Суббота, 10.12.2016, 08:01

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПРАКТИКУМ "РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА" 11 КЛАСС [27]
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА [22]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [11]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРАКТИКУМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

Справочные издания
12.07.2015, 17:46

Персональные рекомендательные указатели очень разнообразны по типам и видам. Все они при отсутствии научно–вспомогательных персоналий могут оказаться полезными студенту–филологу и учителю. Выявить их и познакомиться с ними поможет путеводитель, изданный Публичной библиотекой имени М. Е. Салтыкова–Щедрина. В нем приведены и проаннотированы и общие персональные рекомендательные пособия. В настоящее время Публичная библиотека издает путеводитель по литературной библиографии, включающей все библиографические пособия по литературе: научно–вспомогательные, рекомендательные, общие и персональные. По этой библиографии можно найти справочное пособие, а из него получить сведения о необходимой литературе.

В справочных целях можно использовать биографические словари, которые можно выявить по уже упоминавшемуся указателю Кауфмана и энциклопедиям;

Литературная энциклопедия (тт. 1—9, 11. М., 1929—1939). Статьи, в ней помещенные, написаны с вульгарносоциологических позиций и уже устарели, но фактический материал и библиографические сведения, особенно относящиеся к 1920–м годам, сохранили свое значение до настоящего времени.

Краткая литературная энциклопедия (тт. 1—7. М., 1962—1972). Об ошибках этого издания см.: Морозова А. А. Цена справки. — «Русская литература», 1967, № 4, с. 232—247; Самарин Р. Без четких ориентиров. — «Правда», 1969, 30 июня; Иванов В. Методологические зигзаги литературной энциклопедии. — «Коммунист», 1969, № 14, с. 117—128.

Театральная энциклопедия (тт. 1—6. М., 1961— 1967). Это первое на русском языке научно–справочное издание, содержащее материалы по теории и истории театра с древнейших времен до наших дней. В ней опубликованы сведения об артистах, писателях, художниках и композиторах, работавших для театра. Статьи об отдельных операх, балетах, пьесах содержат сведения об их постановках в нашей стране и за рубежом.

Из рассмотренных примеров видно, как разнообразен круг источников, к которым обращаются исследователи в поисках литературы. Обобщение известных фактов приводит к новым выводам, заставляет привлекать новые источники. Каким же образом мы переходим от одних фактов к другим и от них к источникам?

Попытаемся примерно воспроизвести ход одного разыскания.

Среди воспоминаний о Достоевском есть книга: Врангель А. Е. Воспоминания о Достоевском в Сибири в 1854— 1855 гг. СПб., 1912. Это одно из немногих свидетельств современников о жизни писателя в сибирской ссылке. В книге очень подробно показана бытовая обстановка жизни Достоевского, охарактеризован круг лиц, с которыми общался Достоевский в этот период. Отражены эпизоды личной жизни писателя: история его женитьбы на М. Д. Исаевой, возвращение из ссылки. В книгу включены письма Достоевского к Врангелю и ответные письма мемуариста.

Как видно из воспоминаний, дружеские отношения между Достоевским и Врангелем возникли в 1854 г. С приездом Врангеля в Семипалатинск для Достоевского кончился период томительного и тягостного одиночества. Врангель ввел его в административно–чиновничий мир Семипалатинска. Облегчились тяжелые условия солдатской службы писателя. Врангель много помогал Достоевскому материально, и не только в Сибири, но и позднее — в 60–е годы. Достоевский писал брату: «…есть люди, которые мне сделали столько бескорыстного добра, столько добра, что еще никто мне не сделал столько… Этот человек барон Врангель». В 1856 г. Достоевский представлял А. Н. Майкову своего друга: «Александр Егорович барон Врангель, человек очень молодой, с прекрасными качествами души и сердца, приехавший в Сибирь прямо из лицея с великодушной мечтой узнать край, быть полезным и т. д. Он служил в Семипалатинске; мы с ним сошлись, и я полюбил его очень… чрезвычайно много доброты, никаких особенных убеждений, благородное сердце, есть ум, — но сердце слабое, нежное, хотя наружность с первого взгляда имеет некоторый вид недоступности… Добра он мне сделал множество… Но я его люблю и не за одно добро, мне сделанное».

Кто же этот человек, который был близок Достоевскому в трудные годы ссылки, о котором он вспоминал с такой любовью? Что мы знаем о его жизни и судьбе? Оказывается, ничего, кроме того, что он сам о себе рассказал в воспоминаниях. Ни в йодном энциклопедическом или биографическом словаре нет никаких упоминаний о А. Е. Врангеле. А нам интересно знать, что он был за человек, какова его судьба, чтобы судить, насколько правильна та картина жизни Достоевского в Сибири, которую он нарисовал в своих воспоминаниях.

Попробуем оттолкнуться от известных нам биографических фактов. Из воспоминаний Врангеля мы узнаем, что он окончил лицей в 1863 г. Это был девятнадцатый выпуск лицея. Берем «Памятную книжку лицеистов». Может быть, в ней есть биографические сведения об А. Е. Врангеле. Действительно, есть, но очень краткие и неполные. Неизвестным остается даже год его рождения. Можно только предполагать, что Врангель родился в 1833 г., так как во время окончания лицея ему было 20 лет. В «Памятной книжке лицеистов» сказано, что Врангель был тайным советником, служил в Министерстве иностранных дел, был чрезвычайным посланником и полномочным министром при Саксонском и Брауншвейгском дворах, а с 1861 г. — надворным советником, секретарем консульств в Валахии и Молдавии. Значит, А. Е. Врангель занимал довольно высокие государственные посты, и, видимо, политические взгляды его были весьма умеренными.

В поисках новых биографических фактов обращаемся к адрес–календарю. Уточняются даты: 1862—1865 гг. — секретарь генерального консульства в Молдавии и Валахии, с 1866 г. — младший секретарь миссии в Копенгагене, в 1880—1890 гг. — консул в Данциге, в 900–е годы — чрезвычайный посланник и полномочный министр в Брауншвейге и Дрездене. Эти же сведения, хронологически более точные, находим и в комментариях к первому тому писем Достоевского. В дополнение к известному из этих комментариев узнаем, что Врангель принимал участие в научной экспедиции в Азию и Китай, а в 1859 г. в Восточную Сибирь в качестве секретаря экспедиции.

Попробуем использовать и другие биографические сведения, которые нам известны. Из воспоминаний А. Н. Врангеля мы знаем, что его отец находился на военной службе. Берем Военную энциклопедию. Узнаем, что род Врангелей — старинный дворянский род выходцев из Дании, который дал ряд выдающихся военных деятелей. Это открывает новый путь для поисков — «Родословные книги». Просматриваем, в частности:

Бычков Ф. А. Опыт библиографического указателя печатных материалов для генеалогии русского дворянства. СПб., IfcSS.

Карнович Е. П. Родовые прозвания и титулы в России и слияние иноземцев с русскими. СПб., 1886.

Руммель В. В. и Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий, тт. 1—2. СПб., 1866—1887.

Долгоруков П. В. Российская родословная книга…, ч. 1—4. СПб., 1854—1857.

Нигде ничего нет. Обращаемся к книге Л. М. Савелова «Библиографический указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства» (Острогожск, 1897) и там обнаруживаем указание на двухтомную монографию, посвященную роду Врангелей (Geschichte der Familie von Wrangel vom Jahre zvvolfhundertfimfzig bis auf die Gegenwart. Berlin und Dresden, 1887).

В первом томе этого исследования находим статью, посвященную А. Е. Врангелю. Она многое уточняет, в ней много новых данных. Указаны точно дата и место рождения А. Е. Врангеля: он родился 23 марта 1838 г. в имении Верина, недалеко от Нарвы. Три года учился в Александровском кадетском корпусе, затем в лицее, который окончил в 1853 г. в числе лучших учеников. Затем он поступил на службу в министерство юстиции и был отправлен в Восточную Сибирь. Его призвание — путешествия, занятия естествознанием. По дороге в Семипалатинск и позднее, служа там прокурором, он совершил ряд поездок с естественнонаучными целями — в Алтайские горы, на сгеро Иссык–Куль, посетил уральские заводы. В Семипалатинске он пробыл два года и весной 1857 г. возвратился в Петербург. Жизнь в Сибири оказала большое влияние на Врангеля. Он дружил с сосланными поляками, познакомился и долго переписывался с декабристами: И. И. Пущиным, М. Муравьевым, Н. В. Басаргиным, И. Анненковым, П. Н. Свистуновым и др. Угиаем некоторые подробности жизни Врангеля и в 60—70–е гсды, находим сведения об участии его в русско–турецкой войне 1Н 77—1878 гг.

Однако книга вышла в 1887 г., и дальнейшие следы Врангеля теряются. Мы только знаем, что в 1906 г. он вышел в отставку и начал писать книгу воспоминаннй о Достоевском, которая появилась в 1912 г.

Итак, А. Е. Врангель оказался прогрессивно настроенным человеком, не испугавшимся службы в далекой Сибири. И слова Достоевского о том, что Врангель появился в Семипалатинске с великодушной мечтой узнать край и со стремлением быть полезным, наполняются конкретным содержанием. Не будучи просветителем, как Чокан Валиханов, Врангель все же стремится быть в своей деятельности справедливым. Не имея, по словам Достоевского, «особенных убеждений», он, однако, интересуется жизнью и судьбой сосланных декабристов. Либеральная прокурорская деятельность Врангеля, его стремление облегчить участь «невольных» преступников из низших слоев населения, общение с ссыльными вызывали неудовольствие местных властей, что и явилось одной из причин отъезда Врангеля из Семипалатинска.

Сближение Врангеля с Достоевским не было случайным, в нем проявился не только интерес Врангеля к известному писателю, но участие к человеку, пострадавшему за мечты о справедливом общественном устройстве, члену кружка петрашевцев. Стремление А, Е. Врангеля к справедливости оценил Достоевский, хотя от писателя не ускользнуло и другое: «Круг полуаристократический или на три четверти аристократический, баронский, в котором он вырос, мне не совсем нравится, да и ему тоже, ибо он с превосходными качествами, но многое заметно из старого влияния». Дальнейшие успехи А. Е. Врангеля по службе и сближение с придворными кругами, конечно, не являются случайностью, но для нас важнее те «прекрасные качества», о которых пишет Достоевский, благодаря которым мы имеем ценную книгу воспоминаний о нем.

То, что мы узнали о Врангеле, позволяет продолжать разыскания в следующих направлениях: 1) изучить взаимоотношения Врангеля с декабристами (между прочим, имя А. Е. Врангеля упоминается в воспоминаниях И. И. Пущина и «Записках» Н. В. Басаргина); 2) попытаться выяснить, где была напечатана переписка Врангеля и Достоевского, об опубликовании которой сообщается, и какие материалы она содержит; 3) найти факты о жизни Врангеля в 900–е годы и установить год и место его смерти. Круг привлеченных источников будет более широким и разнообразным, но метод поисков остается прежним: от известных фактов биографии к дополняющим друг друга источникам и от них к новым фактам.

Можно вести поиски еще в одном направлении: установить, не оказала ли личность А. Е. Врангеля какого‑либо влияния на творчество Достоевского. Не послужил ли А. Е. Врангель прообразом одного из действующих лиц произведений Достоевского? Не отразились ли отношения Достоевского и Врангеля в произведениях писателя? Для этого нужно прочитать произведения Достоевского, изучить его записные книжки, воспоминания современников. В результате такого разыскания творческая история какого‑либо произведения может пополниться новыми фактами.

Категория: ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА | Добавил: admin | Теги: элективный курс по литературе ХIХ в, русская литература ХIХ века, уроки литературы в школе, дидактический материал по, практикум по литературе в школе
Просмотров: 309 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0