Роман "Преступление и наказание" занимает особое место в творчестве
Ф. М. Достоевского. Никогда раньше он так широко не изображал нищету и
страдания обездоленных, бесчеловечность и жестокость современной ему
жизни. Трагическому содержанию романа соответствуют образные средства,
используемые писателем. Это портреты героев, их речевая характеристика,
описание их комнат, городские пейзажи. Важную роль в образном
строе романа играет цвет. Особенно интересно то, что автор использует в
произведении всего несколько цветов. Самый важный цвет в романе –
желтый. Отчасти это произошло потому, что "Преступление и наказание" –
петербургский роман, а в русской литературе образ Петербурга часто
ассоциировался с желтым цветом. И это не только потому, что цвет многих
официальных и парадных зданий Петербурга – желтый, но и потому, что
желтый цвет – это цвет предательства, горя, болезни. Критик Соловьев,
специально занимавшийся изучением цветового фона произведений
Достоевского, пришел к выводу, что "Преступление и наказание" создано
при использовании фактически одного желтого фона. Этот желтый фон –
великолепное дополнение к драматическим переживаниям героев. "Желтый
цвет уже сам по себе создает, вызывает, дополняет, усиливает атмосферу
нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали", – делает
вывод Соловьев. Действительно, Петербург Достоевского болен, и
больны, нравственно и физически, большинство персонажей его
произведения. Важной чертой, по которой мы узнаем "больную" обстановку и
больных людей, является неприятный, навязчивый, нездоровый желтый цвет,
которым полны описания в романе. Это желтые обои и мебель желтого
дерева в комнате старухи-процентщицы, "желтое от постоянного пьянства"
лицо Мармеладова, встреченного Раскольниковым в распивочной, желтая,
"похожая на шкаф или на сундук", производящая гнетущее впечатление
каморка самого Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом.
С развитием действия желтого цвета становится все больше. В комнате у
Сони – "желтоватые обшмыганные и истасканные обои". В кабинете у
Порфирия Петровича – "мебель из отполированного желтого дерева". В
номере гостиницы, где остановился Свидригайлов, – желтый цвет обоев. И
даже перстень на руке у Лужина украшен желтым камнем. Эти детали
отражают безысходную атмосферу существования главных героев и предвещают
что-то недоброе. Наконец, принципиально важно то, что Сонечка
Мармеладова живет по желтому билету, который олицетворяет все низкое,
подлое, унизительное и грешное в жизни. (Содержание этого абзаца явно
можно было бы развернуть и написать гораздо подробнее о значении желтого
цвета в каждом из описанных контекстов.) Следует обратить
внимание также на сопоставление двух однокоренных слов – желтый и
желчный, которые не раз встречаются в романе рядом. О Раскольникове,
например, говорится: "Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его
губам", "Наконец ему стало душно и тесно в этой желтой каморке".
Писатель показывает взаимодействие внутреннего и внешнего, мироощущения
героя и окружающего мира. В этом взаимодействии, видимо, и заключен тот
сложный смысл, который приобретает в романе желтый цвет. Однако
в "Преступлении и наказании" мы иногда видим и зеленый цвет, цвет
надежды. Это цвет зелени на Островах, где Раскольников видит хоть что-то
живое и прекрасное. Символично, что это также цвет "фамильного"
мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна,
а за ней и Соня. Платок олицетворяет одновременно страдания, которые
выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу, приводящую к
нравственному возрождению. Отправляясь за Раскольниковым, который идет
признаваться в совершенном преступлении, Соня накидывает на голову этот
платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину героя.
В эпилоге, в сцене, предвещающей возрождение Раскольникова, Соня
появляется в этом же платке. В этот момент зеленый цвет страданий и
надежды главных героев произведения оказывается более значимым, чем
желтый цвет страдания и безнадежности. В этой победе зеленого
над желтым – важный символический смысл. Достоевский надеется на лучшее
будущее героев. В противоборстве добра и зла побеждает добро.
Достоевский верит в человека… И в этой вере заключена художественная
сила произведений писателя. Тема раскрыта, все основные
положения верны. Работа написана хорошим литературным языком. Однако
краткость и даже некоторая конспективность изложения, а также чрезмерная
ориентация на критическую литературу не дают возможности поставить
"отлично". Оценка – "хорошо". |