Первый вариант
19 век – один из самых сложных и
противоречивых периодов в истории нашей страны. Первая его четверть
связана с войной 1812 года. Россия тогда страдала от "великой армии"
злого гения, покорившего всю Европу. Конец 1825 года – время вступления
на престол Николая I. Его правление начинается с жестокой расправы над
декабристами: пятеро были повешены, более 120 сосланы в Сибирь на
поселение или на каторгу. А за этим последовали поспешные меры нового
царя по укреплению полицейского аппарата. Так было создано Третье
отделение. Особенно тяжелым для просвещенных людей России был цензурный
устав, прозванный "чугунным". Как же в такое время можно было сохранить
веру в лучшее будущее? Но люди жили и надеялись. (Введение чрезмерно
затянуто и не совсем соотносится с темой сочинения.)
Именно в
это время творил А. С. Пушкин. Отличительной чертой его лирики
становится (грамматическая ошибка: единственное число вместо
множественного, которое требуется при употреблении двух однородных
членов) оптимизм и чрезвычайное жизнелюбие (речевая ошибка: оптимизм и
жизнелюбие – одно и то же). (Фактическая ошибка: для лирики Пушкина
характерен не только оптимизм.) Конечно, были и в его жизни трагедии, но
всегда на смену кратковременному разочарованию (в чем?) приходило
желание жить (если речь идет о трагедии, то есть о страшном несчастье,
то оно не может здесь же называться кратковременным разочарованием;
кроме того, автор не совсем прав: конечно, несчастья в жизни Пушкина
были, но трагедии – вряд ли). Никакая цензура или правительственные
указы не смогли подавить его (желание жить в человеке и писателе вряд ли
могут уничтожить цензура или какие-либо указы).
Жизнелюбие и
вера в добро А. С. Пушкина (упоминание веры в добро не слишком
соотносится с темой сочинения) отражены в стихотворении "Если жизнь тебя
обманет…" (Важный содержательный недочет: ничего не сказано про то, что
для Пушкина характерно осмысление жизни и ее цели уже в
молодости, не упомянуты стихотворения "Телега жизни" и "Свободы сеятель
пустынный…".) Его лирический герой признает "унылое настоящее" (речевая
ошибка: можно признавать не настоящее, а его существование), но живет
сам и призывает жить других ради будущего. И стоит смириться с этим
"днем уныния", так как ему на смену все равно должен прийти "день
веселья". А в таком (непонятно – каком?) будущем даже минувшие беды
станут лишь "милыми".
А вот в стихотворении "Элегия" "годы
веселые" уже в прошлом и "печаль в душе" сильна. Но желание жить не
только не исчезает, но даже увеличивается. А связано это с тем, что
"будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья". Таким образом,
жизнелюбие лирического героя Пушкина вполне естественно, ведь все
закономерно (что – все?) и на смену печали придет радость (повтор того,
что уже было выражено цитатой).
Но для чего же
стоит жить, ждать и надеяться на лучшее? "Чтоб мыслить и страдать", –
отвечает на этот вопрос поэт. Таким образом (только что это вводное
слово было употреблено), разум становится необходимым для лирического
героя (речевая ошибка: не разум, а мысль, мышление – это понятия
разные!) настолько, что "день каждый, каждую годину привык я душой
провожать…" (грамматическая ошибка при цитировании: если цитата вводится
в виде косвенной речи, то нельзя употреблять в ней местоимение "я").
Характерно для этого героя и восклицание: "Не дай мне Бог сойти с ума".
Почему же разум имеет столь большое значение для Пушкина? Ведь
лирический герой "пел бы в пламенном бреду". Но, не имея разума (та же
речевая ошибка: не разум, а мысль, мышление), у него не было бы и воли
(грамматическая ошибка: деепричастный оборот должен относиться к тому же
действующему лицу, что и сказуемое, а действующего лица в предложении
нет), его "запрут". Следовательно, воля невозможна без разума.Кроме
ума (вновь та же речевая ошибка: не разум, а мысль, мышление),
необходимы, конечно, чувства, любовь (непонятно почему). И даже
страданья дороги, так как они отражение души (речевая ошибка: страданья
не могут быть отражением души). "И все, чем я страдал, и все, что сердцу
мило…" (содержательный недочет: нельзя вводить цитаты подобным образом,
не называя текста, не формулируя положения, которое должна эта цитата
подтвердить). Все потому, что боль в душе – это и воспоминания,
свидетельствующие о прекрасном чувстве, без которого невозможна жизнь:
"И сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может".
Оптимизм, характерный для лирического героя Пушкина (неточность: не
оптимизм, а желание жить), связан прежде всего именно с любовью. И "дни
веселья" – это мгновения настоящей жизни, которые приходят вместе с
большим чувством. Доказательством этого становится стихотворение "Я
помню чудное мгновенье…", лирический герой которого по-настоящему живет
лишь в моменты появления "гения чистой красоты". А страданья еще дороги и
потому (неправильный порядок слов: правильно – "страданья дороги еще и
потому"), что в "слезах утешенья" душа "горькое находит наслажденье". И
лирический герой Пушкина делает вывод: "Мне дорого любви моей мученье –
пускай умру, но пусть умру любя!" (повтор содержательного недочета:
нельзя вводить цитаты, не называя текста, иначе создается впечатление,
что цитата – из стихотворения "Я помню чудное мгновенье…", а это уже
будет расценено как фактическая ошибка).
И все для себя важное
поэт объединяет в стихотворении "Вакхическая песня" (глагол
"объединяет" не совсем точно называет то, что хотел сказать автор
работы, поскольку обозначает "создавать единое целое"; кроме того,
непонятно, что такое – "все важное"). Лирический герой восклицает: "Да
здравствуют нежные девы!", "Да здравствуют музы, да здравствует разум",
"Да здравствует солнце, да скроется тьма!" Все это (непонятно, что
"это") связано с Вакхом, богом вина и наслаждения. (Несколько важных
содержательных ошибок: во-первых, автор ограничился цитатами, не раскрыв
их содержание и не написав, что поэт прославляет любовь, искусство,
человеческий разум и вообще все светлое и прекрасное в жизни, связанное с
символическим образом света; во-вторых, Вакх, особенно как бог вина и
наслаждения, не столь важен, чтобы его упоминать специально, в-третьих,
нарушена логика изложения, так как более раннее стихотворение
рассматривается после более поздних, и, наконец, не только не
анализируются, но даже не упоминаются стихотворения "Пора, мой друг,
пора…", "Из Пиндемонти", "Вновь я посетил…".)
Гениальность А.
С. Пушкина заключается в том, что он понимал и видел (следовало бы
поменять глаголы местами: прежде видел, а потом уж понимал)
необходимость и разума, и чувств в человеческой жизни. В дальнейшем в
литературе существовал постоянный спор (речевая ошибка: спор
существовать, да еще в дальнейшем, не может – можно сказать "шли споры"
или "существовали разногласия") о значении рационального и духовного для
человека (духовное – связанное с внутренним миром, следовательно,
включает в себя и рациональное, интеллектуальное, и душевное,
эмоциональное), в котором участвовали писатели и поэты 19 и 20 вв.
(слишком расплывчато). (В качестве важного недостатка сочинения нужно
выделить неумение автора акцентировать внимание на философском аспекте
стихов Пушкина, его размышлениях о смысле жизни и ценностях бытия.)
Второй (исправленный) вариант
Кто
из нас не задумывался о смысле жизни? Для чего мы родились? Каково наше
предназначение в жизни? Конечно, этот вопрос ставит перед собой любой
мыслящий человек, и каждый отвечает на него по-разному. Мне особенно
интересно понять, в чем состоит смысл жизни для писателя, поэта.
Действительно, этот вопрос стал одним из основных в философской лирике
многих поэтов. И, конечно, интересно посмотреть, как представляет эту
тему творец поистине гениальный – А. С. Пушкин.
Попытка
осмыслить жизнь появляется еще в ранней лирике поэта. Ярким примером
служит стихотворение "Телега жизни", где, вероятно, представлены три
этапа жизни человека: юность, зрелость и старость. Для юности характерен
вечный порыв ("Кричим: пошел!..") и опрометчивость. Зрелость связана со
зрелыми суждениями и реализмом. "Косогоры и овраги" уже не кажутся
столь безопасными, пропадает отвага, присущая юности. А вот старость –
это уже время, когда человек "дремлет", то есть не вполне живет.
Конечная станция – это место "ночлега". Но, может быть, наступит новый
день, новая жизнь? Вероятно, душа находится в вечном странствовании, а
сегодняшняя жизнь – лишь один день вечности.
Более трагично
стихотворение "Свободы сеятель пустынный…", в котором меняется
представление лирического героя о мире, а соответственно, и смысл его
жизни. Раньше его существование заключалось в том, чтобы "в порабощенные
бразды" бросать "живительное семя". Но теперь лирический герой уверен,
что стадам не нужны "дары свободы", что их "не разбудит чести клич".
Перед поэтом встает вопрос о необходимости переосмысления ценностей, и
это причиняет ему страдания.
Но для лирического героя Пушкина
характерно прежде всего жизнелюбие, которое отражено в стихотворении
"Вакхическая песня" Он восклицает: "Да здравствуют нежные девы!", "Да
здравствуют музы, да здравствует разум", "Да здравствует солнце, да
скроется тьма!" Самым важным в жизни поэта становится любовь, искусство,
разум и все светлое, возвышенное и прекрасное.
И вот в 1826
году Пушкин пишет стихотворение "Пророк", где точно формулирует, в чем
состоит смысл его жизни: "Глаголом жечь сердца людей". Это задача,
поставленная самим Богом (не очень удачная формулировка, когда речь идет
о Боге): "И Бога глас ко мне воззвал…" Но этому пониманию смысла жизни
предшествовало полное перерождение лирического героя ("отверзлись вещие
зеницы", "внял я неба содроганье").
В том же году была
написана "Зимняя дорога", где не просто описывается зимний пейзаж, а
показывается такой этап жизни человека, как зрелость. Для лирического
героя наступило то время, о котором он упоминал еще в стихотворении
"Телега жизни": "Но в полдень нет уж той отваги; порастрясло нас…" Жизнь
стала "печальна", "скучна", "однозвучна" и даже "утомительна". Это тот
период, когда исчезает "разгулье удалое" юности и остаются лишь "глушь и
снег".
Постепенно в лирике поэта появляются и размышления о
смерти. Ярче всего они представлены в стихотворении "Брожу ли я вдоль
улиц шумных…". Мысли о смерти лирического героя не ужасают, он
воспринимает конец жизни как нечто неизбежное: "Мы все сойдем под вечны
своды…" Он пишет: "И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть…"
Так автор соединяет два противоположных, но невозможных друг без друга
понятия: жизнь и смерть. И как бы в противовес увядающей жизни человека
остается "вечная краса" природы (а ведь о необходимости прекрасного
Пушкин писал еще в стихотворении "Вакхическая песня").
Жизнелюбие
поэта отражено и в стихотворении "Элегия", где он пишет: "Но не хочу, о
други, умирать; / Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать". Вот в чем
заключается теперь смысл жизни для лирического героя. Составная часть
этого страдания, без которого немыслима жизнь, и в то же время
величайшая радость – любовь. И здесь нужно возвратиться к более раннему
творчеству Пушкина, когда лирический герой стихотворения "Желание"
воскликнул: "Мне дорого любви моей мученье – пускай умру, но пусть умру
любя". Важно то, что с большим чувством у поэта обязательно связаны и
слезы. "Я слезы лью; мне слезы – утешенье; моя душа… в них горькое
находит наслажденье", – пишет он в "Желании". А в стихотворении "Погасло
дневное светило…" появляется такая строка: "Чувствую: в очах родились
слезы вновь…"
По-другому представлена жизнь и ее смысл в
стихотворении "Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…". Лирический
герой вновь возвращается мыслями к смерти и приходит к довольно
грустному выводу о том, что в жизни "счастья нет, а есть покой и воля".
Гениальность А. С. Пушкина особенно ярко проявляется в последних строках
стихотворения: "Замыслил я побег в обитель дальнюю трудов и чистых
нег". Куда же? Возможно, это деревня, где на поэта снисходит
вдохновенье. Не исключено, что это монастырь ("обитель"). Но я больше
склоняюсь к мысли, что это рай. Однако любой читатель может
придерживаться своей точки зрения.
Все чаще начинает зрелый
Пушкин задумываться о будущих "внуках", о вечности природы и краткости и
непрочности жизни человека. Бессмертная природа как бы связывает многие
поколения.
На различных этапах творчества Пушкин видит смысл
жизни в разном, но всегда верит, что есть что-то, ради чего стоит жить.
Гениальность поэта заключается в том, что он видит и понимает
необходимость и разума, и чувства в человеческой жизни. И это то, чему
научились у него многие другие русские писатели и поэты – от Л. Толстого
и Ф. Достоевского до Б. Пастернака и И. Бродского.