Урок может быть проведен на материале рассказов «Не в
духе» и «Цветы запоздалые». В 1888 году Чехов пишет: «Мой мозг машет крыльями,
а куда лететь не знаю». 80-е годы для молодого писателя — это учеба в
университете, это первые публикации в журналах, это несерьезное отношение к
литературе. В письме Чехова к А. Н. Плещееву читаем: «Кроме романов, стихов и
доносов, я все перепробовал, писал и повести, и рассказы, и водевили, и
передовые, и юмористику, и всякую ерунду». А в 1883 году: «Я газетчик. но это
временно. Оным не умру». Это мысль о том, что пора чувствовать ответственность за
свое творчество, пора отходить от подобной работы.
80-е годы в общественной жизни России — это реакция,
насилие над мыслью. Чехов признается, что «хотел бы быть свободным художником».
Черты эпохи нашли отражение в рассказах Чехова. Это «Смерть чиновника» и
«Толстый и тонкий» (1883—1884), «Тоска» и «Переполох» (1886), «Враги» (1887), в
которых запечатлелись символы отдельных людей. Символом реакционной эпохи в
целом становится герой рассказа «Унтер Пришибеев» (1884—1885). Годы реакции
обострили трагическое восприятие мира у людей чеховского круга: гибнет Гаршин,
стремится к самоубийству Левитан, психически больны Успенский и Врубель.
Для творчества Чехова характерны два начала: изображение
картин пошлой жизни и стремление изобразить прекрасное, возвышенное, отвечающее
высоким нормам нравственности. Эти два аспекта находятся во взаимовлиянии. На
уроке это можно показать при изучении рассказов, иллюстрирующих обе тенденции
творчества, например «Не в духе» и «Цветы запоздалые».
Картины пошлой жизни мы видим при анализе рассказа «Не в
духе». В работе с текстом следует актуализировать такие аспекты:
Как автор изображает состояние Семена Ильича Прачкина?
Как в подтексте выражается авторское отношение к изображаемому?
Какова причина такого состояния? Как утешает себя герой?
Какой смысл приобретает здесь прием внутреннего монолога?
Как герой воспринимает стихи Пушкина? Что автор
подчеркивает своеобразием его реакции на поэзию?
К какому результату привело отрицательное эмоциональное
состояние отца? («Я
тебя высеку за то, что ты вчера стекло разбил»). Почему проигрыш
отца обернулся поркой сына? Какой смысл выявляет название рассказа?
Стремление к миру прекрасных и возвышенных чувств, тоска
по ним — в центре рассказа «Цветы запоздалые».
Вопросы и задания для обсуждения
рассказа
Как показана семья Приклонских? Кто виноват в их бедах?
Как показан доктор Топорков? Каково его прошлое?
Сопоставьте внешнее и внутреннее состояние Приклонских. О
чем говорит их безоглядная вера Егорушке?
Зачем автор сразу сравнивает Приклонских и Топоркова? Как
ведет себя Топорков на осмотре Егорушки? Почему?
О чем говорит портрет Маруси? А портрет Топоркова? Какие
чувства вызывает Топорков у Маруси? Что заставило Марусю полюбить
доктора?
Сравните начало 1, 2 и 3-й частей. Как показана природа?
Почему так? Как она соответствует настроению героев?
Как меняется Топорков, принимая деньги? Как чувствуют
себя Маруся и
Егорушка, глядя на эту сцену?
Зачем Чехов сравнивает доктора с манекеном? Как доктор
ведет себя во время чая? Какие слова и выражения показывают авторское и
Марусино отношение к нему?
Что поразило Марусю в докторе? Как меняется отношение к нему
после сватовства? Почему она не верит словам о шестидесяти тысячах приданого?
Что помогает Марусе жить в пошлой обстановке, окружающей ее?
Как воспринимает доктор признание Маруси? Что сделала с
ним любовь? Почему доктору страшно глядеть на женщин?
Почему рассказ называется «Цветы запоздалые»?
Итог
урока. Рассказ «Не в духе» — это мир пошлости и пустоты. Этот же
мир и в рассказе «Цветы запоздалые». Но Прачкин давно потерял в себе человека,
его жизнь пуста и бессмысленна. Он не способен к высоким чувствам и
состраданию. Герои рассказа
«Цветы запоздалые» тоже потеряли свою душу: и Егорушка, прошедший путь
от состоятельности к бедности, и Топорков, проделавший обратный путь. Только
любовь оказалась способна пробудить доктора: «Деньги, которые он вчера так
усердно копил, в огромнейших дозах рассыпались теперь на пути. Он все отдал бы
теперь, если бы хоть в одном легком этой девушки не слышались проклятые хрипы!
Ему и ей так хотелось жить! Для них взошло солнце, и они ожидали дня. Но не
спасло солнце от мрака и. не цвести цветам поздней осенью!» Это обращение
Чехова к читателям — не теряйте в себе человека. |