французской. «Между нами и Россией он должен решаться в
Варшаве». Бальзак даже представлял себе, как Польша в союзе с Турцией,
Швецией и Данией завоевывает Россию.
«Настал день, когда этот огромный снежный ком (Россия] должен развалиться на четыре части».
Второе министерство Июльской монархии,
министерство сопротивления, было образовано 13 марта 1831 года по
инициативе президента Палаты депутатов Казимира Перье. Программа была
проста: «Внутри — порядок, не жертвующий свободой, снаружи — мир, не
попирающий честь».
Луи-Филипп не мешал националистам
свободно высказываться, при этом вовсе не собираясь тревожить покой
Европы. Он даже якобы обращался к монархам-соседям с письмами, в которых
подчеркивал, что революция была вовсе не «делом славы», а «способом
предотвращения катастрофы».
Бальзак верил, что его «Исследование о
политике двух министерств» отдаст ему голоса избирательной коллегии. Но
вот только какой именно? Если «либералы» представлены более чем широко,
то легитимистов, напротив, скорее мало. Соответственно мало и тех, кто
за них голосует. Роялисты вообще уклонялись от участия в выборах. Крайне
неодобрительно воспринимавшие избирательную систему, которая удвоила
число выборщиков, они упрекали Луи-Филиппа в том, что к управлению
государством он относится как к деловому предприятию, думая лишь о
материальных выгодах, тогда как Государство — это прежде всего моральная
и религиозная власть, основанная на уважении традиций, семьи и
божественного права.
В 1829 году Бальзак познакомился с
Самюэлем Анри Берту. Родившийся в Камбре в 1804 году, этот сын владельца
типографии унаследовал от отца основанную последним «Учредительную
газету Камбре» и принимал самое активное участие в деятельности
«Соревновательного общества», в 1824 году отметившего его «Первые
поэтические опыты». В Париже Берту снова занялся типографским делом, не
исключено, что среди прочего ему приходилось печатать и творения
Бальзака.
Их личная встреча произошла, по всей
видимости, в гостях у Жана-Этьена Эскироля (1772–1840),
ученого-психиатра и ученика Пинеля. Состоялась она в лечебнице
Шарантона. К обеду пригласили также некоего прекрасно одетого и весьма
сдержанного господина. К концу трапезы Эскироль наклонился и тихонько
шепнул Берту:
— Дитя мое, вы сейчас отобедали в обществе одного гения и одного сумасшедшего. Который из них сумасшедший?
Пока длился обед, Бальзак не закрывая
рта рассказывал о сотне своих романов, правда, существующих пока в форме
набросков… Ничего, скоро всем станет ясно… и так далее.
Берту без колебаний указал на Бальзака.
— Вовсе нет. Как раз это молодой
писатель с блестящей будущностью, — сказал Эскироль. — А вот другой наш
сотрапезник содержится в Шарантоне уже пятнадцать лет. Он убежден, что
он — Бог-Отец.
В марте 1831 года Бальзак рассчитывал
добиться избрания с помощью «Газет де Камбре», только что основанной
Берту. «Будущая Ассамблея обещает быть бурной. Она беременна революцией.
Возможно, жители вашего округа предпочтут видеть среди депутатов
парижанина, а не одного из вас».
Роспуск Палаты произошел 31 мая 1831
года. Выборы назначили на 5 июля. Берту представил Бальзака в своем
«Соревновательном обществе», рекомендуя его как деятеля «Просвещения»,
готового сыграть роль воспитателя народных масс.
Сам Бальзак относился к этой идее
более чем сдержанно. Если бы деятели прошлого знали заранее, во что
выльется воспитание народа, они поостереглись бы им заниматься. Бальзак
подсчитал, чего стоило Франции — и в деньгах, и в человеческих жизнях —
политическое, социальное и культурное освобождение страны. Итог выглядел
катастрофическим.
«За четыре года результатом
общественного движения стали, самое большее, еще один миллион французов,
внявших призывам воспользоваться благами просвещения, один миллион
новых собственников и создание около тридцати тысяч промышленных
предприятий. Эта победа добра над злом стоила нам двух миллионов
человеческих жизней и двух миллиардов долга. Удивляться тут нечему.
Воспитание одного человека обходится в 20 тысяч франков. Но ведь
воспитание целой нации — дело куда более сложное! Истинные друзья страны
должны распространять свет знания. Мысль — вот самый прочный из
барьеров. Для поддержания мира в Европе довольно и памфлетов ценою в два
су, похожих на „Здравый смысл старины Ришара"» («Волер», «Письма о
Париже», 20 февраля 1831 года).
Бальзак считает, что есть вещи
поважнее просвещения. Это та линия поведения, которая определяет
качества человека и указать которую каждому может лишь его сердце.
Следует различать насущную необходимость овладения ремеслом,
сопровождаемую стремлением к совершенству, и то, что принято называть «курсом», иными словами, определенную стоимость того или иного товара или продукта. Само слово «курс» не имеет никакого реального смысла. Говорят, например, «обменный курс» и «курс литературы»…
Реальное равноправие не может быть
установлено никакой человеческой властью. Хорошее правительство
осуществляет соблюдение «страхового договора между богатыми и бедными».
Этот договор работает, если винтики и колесики механизма устроены таким
образом, что лучшим представителям обеспечена возможность подняться к
вершинам управления государства, даже если они не обладают богатством.
Это излюбленная идея Бальзаков — отца и сына, — идея, служащая
иллюстрацией к их собственной истории: истинное равенство может
обеспечить лишь гибкая социальная система. «Необходимо, — еще и еще раз
повторял Бальзак, — дать возможность людям талантливым, к какому бы
классу они ни принадлежали и под каким бы небом ни родились, проявить
все, чем одарила их судьба».
|