Суббота, 20.04.2024, 13:45


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 10 КЛАСС

«Его врагом была пошлость». «Маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
27.04.2014, 10:40

На первом этапе урока следует подчеркнуть своеобразие цикла «Маленькая трилогия». Это трилогия о «футлярных людях». В ней есть и автор, и рассказчик. Повествователь является то рассказчиком, то слушателем.

Учитель гимназии Буркин рассказывает о сослуживце, учителе Беликове — «Человек в футляре». Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский о своем брате — «Крыжовник». Помещик Алехин о себе, о своей любви — «О любви».

В рассказах дается обобщенная картина жизни. Вопросы и задания для обсуждения

«Человек в футляре»:

Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?

Как он относится к своему рассказу?

Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила?

Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футяре»?

Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли? Как и почему Беликов терроризировал город?

Почему Беликов умер? Как понять фразу: «Хоронить таких людей. большое удовольствие»?

За что осуждает автор Буркина?

«Крыжовник»:

Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик?

Почему он не может заснуть, о чем задумался?

Как в этом рассказе появляется автор?

В чем смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»?

Какова роль описаний природы в рассказе?

Что мы узнаем о брате Ивана Ивановича? Оцените его мечту.

С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: «Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе»?

В чем различие Буркина и Ивана Ивановича? Как на рассказ реагируют слушатели?

Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл?

«О любви»:

Как и каким показан герой-рассказчик?

Почему автор подчеркивает несовпадение внешнего и внутреннего мира?

В чем дисгармоничность жизни Алехина?

В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи?

Выводы урока.

Рассказы рисуют разные проявления «футлярной жизни». «Футлярностью» заражены не только герои, но и рассказчики. Главная мысль автора о том, что человек в дисгармоничной жизни остается невоплощенным, не реализованы его душевные силы и возможности: ученый становится хозяином, художник — учителем, общественный деятель — ветеринарным врачом.

Категория: 10 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе, уроки литературы в 10 классе
Просмотров: 1604 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0