Воскресенье, 04.12.2016, 05:00

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПРАКТИКУМ "РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА" 11 КЛАСС [27]
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА [22]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [11]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРАКТИКУМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

Общие и общелитературные пособия
12.07.2015, 17:49

Библиография — наука об описании книг и других изданий, о способах и методах составления и изучения указателей, списков, обзоров произведений печати. Библиография — первый помощник исследователя, учителя–словесника, студента. Она указывает, кто и когда писал на избранную тему, к каким выводам пришел, где были напечатаны работы, в каком аспекте изучался тот или иной вопрос и т. д.

Оценивая деятельность известного библиографа и библиофила Н. А. Рубакина, В. И. Ленин писал, что библиография должна как можно полнее отразить историю борьбы идей и в то же время политически верно осветить факты. В. И. Ленин опровергал мысль о сухости библиографии, ее политической индифферентности. В библиографии должны проявляться «человеческие эмоции», без которых «нет и быть не может человеческого искания истины».

Без библиографии, без умения разыскать необходимую книгу, определить литературу к теме, проверить приведенные другими исследователями данные нет настоящей науки. Незнание источников или неумение использовать их приводит к тому, что в число первых публикаций иной раз включают произведения, уже известные в печати, или приписывают автору вещи, ему не принадлежащие. Так, например, в 1965 г. вышла в свет «Библиография произведений Л. Н. Толстого», в которой «отмечены рассказы, ошибочно ему приписываемые. Но указанные там рассказы и до сих пор перепечатываются в учебниках для школ, сборниках и хрестоматиях. Есть даже методические статьи о чтении и разборе рассказов Толстого, которые ему не принадлежат». На серьезные ошибки в научных исследованиях обращает внимание И. Ямпольский и справедливо ставит вопрос об усилении внимания к точности, выверенности фактов в литературоведении.

Библиографическая точность в описаниях экономит время и дает возможность найти именно ту книгу, которая необходима. Знакомить студентов с принципами библиографических разысканий надо с первых шагов их самостоятельной работы, на спецкурсах, семинарах и практических занятиях. Книги И. К. Кирпичевой «Что надо знать каждому читателю» (Л., 1970), «Библиография в помощь научной работе. Методическое и справочное пособие» (Л., 1958) и «Единые правила описания произведений печати в библиографических и информационных изданиях» (М., 1970) содержат основные библиографические источники и правила библиографического описания книг. Знакомство с этими книгами поможет студенту правильно делать ссылки на литературу, в частности в курсовых и дипломных работах.

Для успешного подбора литературы необходимо не только уметь пользоваться основными источниками по литературоведению, но и представить себе тему с библиографической точки зрения: наметить, что нужно разыскать, уметь сочетать различные типы библиографических пособий так, чтобы они дополняли друг друга, находить тот источник, который с наибольшей полнотой поможет ответить на вопрос. Анализ отдельного произведения, рассмотрение его жанра, композиции, разбор критической статьи на занятиях всегда сопровождаются указаниями на соответствующую литературу или на определенные издания произведений.

Вместе с тем необходима определенная система занятий для специального библиографического образования студентов. Задания и рекомендации, которые здесь предлагаются, не обязательно использовать непременно на практических занятиях. Имея в виду приобщение студентов к библиографическим знаниям, преподаватель свободен в распределении этого материала. Если у него достаточно времени, он может провести специальное занятие, посвященное библиографии, но может поступить иначе: на каждом занятии в зависимости от темы знакомить студентов с двумя–тремя библиографическими источниками. Можно организовать факультативные занятия по библиографии, а можно использовать эти сведения на семинарах и спецсеминарах. Если позволит время, полезно дать студентам краткий очерк развития библиографии. Здесь мы стремились характеризовать самый процесс использования библиографических источников и систематизировать основные работы по литературной библиографии, которые могут понадобиться преподавателю или студенту при самостоятельной работе.

Введением к занятию по библиографии или заключением его (в зависимости от организации работы) может быть составление со студентами синхронистических таблиц по русской библиографии. Такие таблицы дадут представление о развитии библиографии, помогут установить связь между библиографическими работами и развитием народного просвещения, историческими событиями, общественным движением.

Разделив студентов на группы, можно предложить каждой из них составить синхронистическую таблицу на одну из следующих тем: 1) «Библиография в первой половине XIX в; 2) «Библиография в 1850—1890–х годах»; 3) «Библиография с конца XIX в. по 1917 г.»; 4) «Библиография русской литературы XX в. за советский период (1917—1965 гг.)». Студенты заполняют следующие рубрики таблицы:

Год
 Основные исторические события
 Библиографические журналы
 Общая библиография
 Библиография периодики
 Библиография художест. лит-ры
 Биобиблиография
Рекомендательная библиография

После составления синхронистических таблиц каждый из студентов в форме небольшого реферата излагает сведения об одном из библиографических пособий по следующему плану:

1. Автор, краткие сведения о его работах в области библиографии. Место данной работы среди других его книг.

2. Когда появилась работа, какой период охватывает, на каком материале построена? Основные разделы работы.

3. Какие имеются вспомогательные указатели, удобно ли пользоваться ими?

Одним из важнейших разделов библиографии является «Библиографическое источниковедение», предметом которого является изучение различных видов библиографии, их достоверности и полноты. Для выявления библиографических источников используют библиографию библиографии (библиографию второй степени), ежегодники «Библиография советской библиографии», разделы «Библиография» и «Справочная литература» в общих указателях (например, «История русской литературы» под ред. К. Д. Муратовой).

Существуют не только общие, но и персональные, т. е. посвященные одному лицу, библиографии библиографий.

Используя то или иное библиографическое пособие, его изучают с точки зрения достоверности библиографических записей, соответствия их действительным книгам и статьям, проверяют точность и полноту библиографических описаний (заглавие, выходные данные, подзаголовок и т. д.). Проверяется и соответствие аннотаций содержанию статей и книг. Иногда подвергают анализу вспомогательные указатели: именной, предметный и др. Проверяются отсылки от нескольких имен или рубрик к основному тексту.

В библиографическое источниковедение входит исследование состояния библиографии, хронологических рамок указателей, изучение читательско–целевого назначения (указатели рассчитаны на специалистов или на массового читателя).

При изучении состояния библиографии учитывают и косвенные библиографические источники: научные издания собраний сочинений, летописи жизни и творчества, монографии на смежные темы и т. д. При отсутствии прямых библиографических источников (например, библиографии текстов писателя) могут быть использованы косвенные источники (так, в научных изданиях произведений можно навести справку, когда и где было напечатано произведение, какие существуют редакции и варианты его и т. д.).

Работа студентов над одним из важнейших источников — собранием сочинений писателя может состоять в следующем:

1. Определите тип издания и его читательское назначение.

2. Определите полноту издания. Помещены ли в нем все (или выборочно) художественные произведения, статьи, письма, другие тексты?

3. Приводятся ли другие редакции и варианты? Все или выборочно?

4. По каким источникам печатается данное издание? Какова точность текстов?

5. Как расположены тексты в издании в целом и внутри одной группы текстов (например, стихотворений, писем и т. д.)? Выделены ли dubia (произведения, принадлежность которых автору окончательно не доказана)?

6. Опишите справочный аппарат издания. Есть ли вступительные статьи — к изданию в целом и к отдельным томам? Какой характер носят комментарии? Соответствует ли справочный аппарат читательскому назначению издания и удовлетворяет ли он вас? (Дайте мотивированный ответ.)

7. Есть ли указатели к собранию сочинений в целом? к отдельным томам?

Это задание можно провести по одному из собраний сочинений.

На одном из следующих занятий обращаемся к библиографическим изданиям, предназначенным прежде всего для студентов, — «Семинариям». Задача «Семинария» — помочь овладеть навыками самостоятельной исследовательской работы. В «Семинарии» подводятся итоги изучения творчества писателя, выделяются проблемы, требующие изучения. Создателем этого литературоведческо–библиографического жанра был Н. К. Пиксанов.

Студентам предлагается взять несколько «Семинариев» и сравнить их между собой, выявив принципы построения, полноту тематического и библиографического материала, методическую основу каждого пособия. Вот ряд книг подобного типа.

Александров Б. И. Семинарий по Чехову. Пособие для вузов. М., 1957.

Войтоловская Э. Л., Степанов А. Н. Н. В. Гоголь. Семинарий. Л., 1962.

Гиллельсон М. И., Дрыжакова Е. Н., Перкаль М. К. А. И. Герцен. Семинарий (Пособие для студентов). М. —Л., 1965.

Ефимова Е. М. И. С. Тургенев. Семинарий. Л., Учпедгиз. 1958.

Мануйлов В. А., Гиллельсон М И., Вацуро В. Э. М. Ю. Лермонтов. Семинарий. Под ред. В. А. Мануйлова. Л., 1960.

Мейлах Б. С., Горницкая Н. С. А. С. Пушкин. Семинарий Л., 1959.

Из приведенных выше названий можно выделить один «Семинарий» и остановиться на нем более подробно, сравнив с другими.

Общими для всех «Семинариев» являются разделы: история изучения творчества писателя, разработка тем, библиография к темам. Во многих «Семинариях» есть раздел об изучении творчества писателя в школе, в некоторых приведена хронологическая канва жизни и творчества писателя. Вопрос о специфических особенностях подобных пособий неоднократно привлекал внимание исследователей.

Студентам предлагается ответить на следующие вопросы:

Как охарактеризованы в первом разделе источники изучения творчества писателя?

Достаточно ли полно представлен в темах круг проблем, связанных с творчеством писателя?

Каков принцип отбора литературы к темам? Аннотируются ли книги и статьи?

Работу по сопоставлению «Семинариев» студенты проделывают в качестве самостоятельного задания и на одном из занятий сообщают о ее результатах.

«Семинарии» можно сравнить не только по построению, но и по отношению составителей к материалу. При этом полезно показать, что одна и та же тема может быть по–разному трактуема, раскрыта на разном материале, освещена с разных точек зрения. Это пригодится студентам и в их собственной работе над темами и в то же время обнаружит перед ними различие «исследовательского стиля» каждого «Семинария». Рекомендуем на одном из занятий сравнить разработку сходных тем двух разных «Семинариев» (например, «Пушкин и Лермонтов» из пушкинского семинария и «Лермонтов и Пушкин» из лермонтовского). Проделав эту работу, студенты приходят к выводу, что «Семинарий» по Лермонтову ориентирует на более широкое использование историко–культурного материала. Поэтому и круг рекомендованной литературы в лермонтовском «Семинарии» шире, чем в пушкинском.

Если нужно восстановить творческую историю какого‑либо произведения, уточнить факты из жизни писателя, узнать, когда было написано то или иное произведение, исследователь может обратиться к «Летописи жизни и творчества» этого писатели. Последняя представляет собой критически проверенный свод дошедших до нас печатных и архивных данных о жизни и деятельности писателя. Все даты, цитаты, мемуарные и эпистолярные свидетельства в «Летописях» обычно проверены по автографам и первопечатным текстам. Часто в них включается и новый, неизвестный в литературоведении материал. Для ознакомления студентов с этим типом пособий рекомендуем использовать следующие книги:

Клеман М. К. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева. М. — Л., 1934.

Рейсер С. А. Летопись жизни и деятельности Н. А. Добролюбова. М., 1953.

Цявловский М. А. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина, т. I, М., 1959.

Предлагаем студентам прочитать предисловие Н. К. Пиксанова («От редактора») в «Летописи» М. Цявловского и подумать над вопросами:

Как складывался жанр «Летописи»?»

Какие существуют ранние работы этого типа?

Практические упражнения по библиографии студенты могут выполнять самостоятельно и на практических занятиях только сообщать о результатах своей работы. Делается это по ходу ознакомления с литературой, нужной для освещения того или иного вопроса. Когда же студенты подойдут к большим самостоятельным темам, надо им показать, какие существуют виды библиографии (учетно–регистрационная, научно–вспомогательная, рекомендательная, критическая, библиография общая, отраслевая), чтобы они могли сочетать их при подборе литературы.

О текущей литературе по самым различным отраслям знаний, вышедшей в нашей стране на всех языках, сообщает «Книжная летопись». Если нужно найти новейшую литературу о писателе или выявить переиздания его произведений, то при отсутствии указателя, специально посвященного данному писателю, мы обращаемся к «Книжной летописи», к разделу «Литературоведение. Художественная литература. Фольклор». «Книжная летопись» выходит еженедельно (три раза в год издаются вспомогательные указатели к ней: именной, предметный и географический).

Текущую литературу по литературоведению учитывает и отраслевая библиография, например «Новая советская литература по литературоведению», в которой указываются книги и статьи на русском языке и языках народов СССР. Существует и «Новая иностранная литература по литературоведению».

«Ежегодник книги СССР» (издается в двух томах за каждый год) включает описания книг, зарегистрированных в «Книжной летописи», а также продолжающиеся издания — труды и «Ученые записки» институтов, сводные описания которых включаются в «Летопись периодических изданий». В «Ежегоднике» есть указатели — именной и предметный.

Библиографические пособия по–разному предлагают книги вниманию читателей. Учетно–регистрационные указатели регистрируют всю литературу по определенной области знаний, научно–информационные, или научно–вспомогательные указатели, предназначенные для научно–исследовательской работы и рассчитанные на специалиста–литературоведа, включают не все имеющиеся книги и статьи, а только представляющие научный интерес. Указателями этого типа являются библиография А. В. Мезьер и «История русской литературы XIX века» под редакцией К. Д. Муратовой. Эти библиографии «включают в свой состав наиболее ценные или же примечательные в том или ином отношении материалы, которые позволяют осветить основные этапы в изучении отдельных проблем или же творчества отдельных лиц».

Студентам придется не раз обращаться к указателю под редакцией К. Д. Муратовой при выполнении курсовых и дипломных работ. Этот указатель включает 30 000 названий и содержит 300 персоналий. Очень полно представлены в нем письма писателей, имеется большой и разносторонний «Общий отдел». В книге указана в основном литература советского периода, значительно меньше — дореволюционная, имеются указатели литературных кружков и обществ, а также предметный указатель. В отборе имен составители ориентировались на академическую историю русской литературы. Н. Мацуев в своей рецензии считает, что это неправильно, так как литературоведческие исследования появляются на основе библиографии, а не наоборот. «Необъяснимо также, почему в справочнике творческая деятельность одних писателей (умерших в двадцатые годы) освещается до конца, а деятельность других в основном освещена лишь до 1918 года». Все это, а также имеющиеся фактические неточности снижают библиографическую ценность справочника. Тем не менее, ни один исследователь в своей работе без него не сможет обойтись.

Чтобы студентам была ясна специфика каждого типа указателя, можно предложить им сравнить раздел «Литературоведение» в «Книжной летописи» и указатель «Новая советская литература по литературоведению» с разделом «Литературоведение» в указателе под редакцией К. Д. Муратовой. В последнем указателе в отличие от первых двух выделен ряд разделов: «Литературоведение как наука», «Советское литературоведение за 40 лет», «Вопросы периодизации литературы» — и учитывается (выборочно) не только новейшая литература, но и наиболее важные из ранее вышедших работ. Первые две библиографии дают текущую информацию о книгах, третья подводит итоги изучения литературы на протяжении многих десятилетий. Такую библиографию в отличие от текущей мы называем ретроспективной.

Существует еще рекомендательная библиография, задача которой указать читателю наиболее ценную литературу по данной отрасли знания.

При работе над темами, относящимися к литературе второй половины XIX., полезны рекомендательные указатели: «Русские писатели первой половины XIX века» под редакцией проф. Н. Л. Бродского (1951) и «Русские писатели второй половины XIX — начала XX века» в трех томах (1958—1963). Чтобы студенты освоили этот тип указателя, можно предложить им сопоставить соответствующие разделы этих указателей и библиографическое пособие под редакцией К. Д. Муратовой.

В пособии под редакцией К. Д. Муратовой работы о народничестве указаны в главе «История русской литературы», где перечислены основные книги и статьи, характеризующие литературные и общественные направления: славянофилы, мы, петрашевцы, революционные демократы и др. Среди них названы и народники. При таком построении возникает целостная картина общественного и литературного движения. В рекомендательном указателе раздел «Писатели–народники» является самостоятельным, не связан с предшествующими и последующими направлениями в литературе. В задачу этого указателя не входило дать представление о процессе историко–литературного развития в целом. Его цель другая — осветить современный взгляд на проблему литературного народничества и показать, как он исторически сложился. Поэтому в рекомендательном указателе выделены подразделы: «Маркс и Энгельс о народничестве», «Ленин о народничестве», «Плеханов о народничестве», «Горький о литературном народничестве», «Работы советских литературоведов». Материал дискуссии 1960—1961 гг. образует самостоятельный раздел. В указателе же под редакцией К. Д. Муратовой о дискуссии, проясняющей роль народничества в развитии общественной мысли и революционного движения в России, только кратко упомянуто в ссылке.

Указания на работы сопровождаются в рекомендательном указателе аннотациями, которые раскрывают содержание, иногда содержат критические замечания, направляют читателя. В пособии под редакцией К. Д. Муратовой аннотаций нет, так как книга рассчитана на более подготовленного читателя. В ней указаны воспоминания участников народнического движения, которых нет в рекомендательном указателе. В последний не включены также дореволюционные работы и статьи участников народнического движения. Такое сопоставление указателей, обнаруживая различные принципы их построения, покажет студентам, какой материал они могут найти, обращаясь к тому или иному библиографическому пособию.

Студенты не должны упускать из виду и «внутрикнижную библиографию» — ссылки на использованную литературу, помещенные внизу страницы или в конце книги.

Заканчивая беседу о типах библиографических указателей, сообщаем, что есть еще критическая библиография — рецензии и обзоры книг. В журналах и газетах ведется отдел «Критика и библиография», материал которого также можно использовать при разыскании литературы. Практическое использование библиографических источников зависит от темы и задачи исследования. Предлагая студентам темы разного типа, вместе с ними определяем пути библиографических разысканий по каждой из них. Тема может быть связана с исследованием жизненного и творческого пути писателя, например: «Проблема героического действия в творчестве В. М. Гаршина», «Вопрос о назначении и возможностях искусства в творчестве В. М. Гаршина» и др.

Где и как искать необходимые сведения? Прежде всего, обращаемся к трехтомному указателю «Русские писатели второй половины XIX — начала XX века». Здесь указаны основные издания сочинений и писем писателя, работы о его жизни и творчестве, появившиеся в 1930—1960 гг., специально выделен раздел «Гаршин и искусство» и воспоминания о писателе. Найти дореволюционные работы о Гаршине можно в указателе «История русской литературы XIX века». Однако отзывов современников писателя об отдельных его произведениях мы не найдем и здесь. Указания на них есть у Мезьер («Русская словесность», ч. 2). Более полные сведения о библиографических материалах даны у С. А. Венгерова.

Могут быть предложены и темы, требующие характеристики творчества группы писателей, литературного направления («Поэты–декабристы», «Писатели–народники»). В этом случае студенты смотрят, нет ли указателя, прямо относящегося к теме, и, если его нет, выбирают необходимые сведения из общих библиографий. В работах на такие темы требуется широкий историко–литературный фон, детальное и углубленное исследование эпохи и литературно–эстетической борьбы. Поэтому, кроме названных библиографических пособий, необходимо использовать библиографические указатели по истории. Так, в указателе «История СССР» приведена основная историческая литература, относящаяся к эпохе декабристов и народническому движению, включены мемуары и работы советских исследователей, характеризующие эти литературно–общественные направления. Необходимо поинтересоваться, нет ли специальных исторических указателей по теме. По истории декабристского движения существует, например, библиография Н. М. Ченцова, включающая литературу до 1928 г., в которой выделены разделы: «Декабристы в художественной литературе и искусстве», «Декабристы и русские писатели», «Литература об отдельных декабристах», «Юбилейная литература». Есть и продолжение этой библиографии.

При работе над темами, связанными с характеристикой литературных направлений, можно использовать указатели Н. А. Рубакина и И. В. Владиславлева. В начале каждого раздела указателя Н. А. Рубакина даны «Предварительные замечания», в которых перечислены идейные течения, названы основные журналы, относящиеся к каждому из них, Перечислены главные представители этих течений в литературе и критике. Во второй части указателя И. В. Владиславлева приведены общие историко–литературные работы.

В вузовской практике могут встретиться темы, касающиеся характеристики отдельного периода в творчестве писателя (например, «Творчество Чехова 90–х годов»), отзывов современников о писателе или произведении («Тургенев в оценке писателей–народников», «Современники Тургенева об «Отцах и детях»), оценки одного писателя другим («Достоевский о Пушкине», «Тургенев о Гоголе»), сравнительной характеристики творчества писателей («Чехов и Гаршин», «Тургенев и Л. Толстой»), При работе над такими темами первые сведения и самую основную литературу можно найти в «Семинариях». Следует просмотреть разделы, не только совпадающие по формулировке с избранной темой, но и близкие к ней. Так, материал к теме «Тургенев в оценке народнической критики» нужно искать в «Семинарии» Е, М. Ефимовой, в разделе «Тургенев и народничество 70–х годов» (роман «Новь»), Выявить литературу помогают также монографии или исследования, близкие по теме и богатые подстрочными примечаниями и ссылками.

В процессе работы нередко приходится обращаться к дореволюционным журналам. Невозможно, например, разработать тему «Тургенев в оценке народнической критики» без просмотра народнических журналов. Составить список необходимых журналов поможет прежде всего раздел «История журналистики» в указателе «История русской литературы XIX века» (под ред. К. Д. Муратовой), затем первый том указателя Н. А. Рубакина «Среди книг» и такие издания, как «Сборник материалов к изучению истории русской журналистики», включающий перечень журналов (по направлениям), их характеристику, указывающий некоторые материалы из них. Сведения о журналах можно найти в книге Н. М. Лисовского, где приведены годы издания журналов, их редакторы.

При изучении журналистики 70–х годов XIX в. может возникнуть вопрос: в какие годы выходил и кем издавался журнал «Знание»? Указатель Н. М. Лисовского содержит хронологический, алфавитный и систематический список журналов за 1703— 1900 гг. Если известно название журнала, смотрим в алфавитный список. Находим: «Знание». 1870—1877. СПб.» Более подробная его характеристика содержится под № 1032 в хронологическом списке. Здесь можно узнать, кто редактировал его, найти краткую цензурную историю журнала и сведения о его дальнейшей судьбе (преобразован в журнал «Слово» 1873— 1881).

Материал для характеристики журналов можно найти и по «Истории русской литературы XIX века» (под ред. К. Д. Муратовой), а также в книгах «Очерки по истории русской журналистики, «История русской литературы», «История русской литературы XIX века», «История русской критики», «История русского романа».

Найти статью в журнале или перечень статей, напечатанных в нем за определенный период, помогут специальные библиографии статей. Для изучения истории журнала много дает роспись содержания журнала — полный перечень статей в том порядке, в каком они печатались на страницах журнала.

Раскрыть псевдонимы и криптонимы, которыми нередко подписывались журнальные статьи, поможет указатель И. Ф. Масанова.

При анализе отдельного произведения бывает нужно раскрыть историю создания его, идейный смысл, особенности творческого метода писателя, выяснить время и место написания произведения, найти черновые редакции и варианты, определить первое и последнее издания и т. д. В этой работе помогут указатель Е. Рыскина, комментарии к академическим собраниям сочинений или специальные указатели, необходимые данные о которых можно найти в «Истории русской литературы XIX века» под редакцией К. Д. Муратовой.

С рукописными материалами можно ознакомиться в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина, Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова–Щедрина, Института русской литературы АН СССР (Пушкинского дома), в Центральном государственном архиве литературы и искусства (ЦГАЛИ) и других архивохранилищах.

Много публикаций рукописных материалов содержит и такое издание, как «Литературное наследство». Оно начало выходить в 1931 г. К настоящему времени издано 83 тома (некоторые тома в двух книгах). В них опубликованы вновь найденные материалы о Белинском, Герцене, декабристах–литераторах, Достоевском, Лермонтове, Некрасове, Огареве, Пушкине, Л. Толстом, Тургеневе, Чехове.

В архивах хранятся рукописи произведений писателя, корректуры с авторской правкой, переписка, деловые документы, воспоминания близких писателю людей, записные книжки, материалы к биографии, документы литературных редакций, издательств, литературных кружков и обществ.

Материалы по истории литературы есть также в родовых и семейных фондах.

Надо обязательно привлекать архивные материалы при изучении биографии писателя, устанавливая, где и в какие годы жил писатель, кто состоял с ним в переписке, кто был с ним знаком, с кем, когда и где он встречался. Для изучения биографий писателей, которые провели часть жизни не в Москве или Петербурге, первостепенное значение имеют материалы областных архивов, выявить которые поможет раздел «Справочная литература» в указателе «История русской литературы XIX века» под редакцией К. Д. Муратовой.

Для закрепления полученных знаний предлагаем студентам ряд библиографических задач:

1. Какое из дореволюционных собраний сочинений Гоголя является научным? Кто его редактор?

2. Какие журналы выходили в Петербурге в начале 60–х годов? (Привести 3—5 названий.)

3. Где и когда была напечатана статья В. Архипова «К творческой истории романа Тургенева «Отцы и дети»? Какие отклики она вызвала?

4. Какие тургеневские сборники содержат библиографические материалы о Тургеневе?

5. Где и когда было впервые напечатано стихотворение Пушкина «Ненастный день потух…»?

6. В какие годы выходил журнал «Слово»? Кто были его издатель и редактор?

7. Как найти высказывания Достоевского о Пушкине?

Статьи советских литературоведов и писателей легко найти по ле'тописи журнальных и газетных статей. Для этого нужно знать год напечатания статьи, ее автора, писателя, которому она посвящена.

Предположим, нам нужно найти отрывок из книги А. Ахматовой о Пушкине. Мы знаем только, что он был опубликован в «Литературной газете» в 1969 г. Берем указатель к газетной летописи за 1969 г. Они поквартальные, их всего 4. В первых двух, нет упоминания об А. Ахматовой, но в третьем есть, указан № 21 493. Находим соответствующий номер в летописи и читаем: Ахматова А. Пушкин и Невское взморье (Из неоконченной книги «Заметки о Пушкине». Публикация). — «Лит. газ.», 1969, 4 июня, с. 7.

По именному указателю можно выявить все статьи, посвященные писателю за весь год.

Особенно тщательно нужно смотреть летописи за юбилейные годы. В них выделяется специальный раздел, например: К 135-летию со дня рождения Л. Толстого» (в «Летописи газетных статей» за 1963 г.).

Предлагаем студентам самостоятельно найти, в каком журнале в 1963 г. было впервые опубликовано письмо В. В. Стасова о Л. Толстом. Искать литературу советуем по имени того из авторов, который реже встречается (в данном случае надо смотреть на В. Стасова: литературы о Л. Толстом так много, особенно в юбилейном году, что в поисках нужного придется тратить много времени). Под № 83 952 в указателе «Летописи журнальных статей» читаем: Стасов В. В. Письмо В. В. Стасова (Д. В. Стасову) о Л. Н. Толстом от 30 мая 1896 года. Публикация и примечания А. Скоблионок. — «Советская музыка», 1963, № 4, с. 49—59.

По «Летописи рецензий» можно найти рецензии на книги по русской литературе XIX в. Летопись имеет вспомогательные указатели: 1) алфавитный указатель авторов, редакторов и заглавий, 2) алфавитный указатель рецензентов. Если нас интересует, какие рецензии цоявились на книгу А. А. Гозенпуда «Достоевский и музыка» (Л., 1971), то нужно посмотреть алфавитный указатель авторов «Летописи рецензий», и там под названием книги мы найдем: Альтшуллер А. — «Звезда», 1972, № 2 с. 220; Левин С. — «Ленингр. правда», 1972, 13 января. Эти же рецензии можно найти и по алфавитному указателю рецензентов, но тогда нужно знать авторов рецензий. Если известен автор рецензии, то можно найти, где она напечатана, по указателю рецензентов.


Категория: ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА | Добавил: admin | Теги: элективный курс по литературе ХIХ в, русская литература ХIХ века, уроки литературы в школе, дидактический материал по, практикум по литературе в школе
Просмотров: 360 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0