Первый вариант "Подлинное искусство – это…
откровение", – писал С. П. Дягилев. А потому оно всегда вызывает у
человека сильные чувства. Стихотворения, в которых поэт создает свое
"второе я", своего лирического героя, несомненно, становятся
откровениями. Творец показывает свой внутренний мир, свои духовные
ценности и ждет отклика от читателя. Что же пытается пробудить в своем
читателе поэт? Чаще всего – лучшие чувства, на которые этот читатель
способен. К таким поэтам относится и А. С. Пушкин. Стихотворения
Пушкина направлены на то, чтобы возродить (речевая ошибка: здесь нужен
глагол "пробудить") в людях "чувства добрые". Наверно, к таким чувствам
можно отнести дружбу, любовь, веру и вообще гуманизм (речевая ошибка:
гуманизм – не чувство; кроме того, в соответствии с темой следовало бы
написать "чувство прекрасного" или "любовь к прекрасному"). Почему же
эти чувства имели столь большое значение для поэта? Как он изображает их
в своих стихах? Для начала обратимся к философской лирике. Он
(грамматическая ошибка: местоимение "он" или "она" можно употреблять,
если в предыдущем предложении было названо какое-то лицо – Пушкин,
автор, поэт) восклицает: "Да здравствуют нежные девы!", "Да здравствуют
музы, да здравствует разум!", "Да здравствует солнце, да скроется тьма!"
Самым важным в жизни поэта становятся любовь, искусство, разум и все
светлое, возвышенное, прекрасное. К этому высокому, вероятно,
можно отнести дружбу. Она имела большое значение для Пушкина. В ранних
лицейских стихах это пылкое юношеское чувство. С друзьями связано
приятное времяпрепровождение ("Пирующие студенты"). И в стихотворении "К
Пущину", написанном в 1815 году, юный поэт отмечает: "Веселье! Будь до
гроба спутник верный наш, и пусть умрем мы оба при стуке полных чаш!" Но
здесь Пушкин-лицеист впервые упоминает и о более значимом для друзей.
Это их духовное родство. Пушкин называет Пущина "другом сердечным", а в
стихотворении "Разлука" лирический герой определяет это родство как
"святое братство". Дружба для поэта – это чувство, не подчиняющееся
законам пространства (речевая ошибка: непонятно, при чем здесь законы
пространства и как им можно подчиняться; следовало написать –
неподвластное расстоянию). В стихотворении "19 октября" (1825 г.)
лирический герой один, но воспоминания о друзьях разрушают его
одиночество и грусть (речевая ошибка: одиночество и грусть нельзя
разрушить, можно лишь развеять, в них можно утешить). Дружба
порождает доброту и желание почувствовать другого человека (речевая
ошибка: не почувствовать, а разделить чувства). В стихотворении
"Друзьям" Пушкин пишет: "И вашей радости беспечной сквозь слезы
улыбнулся я". Будучи от них (грамматическая ошибка: в предыдущем
предложении не было названо существительное, которое заменяется
местоимением) далеко, он испытывает к ним (та же грамматическая ошибка)
"чувства добрые". Он (вновь та же грамматическая ошибка) пытается понять
и принять "брата" не только со всеми его радостями и бедами, но даже
вместе с близкими тому людьми. Для лирического героя Пушкина вполне
естественно было воскликнуть: "Пусть будут счастливы все, все твои
друзья!" ("Разлука"). Только если близкий ему человек будет счастлив,
возможно счастье и для самого автора. Любовь – еще одно
"чувство доброе". В ранней лирике лирический герой (речевая ошибка:
тавтология, состоящая в контактном повторе однокоренных слов) Пушкина –
романтик, а его любовь мучительна. Для него важна не столько сама
героиня, сколько переживания "певца", его страдания. В 20-е годы любовь
сливается (речевая ошибка: не сливается, а сближается, соотносится) с
вдохновением. Так, в стихотворении "Погасло дневное светило…" поэт
пишет: "Где пламенем страстей впервые чувства разгорались, где музы
нежные мне тайно улыбались…" Именно благодаря вдохновению лирический
герой может выражать свои "чувства добрые", в том числе и любовь,
вызывая своими творениями ответный отклик (речевая ошибка: тавтология,
так как отклик сам по себе может быть только ответом на что-либо) в душе
читателя. Для Пушкина, как и для многих других известных поэтов,
лирическая героиня становилась божеством ("Я помню чудное мгновенье…"). С
ее нисхождением на землю поэт начинает жить и творить. Совершенно не
похоже на раннюю любовную лирику стихотворение "Я Вас любил…", где для
поэта важны прежде всего чувства лирической героини. Она уже не богиня, а
реальный человек, который имеет право выбора. Сила любви (слово
"любовь" уже столько раз повторялось, что лучше написать "чувство")
настолько велика, что герой готов смириться с любым решением
возлюбленной. Это истинный гуманизм (слово не подходит, так как его
значение не соответствует контексту; следует написать о благородстве,
высоте чувств). Гуманизм, или человеколюбие – это также одно
из "чувств добрых" (гуманизм – не чувство!). Примером может быть даже
стихотворение "К Чаадаеву", где герой готов бороться за свободу народа и
всей страны. (Следовало бы подтвердить свою мысль цитатой.) За это же
выступали декабристы, совершенно не задумываясь о последствиях своего
протеста (неясно, какое отношение конец предложения имеет к "чувствам
добрым"). С ними вместе был и лирический герой Пушкина (фактическая
ошибка или речевая неточность: лирический герой Пушкина, как и сам
Пушкин, не был вместе с декабристами, он был им близок – духовно, во
взглядах). Так, в стихотворении "Арион" он даже после смерти
(неточность: не просто смерти, а гибели, то есть преждевременной,
насильственной смерти) своих "попутчиков" продолжает петь "гимны
прежние". Но у "таинственного певца", кроме его идей и "гимнов", было
еще что-то (лучше – нечто). Это "беспечная вера", которая, возможно,
стала для лирического героя одним из важнейших чувств (вера – не
чувство!). Помимо веры в идеи (вера может быть в добро, в
человека и т. д., но не в идеи вообще), существует, конечно, вера в
Бога, которая может полностью изменить человека. В стихотворении "Жил на
свете рыцарь бедный…" вера и любовь к Деве Марии были единственным
содержанием жизни героя, но это позволило ему попасть в "царство вечно".
(Данный абзац, совершенно не относится к теме сочинения, поскольку вера
не может рассматриваться в качестве "чувства доброго"; здесь скорее
следовало бы написать о чувстве прекрасного, присущем Пушкину и его
лирическому герою.) Вспоминая все "чувства добрые", можно
упомянуть и надежду лирического героя Пушкина на лучшее. Наиболее ярко
она проявилась в стихотворении "Во глубине сибирских руд…". Именно
надежда нужна в этом "мрачном подземелье" для того, чтобы "любовь и
дружество" дошли "сквозь мрачные затворы". Следовательно, без этого
(повтор местоимения) "доброго чувства" невозможны в жизни и все другие. Подводя
итоги, можно сказать, что к традиционным, жизненно необходимым чувствам
веры, надежды, любви у А. С. Пушкина добавляется дружба. Это, пожалуй,
единственный поэт в русской литературе, у которого так ярко представлены
"чувства добрые". Конечно, многие из его последователей пытались
отразить некоторые из тем (каких?), но не смогли сказать о жизненной
необходимости всех этих чувств для человека. (Заключение очень слабое:
во-первых, немотивированно выделяется именно дружба, во-вторых, нет
логической связи между предложениями, а в-третьих, сильно принижаются
все русские поэты, которые "не смогли" и которые почему-то все названы
последователями Пушкина.)
Второй (исправленный) вариант "Подлинное
искусство – это… откровение", – писал С. П. Дягилев. А потому оно
всегда вызывает у человека сильные чувства. Стихотворения, в которых
поэт создает свое второе "я", своего лирического героя, несомненно,
становятся откровениями. Творец показывает свой внутренний мир, свои
духовные ценности и ждет отклика от читателя. Что же пытается пробудить в
своем читателе поэт? Стихотворения Пушкина направлены на то,
чтобы пробудить в людях "чувства добрые". Наверное, к таким чувствам
можно отнести дружбу, любовь и чувство прекрасного. Почему же они имели
столь большое значение для поэта? Как он изображает их в своих стихах? Для
начала обратимся к философской лирике Пушкина. Он восклицает: "Да
здравствуют нежные девы!", "Да здравствуют музы, да здравствует разум!",
"Да здравствует солнце, да скроется тьма!" Самым важным в жизни поэта
становится любовь, искусство, разум и все светлое, возвышенное,
прекрасное. К этому высокому, вероятно, можно отнести дружбу.
Она имела большое значение для Пушкина. В ранних лицейских стихах это
пылкое юношеское чувство. С друзьями связаны приятное
времяпрепровождение и веселье, как в стихотворении "Пирующие студенты". И
в стихотворении "К Пущину", написанном в 1815 году, юный поэт отмечает:
"Веселье! Будь до гроба спутник верный наш, и пусть умрем мы оба при
стуке полных чаш!" Но здесь Пушкин-лицеист впервые упоминает и о более
значимом для друзей. Это их духовное родство. Пушкин называет Пущина
"другом сердечным", а в стихотворении "Разлука" лирический герой
говорит: "Святому братству верен я". Дружба для поэта – это чувство,
неподвластное времени и расстоянию. В стихотворении "19 октября" (1825
г.) лирический герой один, но воспоминания о друзьях развеивают его
одиночество и грусть. Вначале поэт говорит: "Печален я: со мною друга
нет, с кем долгую запил бы я разлуку…" Но в последних строках он пишет:
"Пускай же он с отрадой хоть печальной тогда сей день за чашей проведет,
как ныне я, затворник ваш опальный, его провел без горя и забот". Дружба рождает добро в душе и желание разделить чувства другого
человека. В стихотворении "Друзьям" Пушкин пишет: "И вашей радости
беспечной сквозь слезы улыбнулся я". Будучи далеко от своих друзей, он
тем не менее испытывает к ним "чувства добрые". Поэт пытается понять и
принять "брата" не только со всеми его радостями и бедами, но даже
вместе с близкими тому людьми. Для лирического героя Пушкина вполне
естественно было воскликнуть: "Пусть будут счастливы все, все твои
друзья!" ("Разлука"). Только если близкий ему человек будет счастлив,
возможно счастье и для самого автора. Но счастье для поэта
невозможно и без любви. Любовь – еще одно "чувство доброе". В ранних
стихах лирический герой Пушкина – романтик, а любовь его мучительна. Для
него важна не столько сама героиня, сколько переживания "певца", его
страдания. В 20-е годы любовь сближается с вдохновением. Так, в
стихотворении "Погасло дневное светило…" поэт пишет: "Где пламенем
страстей впервые чувства разгорались, где музы нежные мне тайно
улыбались…" Именно благодаря вдохновению лирический герой может выражать
свои "чувства добрые", в том числе и любовь, вызывая своими творениями
отклик в душе читателя. Для Пушкина, как и для многих других известных
поэтов, лирическая героиня становится божеством ("Я помню чудное
мгновенье…"). С ее нисхождением на землю поэт начинает жить и творить.
Совершенно не похоже на раннюю любовную лирику стихотворение "Я Вас
любил…", где для поэта важны прежде всего чувства лирической героини.
Она уже не богиня, а реальный человек, который имеет право выбора. Сила
чувства настолько велика, что герой готов смириться с любым решением
возлюбленной. В этом проявляется его благородство и истинное
человеколюбие. Удивительно, что чувства личные, такие как
любовь, поэт приравнивает к общественному, к желанию свободы. В
стихотворении "К Чаадаеву" он пишет: "Мы ждем с томленьем упованья
минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного
свиданья". Борьбе за свободу "души прекрасные порывы" посвящали и
декабристы. Им близок духовно и лирический герой Пушкина. Так, в
стихотворении "Арион" он даже после гибели своих "попутчиков" продолжает
петь "гимны прежние". Но у "таинственного певца", кроме его идей и
"гимнов", было еще нечто. Это поэтический дар и чувство прекрасного. Умение
воспринимать прекрасное – в природе, в искусстве, в жизни –
принципиально важно для Пушкина. Услышать "божественный глагол"
("Поэт"), увидеть "прощальную красу" "в багрец и золото одетых лесов"
("Осень"), понять красоту примиренья "с подданным" и "торжества
прощенья" ("Пир Петра Первого") может только сердце, которому чувство
прекрасного не чуждо. Вспоминая все "чувства добрые", можно
упомянуть и надежду лирического героя Пушкина на лучшее. Наиболее ярко
она проявляется в стихотворении "Во глубине сибирских руд…". Именно
надежда нужна в "мрачном подземелье" для того, чтобы "любовь и
дружество" дошли "сквозь мрачные затворы". Следовательно, без этого
"доброго чувства" невозможны в жизни и все другие. Подводя
итоги, можно сказать, что жизненно необходимыми для Пушкина становятся
любовь и дружба. Это, пожалуй, единственный поэт в русской литературе, в
творчестве которого так ярко представлены "чувства добрые". Наверное,
именно они порождают тот оптимизм, который характерен для творчества
этого автора. |