Двадцатилетний Бернар-Франсуа решил попытать счастья в Париже.
В 1776 году он поступил на должность
секретаря-письмоводителя в администрацию по управлению имуществом
Королевского совета, иными словами, в «общий совет», весьма отличный от
«частного совета», в члены которого король производит тех, в чьих
услугах нуждается.
Бернар-Франсуа прибыл в Париж словно
нарочно для того, чтобы записывать вопросы и ответы — именно это входит в
обязанности секретаря, — относящиеся к ликвидации Ост-Индской компании.
Созданная во имя всеобщего
благоденствия королевства и активно занимавшаяся внешней торговлей, в
том числе и с Ост-Индией, компания с прискорбием взирала на потерю
колоний и своих большегрузных судов, либо захваченных, либо потопленных.
Она по-прежнему контролировала продажу бобровых шкур в Канаде и
работорговлю в Сан-Доминго. Но все приходили в отчаяние от ее
обесценивавшихся акций, стоимость которых упала с 2100 ливров в 1743-м
до 745 ливров в 1762 году. Вот почему тарифы на перевозки в компании в
три раза превышали суммы, запрашиваемые частными судовладельцами.
Привилегии компании были упразднены в
1769 году. Но поскольку пострадали очень многие, подписавшиеся на займы,
король не мог обойти их вниманием, он вынужден был возместить
причиненный им ущерб.
Ликвидацией компании занимался статский
советник интендант Бутен. Были проданы корабли, опустошены пакгаузы,
закрыты сахарные заводы, выставлены на аукцион диковинные животные и
растения, складированы заморские продовольственные товары.
По-видимому, Бернар-Франсуа очень
внимательно отнесся к этим товарным излишкам, торговля которыми приносит
огромные барыши, если уметь выждать и вовремя сбыть их с рук. Вплоть до
выхода на пенсию в 1819 году Бернар-Франсуа умело вел свои дела на
поприще продовольственного снабжения, что было самым насущным и самым
рискованным делом во Франции, вечно объятой революциями и войнами и,
следовательно, вечно нуждающейся.
В 1763 году два китайца, Ко и Янг,
приехавшие учиться у иезуитов, были возведены в сан священников ордена
лазаристов. Министр Бертен пожелал выслушать их рассказ о технике,
образовании, системе сельского хозяйства Китая, который считался одним
из наиболее процветающих и наиболее добродетельных государств.
Совершив путешествие по Франции и ближе
познакомившись с самыми лучшими товарами, которые здесь производились,
Ко и Янг сели в Лорьяне на корабль, нагруженный подарками.
Китайцам, уехавшим из Китая и
вернувшимся обратно, обычно грозила смертная казнь. Иезуиты Пекина
связались с королем и обеспечили им защиту.
Иезуиты преподнесли китайскому
императору ковры, картины, зеркала, севрский фарфор, различные научные
приборы, которые привезли с собой два китайца. Подарки были милостиво
приняты, после чего иезуиты Пекина предложили Бертену «литературную
переписку», чтобы таким образом удовлетворить любознательность короля.
Кое-что из написанного о Китае было издано. Так, в 1776 году вышла в
свет книга «Записки об истории, науках, искусствах, нравах и обычаях
Китая». Бернар-Франсуа, видимо, приобрел эту книгу, открывшую ему глаза
на часть света, где было изобретено столько необходимых вещей. Как ни
странно, при этом образ жизни китайцев нисколько не изменился и
по-прежнему основывался на глубоко укоренившейся традиционной мудрости.
Еще в раннем детстве Оноре доводилось
слышать разговоры об Индии и Китае, и этот азиатский мир навсегда
остался в его грезах как территория, населенная чудесными птицами и
фантастическими животными и окаймленная голубыми вершинами. Бальзак
всегда представлял себе Восток вожделенным краем, где даже день и ночь
ходят рука об руку. Но Китай — не просто волшебная страна. Это — страна
просвещения, страна письменности.
Оноре де Бальзак прославит красоту и
прочность товаров, изготовленных в Китае, равно как и торговое
превосходство китайцев. Они непобедимы, поскольку бедняки платят за
жилье ничтожную сумму, мало едят, а из движимого имущества у них лишь
гамак да видавший виды сундук.
Когда в 1815 году Бальзак увидит в
Турени китайскую безделушку, она покажется ему столь прекрасной, словно
ее создавали «три поколения семьи Бенвенуто Челлини». Китайцы —
чрезвычайно забавный народ: сколько занятных историй могут поведать их
болванчики, зонтики, веера!
Наконец, именно китайцы охотно возводят
в дворянское достоинство задним числом, что переносит на отца славу,
завоеванную сыном. Бальзак не откажет себе в этом удовольствии. В 1839
году, через десять лет после смерти отца, он произведет его в секретари
Большого Совета при Людовике XV, решения которого он якобы записывал. На
самом деле, и вскоре мы это увидим, Бернар-Франсуа Бальзак поступил на
службу в Королевский совет в качестве секретаря господина д’Альбера,
докладчика. И случилось это 1 января 1776 года — при Людовике XVI.
В 1821 году Бальзак-отец и Бальзак-сын
прибавят к своей фамилии дворянскую частицу «де», причем сделают это
весьма искусно. Они станут именовать себя «де Бальзак», общаясь с
представителями светского общества, и останутся просто Бальзаками в
кругу близких. «Что до меня, то мне все равно, — писал Бальзак в 1835
году. — Сегодняшнее дворянство — это 500 тысяч франков ренты или
персональная известность». В этой книге я постараюсь избегать
употреблять частицу «де», рассказывая о личной жизни писателя; и сохраню
ее, когда речь пойдет о его общественной и писательской деятельности. |