Жалость, которую Бальзак испытывал к
госпоже Коломес, подсказала ему идею и, скажем прямо, смелость создать
образ Аделины Юло из «Кузины Бетты». Этот роман был начат только в
августе 1846 года, но уже в июне Бальзак говорил госпоже Ганской об
«Истории бедных родственников», включающей в себя «Кузена Понса» и
«Кузину Бетту».
Аделина — превосходная жена и мать, но
ей не удалось пробудить чувства у своего мужа, барона Юло. Несомненно,
Юло воспринимает достоинства своей жены как благодать, но в то же самое
время он испытывает потребность в ласках красавицы Валери Марнеф,
которая использует его страсть, как проститутка из предместий. Аделина
смирилась с похождениями мужа. Более того, она готова их оплачивать ради
сохранения семьи и счастья мужа.
Когда Юло «остался гол как сокол», а
от него потребовали незамедлительно заплатить 200 тысяч франков, Аделина
бросилась за помощью к Кревелю, богатому коммерсанту и заместителю мэра
Парижа. Аделина берет на себя смелость попросить 200 тысяч франков у
Кревеля, который уже давно смотрит на нее с вожделением. Она даже делает
ему авансы, утверждая, что готова на все… Но Кревель обескуражен: ничья
добродетель не стоит 200 тысяч франков. Затем он наглеет: «25 лет,
добродетельно прожитых, похожи на недолеченную болезнь. А ваша
добродетель покрылась толстым слоем плесени, дорогуша».
Тем не менее Кревель предлагает
Аделине заключить с ним постыдную сделку. Он познакомит ее с
миллионером, «который готов дать 100 тысяч экю за любовь порядочной
женщины».
Сцена заканчивается тем, что Аделина
выставляет Кревеля за дверь. Ей стыдно. Она вела себя как те
проститутки, что разорили ее мужа.
По сути порок и добродетель
тождественны. Деньги не пахнут. Но для Бальзака они неприятно отдают
пороком, хотя для того, чтобы остаться добродетельным, требуются деньги.
Добродетель означает роскошь. В тот день, когда иссякают деньги,
Добродетель оборачивается Пороком, который ничего не требует, ибо ему
все платят добровольно. |