«Увы, приходится признать, что я — прорва», — писал Бальзак Еве Ганской.
Даже имея за плечами тридцать лет
литературного труда, Бальзак не прекращал писать ради заработка.
«Сколько заботы о деньгах!» — воскликнет по этому поводу Флобер в 1876
году.
После краха своей типографии в августе
1828 года, задолжав более 500 тысяч франков, Бальзак продолжал жить
широко, с некоторым даже блеском в расчете, видимо, на «взаимные» или,
как их называли, «бронзовые» векселя. Он договаривался с издателями и
главными редакторами журналов насчет романов и новелл. Тем не менее
рукопись, подлежащую сдаче в определенный срок, ему случалось
задерживать, а иногда он мог даже отказаться от издания книги,
оплаченной авансом.
Начиная с 1833 года, одновременно с
работой над «Этюдами о нравственности XIX века», Бальзак завершил
разработку системы продажи рукописей, которая позволяла ему объединять в
некое целое произведения, издававшиеся ранее, с теми, которые еще
только замышлялись. Он начал перепродавать различным издателям свои
таким образом дополненные труды. Эти следующие друг за другом серии
привели к подписанию крупного контракта с издателями Фурном, Этцелем,
Поленом и Дюбоше, предполагавшим публикацию «Человеческой комедии»,
проект которой был подготовлен Бальзаком в январе 1840 года.
«Будучи продуктом своего времени, я с
уважением отношусь к деньгам», — скажет Бальзак устами одного из своих
персонажей. Романы с продолжением в ежедневных газетах приносили Эжену
Сю и Александру Дюма до ста тысяч франков в год. Бальзак стремился
получать столько же, но и в самые благоприятные годы его доход едва ли
достигал такой цифры. Он жил как стесненный в средствах богач, то ли
потому что тратил больше, чем зарабатывал, то ли потому что с 1846 года
занялся обустройством и меблировкой дома на улице Фортюне,
приобретенного за 50 тысяч франков, который с учетом произведенных работ
обошелся в 500 тысяч.
Всю жизнь его неотступно преследовал
финансовый вопрос. Во франках 1992 года легко представить цены 1820–1850
годов, умножив их на двадцать. Такой коэффициент предложил Франсис
Амбриер в своей книге «Мадмуазель Марс и Мари Дорваль в театре и в
жизни».
Нельзя не учитывать также неравенство доходов: богатые были зачастую богаче, чем в наши дни, а бедные — по-настоящему нищими.
Так, у очень богатых людей годовой доход
составлял от 150 до 300 тысяч франков. Приданое девушки из обеспеченной
буржуазной семьи обходилось в 150–300 тысяч франков. В провинции семье
вполне хватало годового дохода в 12 тысяч франков. Служащие зарабатывали
от одной до трех тысяч франков в год. Жизнеобеспечение крестьян и
рабочих поддерживала сумма в 300 франков в год. Бюджет их семей был
прост: на жилье и топливо шло 100 франков, на хлеб, основной продукт
питания — 15, на соль, масло и овощи — 50 франков.
В 1832 году в Париже 40 процентов населения жили ниже уровня бедности; это были неимущие.
В 1844 году Бальзак, живший в Париже с
мадам де Брюньоль и служанкой, тратил 6 тысяч франков в год. В 1846 году
эта цифра достигла 12 тысяч франков, при этом он содержал уже четырех
слуг.
Путешествия стоили дорого. В мае
1835 года Бальзак запросил у своего издателя Верде тысячу франков на
переезд из Вены в Париж. В 1847 году, когда Ева Ганская собралась на
несколько недель в Париж, Бальзак посоветовал ей рассчитывать на расходы
в сумме 7 тысяч франков «без особых излишеств».
Жилье стоило дорого. «Плата
составит всего 5 тысяч франков в год», — писал Бальзак в 1844 году. На
квартиру из трех комнат в Сен-Жермен-де-Пре в доходном доме уходило 1800
франков в год. В Пасси, на улице Басс (теперь улица Рейнуар) Бальзак
снимал дом за 650 франков. Частный же дом обходился в 14–15 тысяч
франков.
Купить дом стоило дорого. Цены
зависели от квартала и от занимаемой площади. В теперешнем VII округе
квадратный метр стоил в то время 100 франков. И если Бальзак купил за 50
тысяч франков ветхий дом на улице Фортюне, в Пасси частный дом стоил
120 тысяч франков.
В провинции деревенский дом, такой как Гренадьер, который Бальзак снимал в 1830 году, стоил 2 тысячи франков в год.
Очень высока была арендная плата за лавки, некоторые, где торговали предметами роскоши, можно было снять за 30 тысяч франков.
Товары широкого потребления, изготовленные в небольшом количестве вручную, стоили очень дорого:
— настенные часы — 120 франков;
— наручные часы — 110 франков;
— фонарь — 58 франков;
— подсвечник ручной работы — 8 франков.
В 1833 году Бальзак заплатил 4 тысячи
франков за серебряные с эмалью столовые приборы и 1500 франков за
столовое белье. Его знаменитая трость с бирюзой в набалдашнике обошлась в
730 франков.
Держать экипаж для выездов было весьма накладно.
В 1831 году Бальзак по случаю приобрел лошадь, кабриолет, упряжь за 4
тысячи франков. Ливрейный лакей, ухаживавший за лошадью и коляской,
стоил 40 франков в месяц, за ливрею Бальзак заплатил 225 франков.
Бальзак одевался у Бюиссона, самого
элегантного портного в Париже. В 1831 году он потратил на него 630
франков, в 1833-м — 2 тысячи франков, из них 150 — на домашний халат. В
то же время такие необходимые вещи, как полотенца, платки и носки для
племянника, отправленного в пансион, стоили 68 франков.
В 1828 году Бальзак после банкротства
своей типографии занял у родителей 45 тысяч франков, которые спасли его
от долговой тюрьмы. Через 18 лет, в 1846 году он вернул матери 12 тысяч
франков, в 1847-м собирался отдать еще 8 тысяч, но потом решил
выплачивать по 100 франков ежемесячно, «чтобы она жила в покое и
некотором довольстве»; эти деньги он и высылал «от всего сердца». После
смерти Бальзака его вдова, мадам Оноре де Бальзак, продолжала платить
указанную сумму своей свекрови. |