Нельзя изучать пьесы Чехова, не зная особенностей его
драматургической манеры. Поэтому разговор со школьниками о «Вишневом саде»
нужно предварить уроком о специфике его драматургии. Современная Чехову публика
не приняла многих его пьес. Почему?
Они отличались от традиционной драматургии
рубежа веков, но не были слабыми, так как позднее с блеском вошли в репертуар
многих театров. Они не были заумными или примитивными, а отличались
необычностью, непривычностью для театральных зрителей. В них как бы
определялось два плана: драма и ирония, простая фабула и скрытый смысл,
действие и раздумье.
Первый план соответствовал чертам драмы вообще, а во
втором угадывался сам автор. Активное присутствие автора — отличительная черта
чеховской драматургии. Горький назвал его пьесы лирическими. Понять автора
можно, вчитываясь в текст. Интересной может быть работа по сопоставлению двух
редакций пьесы Чехова «О вреде табака».
Чехов добавляет во вторую редакцию слова Нюхина, не
свойственные ему: «Остановиться где-нибудь далеко-далеко в поле и стоять
деревом, столбом, огородным пугалом, под широким небом, и глядеть всю ночь, как
над тобой стоит тихий, ясный месяц, и забыть, забыть». Герой Нюхин вряд ли
способен на такие слова. Это Чехов и его мысли, это его лиризм в сострадании
человеку. Автор незримо присутствует в пьесах, что делает чеховскую драматургию
особенно психологичной. Критик В. Я. Лакшин считает, что особенности
психологизма драматургии Чехова проявляются:
В раскрытии сложных образов персонажей не через борьбу
контрастных страстей, а в обычной жизни.
В иллюзии течения жизни, которая создается бытовыми
деталями, бытовыми темами разговоров, — психологическая детализация.
В общем эмоциональном тоне, который создается музыкой,
звуками, паузами и т. п.
В смысловой роли пауз, которые раскрывают взаимоотношения
героев.
В многотемности диалогов: каждый герой ведет свою тему в
разговоре, их реплики внешне не связаны.
В отсутствии описания и объяснения психологии действующих
лиц.
В скупых художественных средствах, способствующих редкой
психологической достоверности.
В поведении героев, которые в минуты особого напряжения
почти не говорят или не выражают в словах своих истинных чувств. Автору важен
подтекст, то, что за словами.
В сложном подтексте, передающем не мысли героя, а
суждения автора.
В отсутствии стремительно развивающегося действия.
Наиболее важные события происходят за сценой — внутренний динамизм.
Во внешней и внутренней сути героев.
В лирически окрашенном пейзаже, в эмоциональности и психологичности
финалов действий и пьесы в целом. |