Четверг, 18.04.2024, 03:39


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [252]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [453]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДИКТАНТЫ [11]

Главная » Статьи » ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ

Сочинение № 4. "Чувства добрые" в лирике А. С. Пушкина
Первый вариант
"Подлинное искусство – это… откровение", – писал С. П. Дягилев. А потому оно всегда вызывает у человека сильные чувства. Стихотворения, в которых поэт создает свое "второе я", своего лирического героя, несомненно, становятся откровениями. Творец показывает свой внутренний мир, свои духовные ценности и ждет отклика от читателя. Что же пытается пробудить в своем читателе поэт? Чаще всего – лучшие чувства, на которые этот читатель способен. К таким поэтам относится и А. С. Пушкин.
Стихотворения Пушкина направлены на то, чтобы возродить (речевая ошибка: здесь нужен глагол "пробудить") в людях "чувства добрые". Наверно, к таким чувствам можно отнести дружбу, любовь, веру и вообще гуманизм (речевая ошибка: гуманизм – не чувство; кроме того, в соответствии с темой следовало бы написать "чувство прекрасного" или "любовь к прекрасному"). Почему же эти чувства имели столь большое значение для поэта? Как он изображает их в своих стихах?
Для начала обратимся к философской лирике. Он (грамматическая ошибка: местоимение "он" или "она" можно употреблять, если в предыдущем предложении было названо какое-то лицо – Пушкин, автор, поэт) восклицает: "Да здравствуют нежные девы!", "Да здравствуют музы, да здравствует разум!", "Да здравствует солнце, да скроется тьма!" Самым важным в жизни поэта становятся любовь, искусство, разум и все светлое, возвышенное, прекрасное.
К этому высокому, вероятно, можно отнести дружбу. Она имела большое значение для Пушкина. В ранних лицейских стихах это пылкое юношеское чувство. С друзьями связано приятное времяпрепровождение ("Пирующие студенты"). И в стихотворении "К Пущину", написанном в 1815 году, юный поэт отмечает: "Веселье! Будь до гроба спутник верный наш, и пусть умрем мы оба при стуке полных чаш!" Но здесь Пушкин-лицеист впервые упоминает и о более значимом для друзей. Это их духовное родство. Пушкин называет Пущина "другом сердечным", а в стихотворении "Разлука" лирический герой определяет это родство как "святое братство". Дружба для поэта – это чувство, не подчиняющееся законам пространства (речевая ошибка: непонятно, при чем здесь законы пространства и как им можно подчиняться; следовало написать – неподвластное расстоянию). В стихотворении "19 октября" (1825 г.) лирический герой один, но воспоминания о друзьях разрушают его одиночество и грусть (речевая ошибка: одиночество и грусть нельзя разрушить, можно лишь развеять, в них можно утешить).
Дружба порождает доброту и желание почувствовать другого человека (речевая ошибка: не почувствовать, а разделить чувства). В стихотворении "Друзьям" Пушкин пишет: "И вашей радости беспечной сквозь слезы улыбнулся я". Будучи от них (грамматическая ошибка: в предыдущем предложении не было названо существительное, которое заменяется местоимением) далеко, он испытывает к ним (та же грамматическая ошибка) "чувства добрые". Он (вновь та же грамматическая ошибка) пытается понять и принять "брата" не только со всеми его радостями и бедами, но даже вместе с близкими тому людьми. Для лирического героя Пушкина вполне естественно было воскликнуть: "Пусть будут счастливы все, все твои друзья!" ("Разлука"). Только если близкий ему человек будет счастлив, возможно счастье и для самого автора.
Любовь – еще одно "чувство доброе". В ранней лирике лирический герой (речевая ошибка: тавтология, состоящая в контактном повторе однокоренных слов) Пушкина – романтик, а его любовь мучительна. Для него важна не столько сама героиня, сколько переживания "певца", его страдания. В 20-е годы любовь сливается (речевая ошибка: не сливается, а сближается, соотносится) с вдохновением. Так, в стихотворении "Погасло дневное светило…" поэт пишет: "Где пламенем страстей впервые чувства разгорались, где музы нежные мне тайно улыбались…" Именно благодаря вдохновению лирический герой может выражать свои "чувства добрые", в том числе и любовь, вызывая своими творениями ответный отклик (речевая ошибка: тавтология, так как отклик сам по себе может быть только ответом на что-либо) в душе читателя. Для Пушкина, как и для многих других известных поэтов, лирическая героиня становилась божеством ("Я помню чудное мгновенье…"). С ее нисхождением на землю поэт начинает жить и творить. Совершенно не похоже на раннюю любовную лирику стихотворение "Я Вас любил…", где для поэта важны прежде всего чувства лирической героини. Она уже не богиня, а реальный человек, который имеет право выбора. Сила любви (слово "любовь" уже столько раз повторялось, что лучше написать "чувство") настолько велика, что герой готов смириться с любым решением возлюбленной. Это истинный гуманизм (слово не подходит, так как его значение не соответствует контексту; следует написать о благородстве, высоте чувств).
Гуманизм, или человеколюбие – это также одно из "чувств добрых" (гуманизм – не чувство!). Примером может быть даже стихотворение "К Чаадаеву", где герой готов бороться за свободу народа и всей страны. (Следовало бы подтвердить свою мысль цитатой.) За это же выступали декабристы, совершенно не задумываясь о последствиях своего протеста (неясно, какое отношение конец предложения имеет к "чувствам добрым"). С ними вместе был и лирический герой Пушкина (фактическая ошибка или речевая неточность: лирический герой Пушкина, как и сам Пушкин, не был вместе с декабристами, он был им близок – духовно, во взглядах). Так, в стихотворении "Арион" он даже после смерти (неточность: не просто смерти, а гибели, то есть преждевременной, насильственной смерти) своих "попутчиков" продолжает петь "гимны прежние". Но у "таинственного певца", кроме его идей и "гимнов", было еще что-то (лучше – нечто). Это "беспечная вера", которая, возможно, стала для лирического героя одним из важнейших чувств (вера – не чувство!).
Помимо веры в идеи (вера может быть в добро, в человека и т. д., но не в идеи вообще), существует, конечно, вера в Бога, которая может полностью изменить человека. В стихотворении "Жил на свете рыцарь бедный…" вера и любовь к Деве Марии были единственным содержанием жизни героя, но это позволило ему попасть в "царство вечно". (Данный абзац, совершенно не относится к теме сочинения, поскольку вера не может рассматриваться в качестве "чувства доброго"; здесь скорее следовало бы написать о чувстве прекрасного, присущем Пушкину и его лирическому герою.)
Вспоминая все "чувства добрые", можно упомянуть и надежду лирического героя Пушкина на лучшее. Наиболее ярко она проявилась в стихотворении "Во глубине сибирских руд…". Именно надежда нужна в этом "мрачном подземелье" для того, чтобы "любовь и дружество" дошли "сквозь мрачные затворы". Следовательно, без этого (повтор местоимения) "доброго чувства" невозможны в жизни и все другие.
Подводя итоги, можно сказать, что к традиционным, жизненно необходимым чувствам веры, надежды, любви у А. С. Пушкина добавляется дружба. Это, пожалуй, единственный поэт в русской литературе, у которого так ярко представлены "чувства добрые". Конечно, многие из его последователей пытались отразить некоторые из тем (каких?), но не смогли сказать о жизненной необходимости всех этих чувств для человека. (Заключение очень слабое: во-первых, немотивированно выделяется именно дружба, во-вторых, нет логической связи между предложениями, а в-третьих, сильно принижаются все русские поэты, которые "не смогли" и которые почему-то все названы последователями Пушкина.)


Второй (исправленный) вариант
"Подлинное искусство – это… откровение", – писал С. П. Дягилев. А потому оно всегда вызывает у человека сильные чувства. Стихотворения, в которых поэт создает свое второе "я", своего лирического героя, несомненно, становятся откровениями. Творец показывает свой внутренний мир, свои духовные ценности и ждет отклика от читателя. Что же пытается пробудить в своем читателе поэт?
Стихотворения Пушкина направлены на то, чтобы пробудить в людях "чувства добрые". Наверное, к таким чувствам можно отнести дружбу, любовь и чувство прекрасного. Почему же они имели столь большое значение для поэта? Как он изображает их в своих стихах?
Для начала обратимся к философской лирике Пушкина. Он восклицает: "Да здравствуют нежные девы!", "Да здравствуют музы, да здравствует разум!", "Да здравствует солнце, да скроется тьма!" Самым важным в жизни поэта становится любовь, искусство, разум и все светлое, возвышенное, прекрасное.
К этому высокому, вероятно, можно отнести дружбу. Она имела большое значение для Пушкина. В ранних лицейских стихах это пылкое юношеское чувство. С друзьями связаны приятное времяпрепровождение и веселье, как в стихотворении "Пирующие студенты". И в стихотворении "К Пущину", написанном в 1815 году, юный поэт отмечает: "Веселье! Будь до гроба спутник верный наш, и пусть умрем мы оба при стуке полных чаш!" Но здесь Пушкин-лицеист впервые упоминает и о более значимом для друзей. Это их духовное родство. Пушкин называет Пущина "другом сердечным", а в стихотворении "Разлука" лирический герой говорит: "Святому братству верен я". Дружба для поэта – это чувство, неподвластное времени и расстоянию. В стихотворении "19 октября" (1825 г.) лирический герой один, но воспоминания о друзьях развеивают его одиночество и грусть. Вначале поэт говорит: "Печален я: со мною друга нет, с кем долгую запил бы я разлуку…" Но в последних строках он пишет: "Пускай же он с отрадой хоть печальной тогда сей день за чашей проведет, как ныне я, затворник ваш опальный, его провел без горя и забот".
Дружба рождает добро в душе и желание разделить чувства другого человека. В стихотворении "Друзьям" Пушкин пишет: "И вашей радости беспечной сквозь слезы улыбнулся я". Будучи далеко от своих друзей, он тем не менее испытывает к ним "чувства добрые". Поэт пытается понять и принять "брата" не только со всеми его радостями и бедами, но даже вместе с близкими тому людьми. Для лирического героя Пушкина вполне естественно было воскликнуть: "Пусть будут счастливы все, все твои друзья!" ("Разлука"). Только если близкий ему человек будет счастлив, возможно счастье и для самого автора.
Но счастье для поэта невозможно и без любви. Любовь – еще одно "чувство доброе". В ранних стихах лирический герой Пушкина – романтик, а любовь его мучительна. Для него важна не столько сама героиня, сколько переживания "певца", его страдания. В 20-е годы любовь сближается с вдохновением. Так, в стихотворении "Погасло дневное светило…" поэт пишет: "Где пламенем страстей впервые чувства разгорались, где музы нежные мне тайно улыбались…" Именно благодаря вдохновению лирический герой может выражать свои "чувства добрые", в том числе и любовь, вызывая своими творениями отклик в душе читателя. Для Пушкина, как и для многих других известных поэтов, лирическая героиня становится божеством ("Я помню чудное мгновенье…"). С ее нисхождением на землю поэт начинает жить и творить. Совершенно не похоже на раннюю любовную лирику стихотворение "Я Вас любил…", где для поэта важны прежде всего чувства лирической героини. Она уже не богиня, а реальный человек, который имеет право выбора. Сила чувства настолько велика, что герой готов смириться с любым решением возлюбленной. В этом проявляется его благородство и истинное человеколюбие.
Удивительно, что чувства личные, такие как любовь, поэт приравнивает к общественному, к желанию свободы. В стихотворении "К Чаадаеву" он пишет: "Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья". Борьбе за свободу "души прекрасные порывы" посвящали и декабристы. Им близок духовно и лирический герой Пушкина. Так, в стихотворении "Арион" он даже после гибели своих "попутчиков" продолжает петь "гимны прежние". Но у "таинственного певца", кроме его идей и "гимнов", было еще нечто. Это поэтический дар и чувство прекрасного.
Умение воспринимать прекрасное – в природе, в искусстве, в жизни – принципиально важно для Пушкина. Услышать "божественный глагол" ("Поэт"), увидеть "прощальную красу" "в багрец и золото одетых лесов" ("Осень"), понять красоту примиренья "с подданным" и "торжества прощенья" ("Пир Петра Первого") может только сердце, которому чувство прекрасного не чуждо.
Вспоминая все "чувства добрые", можно упомянуть и надежду лирического героя Пушкина на лучшее. Наиболее ярко она проявляется в стихотворении "Во глубине сибирских руд…". Именно надежда нужна в "мрачном подземелье" для того, чтобы "любовь и дружество" дошли "сквозь мрачные затворы". Следовательно, без этого "доброго чувства" невозможны в жизни и все другие.
Подводя итоги, можно сказать, что жизненно необходимыми для Пушкина становятся любовь и дружба. Это, пожалуй, единственный поэт в русской литературе, в творчестве которого так ярко представлены "чувства добрые". Наверное, именно они порождают тот оптимизм, который характерен для творчества этого автора.
Категория: ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ | Добавил: admin (26.05.2015)
Просмотров: 5130 | Теги: развитие речи, учимся писать выпускное сочинение, сочинение на отлично, сочинение критерии оценивания | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0