План
сочинения должен соответствовать теме, быть логически последовательным.
Помните: план вы составляете для себя! И хотя никто не потребует от вас
плана в чистовике, на черновике его лучше набросать – он поможет
организовать мысли, отобрать необходимый материал, отбросить ненужное. Необязательно
писать план с однотипными формулировками или сложный план с
подпунктами. Главное, чтобы он представил систему доказательств или
основных положений вашей работы, задал логику развития текста.
Попробуйте составить план со стрелочками, как в математике, где они
означают "следовательно" и "так как". Например, при описании жизненного
пути князя Андрея уместна такая последовательность пунктов плана: жизнь в
свете, герой в армии, Аустерлиц, пребывание в поместье, разговор с
Пьером, встреча с Наташей и т. д.; но невозможно составить план, в
котором пункты перечисляются следующим образом: жизнь в свете, честность
и мужество героя… (честность и мужество – черты характера, а не этапы
жизненного пути). Важно, чтобы ваш план соответствовал именно данной
теме, а не был бы посвящен образу героя или проблематике
рассматриваемого произведения, так как неправильный план уведет в
сторону от темы, а хороший поможет от этой темы не отвлекаться. Так,
если составляется план на тему "Век нынешний и век минувший в комедии А.
С. Грибоедова "Горе от ума"", то в пунктах вашего плана, который должен
обязательно подразделяться на две части (минувшее – нынешнее),
необходимо повторять положения, связанные со временем, с тем, кто из
героев (в том числе – внесценических) воплощает прошлое, а кто –
будущее. Если же нужен план сочинения "Чацкий и фамусовское общество",
следует, также противопоставляя две части (Чацкий – другие действующие
лица), сосредоточить внимание не на явлениях, связанных с различными
историческими эпохами, а на контрасте мировоззрений современников:
Чацкого и представителей фамусовского общества (особо следует сказать о
Софье, которая относится к фамусовскому обществу лишь отчасти). Если вы
пишете сочинение на тему "Бунт Раскольникова", то в плане нужно
представить ряд пунктов, перечисляющих, в чем же заключается бунт героя,
если же тема другая ("Теория Родиона Раскольникова"), то в плане должны
быть представлены основные положения этой теории. Очень
подробный план может заменить черновик. Например, план сочинения "Образ
Собакевича в поэме Гоголя "Мертвые души"" легко трансформируется в
готовую работу. 1. Введение. Образы помещиков в поэме Гоголя "Мертвые души". 2. Собакевич – крепостник и реакционер: 1) внешний облик и характер; а) сходство со "средней величины медведем"; б) грубость; в) привычка наступать людям на ноги; г) жадность; д) бедность речи; е) невежество и враждебное отношение к просвещению; 2) Собакевич в своем имении: а) внешний вид усадьбы; б) его хлопоты о прочности хозяйства; в) сходство окружающих предметов с обликом хозяина; г) исключительно корыстное отношение к крепостным; 3) отношение к людям: а) отношение к соседям-помещикам; б) губернатор и чиновники в оценке персонажа; 4) Чичиков у Собакевича: а) обращение хозяина с гостем;
б) быстрая разгадка цели приобретения "мертвых душ"; в) желание подороже продать "товар". 3. Заключение. Чем страшен Собакевич и собакевичи? В идеале на каждый подпункт такого плана приходится 3–4 предложения. Приведем
примеры нескольких подробных планов сочинений различных типов. Обратите
внимание на то, что вначале полезно попрактиковаться в написании
сочинений по уже готовым планам. Так что представленными образцами вы
можете воспользоваться не только "для сведения", но и для написания по
ним собственных работ. Вы можете составлять план, из трех основных
пунктов (введения, основной части и заключения) с подпунктами, а можете
использовать сплошную нумерацию. Главное – не забывайте, что каждый из
пунктов плана должен быть связан с последующим, поэтому можно вообще
писать план в строчку, ставя между пунктами плана стрелочку (аналогично
стрелке →, обозначающей "следовательно" в математике). Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" 1. Введение. Изображение конфликта героя и общества в русской литературе. 2. а) образ Чацкого: – положительное в герое (ум, благородство, честность); – его "горе от ума", то есть не те речи, не в то время, не в том месте; б) фамусовское общество: – праздный образ жизни; – ценности (богатство, карьера, положение в обществе); в) Софья, лишь отчасти относящаяся к фамусовскому обществу. 3. Вывод: почему Чацкий бежит из Москвы. 4. Заключение. Мое отношение к конфликту Чацкого с фамусовским обществом. Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" (вариант) 1. Введение. Изображение конфликта героя и общества в русской литературе. 2. Сопоставление мировоззрения и жизни героя и фамусовского общества: а) образ жизни, интересы; б) образование; в) отношение к любви и семье; г) отношение к службе; д) система ценностей; е) патриотизм и космополитизм. 3. Вывод: почему Чацкий и представители фамусовского общества никогда не смогут найти общего языка. 4. Заключение. Проблема взаимоотношений неординарной личности и косного общества. Второй
вариант плана предпочтительнее, поскольку не объединяет два
микросочинения – "Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова "Горе от
ума"" и "Фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"",
– а сопоставляет героя и фамусовское общество. "Мильон терзаний" Александра Чацкого в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" 1. Введение. Будущие декабристы среди фамусовых и скалозубов. 2. Неоправданные надежды Чацкого в начале комедии. 3. Непонимание взглядов Чацкого фамусовским обществом. 4. Личная драма Чацкого. 5. "Мильон терзаний" Чацкого – следствие его ума. 6. Заключение. "Мильон терзаний" героев русской классической литературы. "И один в поле воин, если он Чацкий" (И. А. Гончаров) 1. Введение. Проблематика комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума". 2. Ценности "века нынешнего" и "века минувшего" и их столкновение. 3. Идеалы "века нынешнего" пропагандирует Чацкий. 4. Победы Чацкого: а) Фамусов уже не уверен, что жить по-другому невозможно; б) обличение "судей"; в) разоблачение крепостничества; г) объяснение неестественности "смешения французского с нижегородским"; д) Софья частично осознает правоту Чацкого. 5. Заключение. Яркая личность всегда способна хоть что-нибудь изменить в окружающем мире. Горе от ума Александра Чацкого 1. Введение. Герои чувства и герои, в которых преобладает рациональное, в русской литературе. 2. "Горе от ума" или "горе уму"? 3. "Умники"-вольнодумцы 20-х гг. 19 в. 4. "Ошибки" Чацкого, связанные с его умом: а) попытка понять и объяснить чувства умом → несчастная любовь; б) речи "не для тех" людей → непонимание знакомыми; в) попытки одного героя исправить все общество → его неприятие, он вынужден покинуть Москву. 5. Чацкий не только комический, но и трагический герой. 6. Заключение. Горе от ума неординарной личности в литературе и в жизни. "Татьяна, русская душою…" 1. Введение. "Евгений Онегин" – "энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение". 2. Противопоставление космополитизма Онегина и национального характера Татьяны. 3. Национальные черты характера Татьяны, их обусловленность: а) образом жизни русского провинциального дворянства, отчасти близким народу; б) влиянием няни; в) жизни в окружении русской природы. 4. Русское в жизни и характере Татьяны: а) гадание; б) сон; в) искренность; г) восприимчивость к чужим ценностям; д) национально-православный принцип "нельзя строить свое счастье на несчастье другого". 5. Заключение. Образы русских женщин в творчестве Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого. Что мне нравится в Татьяне Лариной 1. Введение. "Я так люблю Татьяну милую мою…" 2. Какие черты в характере героини мне нравятся: а) простота; б) искренность; в) умение любить; г) мечтательность. 3. Мое восхищение нравственностью героини, ее умением принести жертву. 4. Для меня Татьяна – идеал, к которому следует стремиться. 5. Заключение. Черты Татьяны в образах многих других героинь русской классической литературы. Татьяна Ларина – "милый идеал" поэта 1. Введение. "Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы" (В. Г. Белинский). 2. Составляющие идеала Пушкина в образе Татьяны: а) любовь к природе и "русская душа" героини; б) высокая оценка автором силы и искренности ее чувств; в) пробуждение интеллекта – следующий шаг к идеалу; г) умение пожертвовать личным счастьем во имя счастья другого – нравственный идеал. 3. Заключение. Идеальные характеры русских женщин в классической литературе. Почему Евгений Онегин стал "лишним человеком"? 1.
Введение. Общественно-политическая и литературная ситуация в России
второй четверти 19 в. и ее отражение в романе в стихах Пушкина. 2. Евгений Онегин – герой времени. (Понятие "лишнего человека".) 3. Воспитание и характер героя. 4. Путь от денди до "лишнего человека": а) разочарование (в светской жизни, в людях, в дружбе, в любви, в искусстве); б) неспособность к творчеству ("труд тошен"); в) неудовлетворенность жизнью в деревне, равнодушие к природе. 5. Упустил свой шанс возродиться к новой жизни (любовь Татьяны). 6. Заключение. Образ "лишнего человека" в русской классической литературе. Виноват ли Онегин в своей судьбе? 1. Введение. Каждый человек – творец своей судьбы. 2. Почему судьба Евгения Онегина сложилась несчастливо: а) понимание несовершенства окружающего мира; б) "Русская хандра" – следствие разочарования в светском обществе; в) неспособность героя довольствоваться тем, что есть; г) разочарование в "науке страсти нежной". 3. В чем можно винить героя: а) не способен трудиться; б) недооценил Татьяну; в) боязнь "общественного мненья" (дуэль). 4. Вывод: Онегин виноват в своей судьбе лишь отчасти, но, несомненно, виноват. 5. Заключение. "Лишние люди" русской классической литературы. Мое мнение о Евгении Онегине 1. Введение. Роман в стихах "Евгений Онегин" и его герои. 2. Евгений Онегин – противоречивый и не совсем мне понятный персонаж. 3. Что мне нравится в герое: а) честность; б) ум; в) знание жизни; г) способность видеть ничтожность света. 4. Отрицательные черты Евгения Онегина: а) неумение любить; б) неспособность трудиться; в) отсутствие творческого начала. 5. Злая шутка на именинах Татьяны. 6. Дуэль – боязнь "общественного мненья". 7. Почему я сочувствую герою: а) из-за его разочарования в жизни; б) из-за несчастной любви. 8. Вывод: мое мнение о герое неоднозначно, но его можно пожалеть и простить. 9.
Заключение. Онегин в ряду героев русской классической литературы
(Онегин – герой неоднозначный, но неспособный оставить читателя
равнодушным).
Онегин и Ленский
1. Введение. Роман в стихах "Евгений Онегин" и его герои. 2.
Онегин и Ленский – два разных человеческих типа и два различных
мировоззрения ("волна и камень, стихи и проза, лед и пламень"): а) образование – домашнее и Геттингенский университет → скептик байронического типа и романтик-идеалист; б) "не мог он ямба от хорея… отличить" и поэт; в) один живет умом, а другой – чувствами → разочарование в людях и "науке страсти нежной" и вера в любовь и дружбу; г) знание жизни и наивность. 3. Онегин и Ленский чем-то близки друг другу: а) ум, честность, благородство; б) оба – чужие среди провинциального дворянства; в) дружба не только "от делать нечего". 4. Возможное будущее героев. 5. Дуэль – случайность, но и следствие столкновения иронического скептицизма Онегина и восторженного романтизма Ленского. 6. Сопоставление и противопоставление "парных" персонажей в произведении – характерный прием писателей 19 в. Основные мотивы лирики Лермонтова 1. Введение. Общественно-политическая обстановка в 30–40-е гг. 19 в. 2.
Тема любви – тема обмана и измены ("Благодарю!", "Нищий", "Не ты, но
судьба виновата была…", "Я не унижусь пред тобою…", "Отчего"). 3. "Странная любовь" к родине: а) "страна рабов, страна господ" ("Жалобы турка", "Прощай, немытая Россия…"); б) понимание слабостей своего поколения ("Дума"); в) любовь к родной природе ("Родина"); г) гордость историей своей родины ("Два великана", "Бородино"). 4.
Тема высокого предназначения поэта ("О, полно извинять разврат…",
"Поэт", "Не верь себе", "Журналист, читатель и писатель", "Пророк"). 5.
Философская лирика – лирика одиночества ("Парус", "Узник", "Кинжал",
"Тучи", "И скучно, и грустно", "Благодарность", "Утес", "Выхожу один я
на дорогу…", "Когда волнуется желтеющая нива…"). 6. Заключение. Современность лирики Лермонтова (трагическое в поэзии Лермонтова). Преступление и наказание Родиона Раскольникова 1. Введение. Развенчание индивидуализма как одна из основных проблем романа Достоевского. 2. Теория Раскольникова: а) возмущение социальным неравенством; б) разделение человечества на "право имеющих" и "тварей дрожащих"; в) проверка теории "экспериментом". 3. Конфликт антигуманистической и антихристианской теории и жизни: а) нравственные последствия преступления (муки совести, отторжение от людей, невозможность вести нормальную жизнь); б) признание Раскольникова – еще не признание своей вины; в) влияние Сони на Раскольникова; г) возрождение любви к людям и веры – залог воскресения героя. 4. Заключение. "Преступление и наказание" как идеологический роман. Образ "лишнего человека" в русской литературе 1. Введение. Социальная чуткость и идеологичность русской литературы. 2. Общая характеристика "лишнего человека" как типа. 3. Чацкий – предшественник "лишних людей"? 4. Онегин Пушкина – будущий декабрист или потенциальный Обломов? 5. Трагизм образа Печорина в психологическом романе Лермонтова. 6. Рудин и Базаров Тургенева – два трагических образа, но не два "лишних человека". 7. Обломов и обломовщина в романе Гончарова. 8.
Заключение. Национальный и общечеловеческий аспекты проблемы "лишнего
человека" (социальная обусловленность или вечность проблемы "лишнего
человека"?). Идейно-художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина 1. Введение. Салтыков-Щедрин – мастер политической сатиры. 2. Разоблачение писателем всех форм угнетения: а) разоблачение эксплуатации и тунеядства ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик"); б) обличение деспотизма ("Медведь на воеводстве", "Орел-меценат"); в) отрицание прекраснодушного либерализма ("Карась-идеалист"); г) негодование по поводу обывательской трусости и приспособленчества ("Премудрый пескарь"); д) изображение жизни трудящихся ("Коняга"). 3. Художественные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина: а) сатира как литературоведческое понятие; б) использование жанра сказки; в) сближение мира людей и животного мира; г) эзопов язык; д) сочетание разностилевых элементов; е) фантастика; ж) гипербола и гротеск. 4. Заключение. Современность смеха Салтыкова-Щедрина. Советуем
попрактиковаться в составлении планов сочинений на сходные, но все же
различные темы по одному и тому же литературному произведению. Сравните
их и подумайте, чем они отличаются, соответствуют ли наименования
пунктов плана сформулированной теме, соответствуют ли ваши положения
логике. Приводим несколько таких тем. А 1. "Рыцарь копейки" Чичиков в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души". 2. Чичиков и чичиковщина. 3. Современен ли образ Чичикова? 4. Роль образа Чичикова в сюжете и композиции поэмы Н. Гоголя "Мертвые души". Б 1. Катерина – "луч света в "темном царстве". 2. Трагедия Катерины в драме А. Островского "Гроза". 3. Катерина и Варвара в драме А. Островского "Гроза". 4. Чем вызван и почему неизбежен конфликт Катерины с "темным царством"? В 1. Духовная эволюция героев в романе Л. Толстого "Война и мир". 2. Нравственные искания Андрея Болконского в романе Л. Толстого "Война и мир". 3. Князь Андрей – трагический герой? 4. За что мне нравится (не нравится) князь Андрей (по роману Л. Толстого "Война и мир"). |