Четверг, 08.12.2016, 07:01

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [320]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [86]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [451]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ

Составление плана сочинения
План сочинения должен соответствовать теме, быть логически последовательным. Помните: план вы составляете для себя! И хотя никто не потребует от вас плана в чистовике, на черновике его лучше набросать – он поможет организовать мысли, отобрать необходимый материал, отбросить ненужное.
Необязательно писать план с однотипными формулировками или сложный план с подпунктами. Главное, чтобы он представил систему доказательств или основных положений вашей работы, задал логику развития текста. Попробуйте составить план со стрелочками, как в математике, где они означают "следовательно" и "так как". Например, при описании жизненного пути князя Андрея уместна такая последовательность пунктов плана: жизнь в свете, герой в армии, Аустерлиц, пребывание в поместье, разговор с Пьером, встреча с Наташей и т. д.; но невозможно составить план, в котором пункты перечисляются следующим образом: жизнь в свете, честность и мужество героя… (честность и мужество – черты характера, а не этапы жизненного пути).
Важно, чтобы ваш план соответствовал именно данной теме, а не был бы посвящен образу героя или проблематике рассматриваемого произведения, так как неправильный план уведет в сторону от темы, а хороший поможет от этой темы не отвлекаться. Так, если составляется план на тему "Век нынешний и век минувший в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"", то в пунктах вашего плана, который должен обязательно подразделяться на две части (минувшее – нынешнее), необходимо повторять положения, связанные со временем, с тем, кто из героев (в том числе – внесценических) воплощает прошлое, а кто – будущее. Если же нужен план сочинения "Чацкий и фамусовское общество", следует, также противопоставляя две части (Чацкий – другие действующие лица), сосредоточить внимание не на явлениях, связанных с различными историческими эпохами, а на контрасте мировоззрений современников: Чацкого и представителей фамусовского общества (особо следует сказать о Софье, которая относится к фамусовскому обществу лишь отчасти). Если вы пишете сочинение на тему "Бунт Раскольникова", то в плане нужно представить ряд пунктов, перечисляющих, в чем же заключается бунт героя, если же тема другая ("Теория Родиона Раскольникова"), то в плане должны быть представлены основные положения этой теории.
Очень подробный план может заменить черновик. Например, план сочинения "Образ Собакевича в поэме Гоголя "Мертвые души"" легко трансформируется в готовую работу.
1. Введение. Образы помещиков в поэме Гоголя "Мертвые души".
2. Собакевич – крепостник и реакционер:
1) внешний облик и характер;
а) сходство со "средней величины медведем";
б) грубость;
в) привычка наступать людям на ноги;
г) жадность;
д) бедность речи;
е) невежество и враждебное отношение к просвещению;
2) Собакевич в своем имении:
а) внешний вид усадьбы;
б) его хлопоты о прочности хозяйства;
в) сходство окружающих предметов с обликом хозяина;
г) исключительно корыстное отношение к крепостным;
3) отношение к людям:
а) отношение к соседям-помещикам;
б) губернатор и чиновники в оценке персонажа;
4) Чичиков у Собакевича:

а) обращение хозяина с гостем;
б) быстрая разгадка цели приобретения "мертвых душ";
в) желание подороже продать "товар".
3. Заключение. Чем страшен Собакевич и собакевичи?
В идеале на каждый подпункт такого плана приходится 3–4 предложения.
Приведем примеры нескольких подробных планов сочинений различных типов. Обратите внимание на то, что вначале полезно попрактиковаться в написании сочинений по уже готовым планам. Так что представленными образцами вы можете воспользоваться не только "для сведения", но и для написания по ним собственных работ. Вы можете составлять план, из трех основных пунктов (введения, основной части и заключения) с подпунктами, а можете использовать сплошную нумерацию. Главное – не забывайте, что каждый из пунктов плана должен быть связан с последующим, поэтому можно вообще писать план в строчку, ставя между пунктами плана стрелочку (аналогично стрелке →, обозначающей "следовательно" в математике).
Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
1. Введение. Изображение конфликта героя и общества в русской литературе.
2. а) образ Чацкого:
– положительное в герое (ум, благородство, честность);
– его "горе от ума", то есть не те речи, не в то время, не в том месте;
б) фамусовское общество:
– праздный образ жизни;
– ценности (богатство, карьера, положение в обществе);
в) Софья, лишь отчасти относящаяся к фамусовскому обществу.
3. Вывод: почему Чацкий бежит из Москвы.
4. Заключение. Мое отношение к конфликту Чацкого с фамусовским обществом.
Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" (вариант)
1. Введение. Изображение конфликта героя и общества в русской литературе.
2. Сопоставление мировоззрения и жизни героя и фамусовского общества:
а) образ жизни, интересы;
б) образование;
в) отношение к любви и семье;
г) отношение к службе;
д) система ценностей;
е) патриотизм и космополитизм.
3. Вывод: почему Чацкий и представители фамусовского общества никогда не смогут найти общего языка.
4. Заключение. Проблема взаимоотношений неординарной личности и косного общества.
Второй вариант плана предпочтительнее, поскольку не объединяет два микросочинения – "Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"" и "Фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"", – а сопоставляет героя и фамусовское общество.
"Мильон терзаний" Александра Чацкого в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
1. Введение. Будущие декабристы среди фамусовых и скалозубов.
2. Неоправданные надежды Чацкого в начале комедии.
3. Непонимание взглядов Чацкого фамусовским обществом.
4. Личная драма Чацкого.
5. "Мильон терзаний" Чацкого – следствие его ума.
6. Заключение. "Мильон терзаний" героев русской классической литературы.
"И один в поле воин, если он Чацкий" (И. А. Гончаров)
1. Введение. Проблематика комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума".
2. Ценности "века нынешнего" и "века минувшего" и их столкновение.
3. Идеалы "века нынешнего" пропагандирует Чацкий.
4. Победы Чацкого:
а) Фамусов уже не уверен, что жить по-другому невозможно;
б) обличение "судей";
в) разоблачение крепостничества;
г) объяснение неестественности "смешения французского с нижегородским";
д) Софья частично осознает правоту Чацкого.
5. Заключение. Яркая личность всегда способна хоть что-нибудь изменить в окружающем мире.
Горе от ума Александра Чацкого
1. Введение. Герои чувства и герои, в которых преобладает рациональное, в русской литературе.
2. "Горе от ума" или "горе уму"?
3. "Умники"-вольнодумцы 20-х гг. 19 в.
4. "Ошибки" Чацкого, связанные с его умом:
а) попытка понять и объяснить чувства умом → несчастная любовь;
б) речи "не для тех" людей → непонимание знакомыми;
в) попытки одного героя исправить все общество → его неприятие, он вынужден покинуть Москву.
5. Чацкий не только комический, но и трагический герой.
6. Заключение. Горе от ума неординарной личности в литературе и в жизни.
"Татьяна, русская душою…"
1. Введение. "Евгений Онегин" – "энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение".
2. Противопоставление космополитизма Онегина и национального характера Татьяны.
3. Национальные черты характера Татьяны, их обусловленность:
а) образом жизни русского провинциального дворянства, отчасти близким народу;
б) влиянием няни;
в) жизни в окружении русской природы.
4. Русское в жизни и характере Татьяны:
а) гадание;
б) сон;
в) искренность;
г) восприимчивость к чужим ценностям;
д) национально-православный принцип "нельзя строить свое счастье на несчастье другого".
5. Заключение. Образы русских женщин в творчестве Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.
Что мне нравится в Татьяне Лариной
1. Введение. "Я так люблю Татьяну милую мою…"
2. Какие черты в характере героини мне нравятся:
а) простота;
б) искренность;
в) умение любить;
г) мечтательность.
3. Мое восхищение нравственностью героини, ее умением принести жертву.
4. Для меня Татьяна – идеал, к которому следует стремиться.
5. Заключение. Черты Татьяны в образах многих других героинь русской классической литературы.
Татьяна Ларина – "милый идеал" поэта
1. Введение. "Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы" (В. Г. Белинский).
2. Составляющие идеала Пушкина в образе Татьяны:
а) любовь к природе и "русская душа" героини;
б) высокая оценка автором силы и искренности ее чувств;
в) пробуждение интеллекта – следующий шаг к идеалу;
г) умение пожертвовать личным счастьем во имя счастья другого – нравственный идеал.
3. Заключение. Идеальные характеры русских женщин в классической литературе.
Почему Евгений Онегин стал "лишним человеком"?
1. Введение. Общественно-политическая и литературная ситуация в России второй четверти 19 в. и ее отражение в романе в стихах Пушкина.
2. Евгений Онегин – герой времени. (Понятие "лишнего человека".)
3. Воспитание и характер героя.
4. Путь от денди до "лишнего человека":
а) разочарование (в светской жизни, в людях, в дружбе, в любви, в искусстве);
б) неспособность к творчеству ("труд тошен");
в) неудовлетворенность жизнью в деревне, равнодушие к природе.
5. Упустил свой шанс возродиться к новой жизни (любовь Татьяны).
6. Заключение. Образ "лишнего человека" в русской классической литературе.
Виноват ли Онегин в своей судьбе?
1. Введение. Каждый человек – творец своей судьбы.
2. Почему судьба Евгения Онегина сложилась несчастливо:
а) понимание несовершенства окружающего мира;
б) "Русская хандра" – следствие разочарования в светском обществе;
в) неспособность героя довольствоваться тем, что есть;
г) разочарование в "науке страсти нежной".
3. В чем можно винить героя:
а) не способен трудиться;
б) недооценил Татьяну;
в) боязнь "общественного мненья" (дуэль).
4. Вывод: Онегин виноват в своей судьбе лишь отчасти, но, несомненно, виноват.
5. Заключение. "Лишние люди" русской классической литературы.
Мое мнение о Евгении Онегине
1. Введение. Роман в стихах "Евгений Онегин" и его герои.
2. Евгений Онегин – противоречивый и не совсем мне понятный персонаж.
3. Что мне нравится в герое:
а) честность;
б) ум;
в) знание жизни;
г) способность видеть ничтожность света.
4. Отрицательные черты Евгения Онегина:
а) неумение любить;
б) неспособность трудиться;
в) отсутствие творческого начала.
5. Злая шутка на именинах Татьяны.
6. Дуэль – боязнь "общественного мненья".
7. Почему я сочувствую герою:
а) из-за его разочарования в жизни;
б) из-за несчастной любви.
8. Вывод: мое мнение о герое неоднозначно, но его можно пожалеть и простить.
9. Заключение. Онегин в ряду героев русской классической литературы (Онегин – герой неоднозначный, но неспособный оставить читателя равнодушным).


Онегин и Ленский
1. Введение. Роман в стихах "Евгений Онегин" и его герои.
2. Онегин и Ленский – два разных человеческих типа и два различных мировоззрения ("волна и камень, стихи и проза, лед и пламень"):
а) образование – домашнее и Геттингенский университет → скептик байронического типа и романтик-идеалист;
б) "не мог он ямба от хорея… отличить" и поэт;
в) один живет умом, а другой – чувствами → разочарование в людях и "науке страсти нежной" и вера в любовь и дружбу;
г) знание жизни и наивность.
3. Онегин и Ленский чем-то близки друг другу:
а) ум, честность, благородство;
б) оба – чужие среди провинциального дворянства;
в) дружба не только "от делать нечего".
4. Возможное будущее героев.
5. Дуэль – случайность, но и следствие столкновения иронического скептицизма Онегина и восторженного романтизма Ленского.
6. Сопоставление и противопоставление "парных" персонажей в произведении – характерный прием писателей 19 в.
Основные мотивы лирики Лермонтова
1. Введение. Общественно-политическая обстановка в 30–40-е гг. 19 в.
2. Тема любви – тема обмана и измены ("Благодарю!", "Нищий", "Не ты, но судьба виновата была…", "Я не унижусь пред тобою…", "Отчего").
3. "Странная любовь" к родине:
а) "страна рабов, страна господ" ("Жалобы турка", "Прощай, немытая Россия…");
б) понимание слабостей своего поколения ("Дума");
в) любовь к родной природе ("Родина");
г) гордость историей своей родины ("Два великана", "Бородино").
4. Тема высокого предназначения поэта ("О, полно извинять разврат…", "Поэт", "Не верь себе", "Журналист, читатель и писатель", "Пророк").
5. Философская лирика – лирика одиночества ("Парус", "Узник", "Кинжал", "Тучи", "И скучно, и грустно", "Благодарность", "Утес", "Выхожу один я на дорогу…", "Когда волнуется желтеющая нива…").
6. Заключение. Современность лирики Лермонтова (трагическое в поэзии Лермонтова).
Преступление и наказание Родиона Раскольникова
1. Введение. Развенчание индивидуализма как одна из основных проблем романа Достоевского.
2. Теория Раскольникова:
а) возмущение социальным неравенством;
б) разделение человечества на "право имеющих" и "тварей дрожащих";
в) проверка теории "экспериментом".
3. Конфликт антигуманистической и антихристианской теории и жизни:
а) нравственные последствия преступления (муки совести, отторжение от людей, невозможность вести нормальную жизнь);
б) признание Раскольникова – еще не признание своей вины;
в) влияние Сони на Раскольникова;
г) возрождение любви к людям и веры – залог воскресения героя.
4. Заключение. "Преступление и наказание" как идеологический роман.
Образ "лишнего человека" в русской литературе
1. Введение. Социальная чуткость и идеологичность русской литературы.
2. Общая характеристика "лишнего человека" как типа.
3. Чацкий – предшественник "лишних людей"?
4. Онегин Пушкина – будущий декабрист или потенциальный Обломов?
5. Трагизм образа Печорина в психологическом романе Лермонтова.
6. Рудин и Базаров Тургенева – два трагических образа, но не два "лишних человека".
7. Обломов и обломовщина в романе Гончарова.
8. Заключение. Национальный и общечеловеческий аспекты проблемы "лишнего человека" (социальная обусловленность или вечность проблемы "лишнего человека"?).
Идейно-художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
1. Введение. Салтыков-Щедрин – мастер политической сатиры.
2. Разоблачение писателем всех форм угнетения:
а) разоблачение эксплуатации и тунеядства ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик");
б) обличение деспотизма ("Медведь на воеводстве", "Орел-меценат");
в) отрицание прекраснодушного либерализма ("Карась-идеалист");
г) негодование по поводу обывательской трусости и приспособленчества ("Премудрый пескарь");
д) изображение жизни трудящихся ("Коняга").
3. Художественные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина:
а) сатира как литературоведческое понятие;
б) использование жанра сказки;
в) сближение мира людей и животного мира;
г) эзопов язык;
д) сочетание разностилевых элементов;
е) фантастика;
ж) гипербола и гротеск.
4. Заключение. Современность смеха Салтыкова-Щедрина.
Советуем попрактиковаться в составлении планов сочинений на сходные, но все же различные темы по одному и тому же литературному произведению. Сравните их и подумайте, чем они отличаются, соответствуют ли наименования пунктов плана сформулированной теме, соответствуют ли ваши положения логике. Приводим несколько таких тем.
А
1. "Рыцарь копейки" Чичиков в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души".
2. Чичиков и чичиковщина.
3. Современен ли образ Чичикова?
4. Роль образа Чичикова в сюжете и композиции поэмы Н. Гоголя "Мертвые души".
Б
1. Катерина – "луч света в "темном царстве".
2. Трагедия Катерины в драме А. Островского "Гроза".
3. Катерина и Варвара в драме А. Островского "Гроза".
4. Чем вызван и почему неизбежен конфликт Катерины с "темным царством"?
В
1. Духовная эволюция героев в романе Л. Толстого "Война и мир".
2. Нравственные искания Андрея Болконского в романе Л. Толстого "Война и мир".
3. Князь Андрей – трагический герой?
4. За что мне нравится (не нравится) князь Андрей (по роману Л. Толстого "Война и мир").
Категория: ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ | Добавил: admin (26.05.2015)
Просмотров: 673 | Теги: развитие речи, учимся писать выпускное сочинение, сочинение на отлично, сочинение критерии оценивания | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0