Воскресенье, 11.12.2016, 12:53

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПРАКТИКУМ "РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА" 11 КЛАСС [27]
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА [22]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [11]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРАКТИКУМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

Персоналии
12.07.2015, 17:47

Мы познакомили студентов с использованием общих («Книжная летопись») и общелитературных библиографических указателей (А. Мезьер и др.). Они необходимы, когда нужно представить творчество писателя среди других произведений определенного времени или направления. Студенту или начинающему исследователю освоить их нелегко, но совершенно необходимо. Если нет библиографических указателей, специально посвященных изучаемой теме или писателю, то обращаются именно к общим и общелитературным библиографическим пособиям.

Однако самыми главными, самыми лучшими помощниками исследователя, учителя–словесника и студента являются персональные указатели. Правда, их очень немного. Для того чтобы уметь использовать персональные библиографические пособия, студентам полезно знать, как они построены. Существуют два основных типа построения научно–вспомогательных указателей: хронологический, положенный, например, в основу «Пушкинианы» А. Г. Фомина и систематический, сложившийся позднее. Преимущество первого в историографическом подходе к творчеству писателя. Хронологическое расположение материала позволяет проследить из года в год развитие критической литературы о писателе, идейную борьбу в критике, историю изучения его жизни и творчества, дает возможность быстро найти ответ на вопрос, как было встречено критикой то или иное произведение. Однако при таком построении трудно разыскать литературу о конкретном вопросе, произведении или лице. Не выделен в нем и специфический, не историко–литературный материал (например, писатель и искусство).

Систематический принцип группировки литературы в персональных научно–вспомогательных указателях гораздо удобнее для исследователей. Он собирает материал по проблемам, важным для науки. Становится очевидным, что уже изучено, а что еще ждет внимания исследователей. В то же время процесс постепенного исторического развития творчества писателя трудно восстановить при таком расположении материала. Может быть, поэтому в библиографических трудах последнего времени больше применяется хронологический принцип расположения материала. Две библиографические работы, выполненные сотрудниками Института русской литературы (Пушкинского дома), — о Гончарове и Тургеневе — обобщают большой материал о крупнейших писателях XIX в. В первой помещены и тексты писателя, во второй — только критическая литература. Библиографии адресованы научным работникам, филологам, преподавателям высшей и средней школы, аспирантам, а также широкому кругу читателей. Обе работы не претендуют на исчерпывающую полноту, но наиболее существенная литература в них вошла. Тургеневская библиография не включает статей из газет и помещает материал только на русском языке. Библиографический указатель, посвященный Гончарову, шире — он не ограничивает себя видами изданий, кроме того, включает и тексты и критику не только на русском языке, но и на языках народов СССР и зарубежных стран. Такое различие между двумя указателями, преследующими одну и ту же цель — оказать помощь научной работе, — обусловлено спецификой материала о Тургеневе и Гончарове. Литература о Тургеневе, особенно зарубежная, так велика, что, конечно, требует специальной работы по собиранию и оформлению. Зарубежная литература о Гончарове более обозрима, легче поддается выявлению и потому нашла отражение в этой библиографии. Оба библиографических пособия имеют одинаковую систему вспомогательных указателей: указатель имен, произведений, писем к писателю и тематический указатель.

Именно потому, что каждый из принципов построения персональных указателей — хронологический и систематический — имеет свои недостатки, иногда делается попытка применять одповременно и тот и другой. Это характерно для капитального пособия, посвященного Достоевскому. Материал этого указателя сгруппирован по следующим разделам: «Произведения»; «Литература о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского»; «Достоевский и искусство»; «Библиографические и справочные издания»; «Музей–квартира Ф. М. Достоевского. Выставки. Памятные места». Внутри каждого раздела литература расположена по годам, под каждым годом — в алфавите авторов. Ключами к библиографическому пособию являются указатели: тематический, в который входят и названия произведений Достоевского, и указатель имен и периодических изданий.

Благодаря соединению двух принципов группировки материала, указатель по Достоевскому характеризует историю текстов, дает историю публикации писем и в то же время выделяет неспецифические историко–литературные сведения (например, «Достоевский и искусство»), которые при хронологическом построении растворяются в общем материале. Так же многосторонне стараются раскрыть материал и другие крупные персональные библиографические пособия, изданные ранее — в 1960–е годы.

Студентам можно предложить сравнить построение указателей о Тургеневе и Достоевском и ответить на вопрос: какой из них дает более полную характеристику помещенного материала, которым из них удобнее пользоваться?

Изданиями промежуточного типа (по отношению к общелитературным и персональным пособиям) являются библиографические указатели и словари. В отличие от общелитературных пособий в них нет больших общих отделов по истории литературы, критики и журналистики определенной эпохи. В то же время они не являются и механическим соединением различных персоналий. В отборе имен для персональных глав, в единстве их построения обнаруживается определенная концепция в характеристике литературы избранного хронологического периода. Своды персоналий представляют писателей не совершенно изолированными друг от друга, а в определенном соотношении между собой и с тем временем, в которое они писали. Правда, для библиографических словарей и указателей характерна «нерешен–ность вопроса, в каком соотношении должны находиться… библиографические и биографические сведения».

Несоответствие между двумя основными частями персональных разделов заметно и в изданном в 1971 г. биобиблиографическом словаре «Русские писатели». По отбору имен и широте библиографических справок словарь предназначен для специалистов–литературоведсв, библиографический же аппарат издания слишком облегчен. Нарушается единство читательского и целевого назначения пособия.

Словарь состоит из трех разделов: 1) «Древнерусская литература»; 2) «Литература XVIII века»; 3) «Литература XIX века». В него вошли также крупные писатели дооктябрьского периода XX в. (Бунин, Вересаев, Куприн и др.).

Составителям не удается провести последовательно свои, отличные от энциклопедических, принципы организации материала. Так же как в энциклопедиях, они стремятся дать «необходимый историко–литературный комментарий» в каждой персональной главе. В то же время жанр краткого комментария ими не выдерживается. Очень часто |см. главы о Гоголе, Пушкине, Тургеневе) вместо комментария к основным фактам жизни и творчества приводятся слишком подробные, общие сведения. Глава теряет свой динамизм и превращается в самостоятельное исследование, в котором неважные для справочного пособия факты биографии освещены подробно, а требующие пояснения историко–литературные события, связанные с творчеством, оставлены без внимания. Так, в главе о И. С. Тургеневе сообщается о семейной жизни матери Тургенева, некоторых прототипах произведений писателя, а о романах «Рудин» и «Отцы и дети» как важнейших явлениях литературной и общественной жизни 50–х годов XIX в. почти ничего не сказано. Нет даже даты выхода в свет романа «Рудин». Глава неудачна и тем, что биография в ней отделена от творчества. Восприятие произведений современниками дается в биографической части главы, а анализ — в той, где характеризуется творчество. Библиография литературы р Тургеневе также неоправданно разделена на две части: сначала приводятся работы о творчестве, а затем о его жизни.

Отсутствие методического единства в расположении материала снижает ценность этого широкого по замыслу и очень нужного библиографического пособия.

Среди персональных указателей особое место занимают так называемые списки трудов ученых. Академия наук СССР издает специальную серию, посвященную выдающимся деятелям науки и литературы. В этих книгах можно найти и конкретную статью и в то же время узнать, какие работы о том или ином писателе созданы исследователями.

Мы назвали персональные пособия научно–вспомогательного типа, включающие большой круг литературы, рассчитанные на углубленное изучение писателя. Но студентам на первых курсах могут быть полезны для первоначального ознакомления с писателем или темой указатели, в которых отобрано немного литературы, в основном последних лет, так называемые рекомендательные пособия. Они адресованы широкому читателю: библиотекарю, преподавателю, лектору–пропагандисту. Их могут использовать и любители литературы. В отличие от научно–вспомогательных указателей материал в них подробно аннотируется. Пока существуют только два таких персональных библиографических пособия, которые углубленно и всесторонне характеризуют творчество писателей — Л. Толстого и М. Ю. Лермонтова. Эти пособия необходимы учителю литературы, чтобы рекомендовать учащимся лучшие книги, устроить выставку или литературный вечер. В них приведены основные собрания сочинений писателя. Литература о жизни и творчестве начинается с высказываний классиков марксизма. Творчество Лермонтова и Толстого развернуто в соотношении с деятельностью других писателей XIX и XX вв. Указатель о Лермонтове отличается четкостью построения, хорошим выбором литературы. Аннотации в нем содержат замечания о научной ценности включенных работ, достоверности использованных в них источников и полезны не только для первоначального ознакомления, но вообще для филолога. В указателе есть рубрики «Лермонтов и русская советская литература», «Лермонтов и русская дореволюционная литература», «Лермонтов и литература народов СССР», включен материал о Лермонтове и зарубежной литературе, Лермонтове и искусстве, театре, кино, музыке. Приведена справочная литература о писателе. Пособием помогают пользоваться алфавитные указатели произведений и имен.

Существуют персональные рекомендательные указатели, составленные краеведческими и областными библиотеками. Они большей частью построены на материалах своего края и области. Именно эти сведения часто во всей полноте не включаются в работы, изданные центральными издательствами. Из пособий такого рода лучшие посвящены Тургеневу.

Категория: ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА | Добавил: admin | Теги: элективный курс по литературе ХIХ в, русская литература ХIХ века, уроки литературы в школе, дидактический материал по, практикум по литературе в школе
Просмотров: 315 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0