На первом этапе урока следует подчеркнуть своеобразие
цикла «Маленькая трилогия». Это трилогия о «футлярных людях». В ней есть и автор, и рассказчик. Повествователь является то рассказчиком, то слушателем.
Учитель гимназии Буркин рассказывает о сослуживце,
учителе Беликове — «Человек в футляре». Ветеринарный врач Иван Иванович
Чимша-Гималайский о своем брате — «Крыжовник». Помещик Алехин о себе, о своей
любви — «О любви».
В рассказах дается обобщенная картина жизни. Вопросы и задания для обсуждения
«Человек в футляре»:
Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его
наблюдательности, ироничности?
Как он относится к своему рассказу?
Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра,
которая никуда не выходила?
Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в
футяре»?
Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует
ли? Как и почему Беликов терроризировал город?
Почему Беликов умер? Как понять фразу: «Хоронить таких людей.
большое удовольствие»?
За что осуждает автор Буркина?
«Крыжовник»:
Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик?
Почему он не может заснуть, о чем задумался?
Как в этом рассказе появляется автор?
В чем смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать?.. Во
имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет
сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»?
Какова роль описаний природы в рассказе?
Что мы узнаем о брате Ивана Ивановича? Оцените его мечту.
С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик
говорит: «Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена
произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе»?
В чем различие Буркина и Ивана Ивановича? Как на рассказ
реагируют слушатели?
Почему рассказ так называется? Есть ли в названии
символический смысл?
«О любви»:
Как и каким показан герой-рассказчик?
Почему автор подчеркивает несовпадение внешнего и
внутреннего мира?
В чем дисгармоничность жизни Алехина?
В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи?
Выводы
урока.
Рассказы рисуют разные проявления «футлярной жизни».
«Футлярностью» заражены не только герои, но и рассказчики. Главная мысль автора
о том, что человек в дисгармоничной жизни остается невоплощенным, не
реализованы его душевные силы и возможности: ученый становится хозяином,
художник — учителем, общественный деятель — ветеринарным врачом.
|