Когда доходит до последнего, остается лишь молчать.
Сьейес
13 июля 1840 года Бальзак подписал
договор с Арманом Дютаком, конкурентом Жирардена. Оба издателя
окончательно разошлись, когда в июле 1836 года лопнул их план
совместного выпуска недорогой ежедневной газеты. С тех пор Жирарден
возглавил «Пресс», Дютак — «Сьекль». Обе эти газеты выходили ежедневно,
цена годовой подписки не превышала 40 франков, что стало возможным
благодаря активной рекламной деятельности. Широкое распространение этих
газет представляло собой уникальный в мировом масштабе феномен.
К концу 1836 года Дютак организовал
трест, объединивший пять-шесть газет, в том числе «Шаривари»,
«Карикатюр», «Газет дез анфан», «Геп». Чуть позже к ним присоединилась
«Ревю литерер» Альфонса Карра. Кроме того, Дютак владел типографией и
имел собственный театр — Театр дю водевиль. К Бальзаку он относился с
уважительным восхищением и только в течение 1840 года опубликовал шесть
романов и эссе писателя (в «Сьекль» и «Карикатюр»), Он же напечатал
впоследствии «Дочь Евы», «Беатрису», «Пьеретту», «Маленькие неприятности
супружеской жизни», «Письмо о процессе над Пейтелем». В июле 1840 года
Дютак предложил Бальзаку стать его компаньоном и основать журнал «Ревю
паризьен» — ежемесячное издание объемом в 125 страниц, которое
предполагалось продавать по одному франку за экземпляр. По условиям
договора Бальзак бесплатно предоставлял в распоряжение редакции
рукопись, за что ему причиталось участие в прибыли.
К 25 сентября 1840 года в свет вышли
три номера «Ревю паризьен». Расходы составили 7173 франка, доход — 5372
франка. Для первого номера Бальзак предоставил рассказ «З. Маркас»,
выражавший отношение автора к режиму Июльской монархии. Молодежь
обобрали, говорится в рассказе. Революция, которую она совершила, стала
«добычей сов, боящихся дневного света. […] Но опасность не за горами, и
когда она настанет, молодежь снова поднимется, как поднялась в 1793
году, готовая на новые прекрасные свершения. […] Не верю, что нынешние
силы продержатся еще десять лет». Зефирен Маркас умирает в 1838 году от
нервной горячки, потому что «слишком глубоко влез в кратер власти».
Умирая, он видит наступление Республики, когда, после смены двадцатого
по счету министра, начнется агония власти.
Бальзак обязался вести в «Ревю
паризьен» рубрику литературной хроники. Здесь он высмеял роман Сент-Бёва
«Пор-Рояль», назвав его «мелким дождичком, пробирающим до костей».
«Пармскую обитель» он сравнил с чудом, хотя позволил себе несколько
критических замечаний в отношении композиции и с ошибкой написал фамилию
Стендаля. Виктора Гюго он неизменно хвалил, именуя его «величайшим
поэтом XIX века». Одобрительного отзыва заслужил и Фурье, по мнению
Бальзака, продолжатель дела Иисуса, который сумел претворить на практике
добрые побуждения, систематизировать их и «впрячь в социальную телегу».
В своей статье «О рабочих», опубликованной 25 сентября 1840 года,
Бальзак вслед за Фурье рассуждал о том, что необходимо «добиться
равновесия», унифицировать сколь возможно производительные силы,
разукрупнить заводы и создать промышленно-сельскохозяйственные
объединения. Тогда продукция сельского хозяйства будет потребляться
рабочими на месте. Крестьянин будет продавать свой урожай, рабочий будет
сыт, а на долю посредников ничего не останется.
В номере «Ревю паризьен» от 25 августа 1840 года Бальзак поведал читателям о том, что при правительстве существует некое бюро общественного сознания,
возглавляемое бывшим банкиром Авасом. Он первым получает газеты со
всего мира и каждое утро докладывает Тьеру — «великому знатоку мелочей» —
о состоянии общественного мнения. Полиция также поставляет ему
информацию. Сотрудники Тьера на основании полученных данных составляют
бюллетень, который через префектуры рассылается в редакции газет.
Журналисты именуют этот бюллетень «хозяйским гласом». Бальзак выступил с
разоблачением этого «министерского эскадрона». Утром Тьер у себя в
особняке принимает своих верных посланцев. «Здесь, под руководством
мадам Доне, мажутся маслом бутерброды, которые предстоит проглотить
публике».
Таким образом государство,
объединившись с крупнейшим банком, надзирает и руководит прессой,
промышленностью, финансами. Это тюремная политика, смягчаемая хорошо
обкатанными фразами.
Бальзак взывает в своей статье к
«героям», которыми, как он полагает, не оскудела еще земля Франции.
Распознать героя несложно: «Во Франции великим может оставаться лишь
отверженный».
|