«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти
человек!» — эти слова Гоголя, звучащие на уроке по Чехову, связывают воедино
вечные проблемы литературы XIX века, ее сокровенную мечту о «живой» душе, о
нравственном и духовном человеке.
Рассказ написан в 1898 году и связан с проблемами
развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным
приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность
человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной
бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко
порождает зависимость от них и, как следствие, ведет к бездуховности, душевной
деградации и опустошению. В рассказе поставлены и вопросы взаимодействия
человека и окружающей его социальной среды. При чтении и анализе текста
рассказа необходимо подчеркнуть, что деградацию души Ионыча Чехов показывает
через подтекст, через художественные детали и интонации.
В рассказе 4 части. Это 4 этапа жизненного пути Дмитрия
Ионовича Старцева, 4 ступеньки лестницы, ведущей вниз.
Работа с текстом в первой половине урока должна привести
учащихся к следующим выводам:
Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном плане, и в
личном. Он утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь.
Старцев — интеллигентный человек, но в городе С. эталон интеллигентности —
Туркины. Вначале Старцев даже выше их: он видит бездарность и матери, и дочери.
Его коробят плоские шутки хозяина дома. Старцев — приятный человек, но деньги,
заработанные им, становятся единственным идеалом его жизни. Это привело к тому,
что «жадность одолела». Старцев состоялся как хороший, популярный врач, но
именно деньги привели его к опустошению и раздражительности.
Во второй части урока учащиеся выясняют причины
деградации Старцева.
Итоговые вопросы и задания
Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он,
понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это
подчинение? (Старцев — неплохой
человек, но не умеющий глубоко чувствовать, жалующийся на жизнь.)
Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал
Ионычем? Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она
состояться?
Как раскрывает черты характера Старцева сцена на
кладбище? Почему здесь так романтично показана природа?
Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н. В. Гоголя:
«Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели
ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось». (Старцеву
вначале присущи лишь незначительные недостатки души: неглубоко любит,
недостаточно чуток, жалуется на жизнь, раздражителен. Но в городе С. он
приходит к полной духовной деградации, становится своим среди «мертвых душ»).
Почему на рубеже 80—90-х годов Чехов обращается к
проблемам духовной деградации человека?
Из письма Чехова к Орлову: «Пока еще это студенты и
курсистки — это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России,
но стоит только студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать
взрослыми, как и надежда наша, и будущее России обращается в дым, и остаются на
фильтре одни доктора- землевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры».
Вывод.
Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об
этом говорил и Гоголь: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских
лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие
движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом».
|