Четверг, 08.12.2016, 08:57

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [320]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [86]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [451]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ

Сочинение № 3. "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…" (По лирике А. С. Пушкина)
Первый вариант
19 век – один из самых сложных и противоречивых периодов в истории нашей страны. Первая его четверть связана с войной 1812 года. Россия тогда страдала от "великой армии" злого гения, покорившего всю Европу. Конец 1825 года – время вступления на престол Николая I. Его правление начинается с жестокой расправы над декабристами: пятеро были повешены, более 120 сосланы в Сибирь на поселение или на каторгу. А за этим последовали поспешные меры нового царя по укреплению полицейского аппарата. Так было создано Третье отделение. Особенно тяжелым для просвещенных людей России был цензурный устав, прозванный "чугунным". Как же в такое время можно было сохранить веру в лучшее будущее? Но люди жили и надеялись. (Введение чрезмерно затянуто и не совсем соотносится с темой сочинения.)
Именно в это время творил А. С. Пушкин. Отличительной чертой его лирики становится (грамматическая ошибка: единственное число вместо множественного, которое требуется при употреблении двух однородных членов) оптимизм и чрезвычайное жизнелюбие (речевая ошибка: оптимизм и жизнелюбие – одно и то же). (Фактическая ошибка: для лирики Пушкина характерен не только оптимизм.) Конечно, были и в его жизни трагедии, но всегда на смену кратковременному разочарованию (в чем?) приходило желание жить (если речь идет о трагедии, то есть о страшном несчастье, то оно не может здесь же называться кратковременным разочарованием; кроме того, автор не совсем прав: конечно, несчастья в жизни Пушкина были, но трагедии – вряд ли). Никакая цензура или правительственные указы не смогли подавить его (желание жить в человеке и писателе вряд ли могут уничтожить цензура или какие-либо указы).
Жизнелюбие и вера в добро А. С. Пушкина (упоминание веры в добро не слишком соотносится с темой сочинения) отражены в стихотворении "Если жизнь тебя обманет…" (Важный содержательный недочет: ничего не сказано про то, что для Пушкина характерно осмысление жизни и ее цели уже в молодости, не упомянуты стихотворения "Телега жизни" и "Свободы сеятель пустынный…".) Его лирический герой признает "унылое настоящее" (речевая ошибка: можно признавать не настоящее, а его существование), но живет сам и призывает жить других ради будущего. И стоит смириться с этим "днем уныния", так как ему на смену все равно должен прийти "день веселья". А в таком (непонятно – каком?) будущем даже минувшие беды станут лишь "милыми".
А вот в стихотворении "Элегия" "годы веселые" уже в прошлом и "печаль в душе" сильна. Но желание жить не только не исчезает, но даже увеличивается. А связано это с тем, что "будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья". Таким образом, жизнелюбие лирического героя Пушкина вполне естественно, ведь все закономерно (что – все?) и на смену печали придет радость (повтор того, что уже было выражено цитатой).

Но для чего же стоит жить, ждать и надеяться на лучшее? "Чтоб мыслить и страдать", – отвечает на этот вопрос поэт. Таким образом (только что это вводное слово было употреблено), разум становится необходимым для лирического героя (речевая ошибка: не разум, а мысль, мышление – это понятия разные!) настолько, что "день каждый, каждую годину привык я душой провожать…" (грамматическая ошибка при цитировании: если цитата вводится в виде косвенной речи, то нельзя употреблять в ней местоимение "я"). Характерно для этого героя и восклицание: "Не дай мне Бог сойти с ума". Почему же разум имеет столь большое значение для Пушкина? Ведь лирический герой "пел бы в пламенном бреду". Но, не имея разума (та же речевая ошибка: не разум, а мысль, мышление), у него не было бы и воли (грамматическая ошибка: деепричастный оборот должен относиться к тому же действующему лицу, что и сказуемое, а действующего лица в предложении нет), его "запрут". Следовательно, воля невозможна без разума.
Кроме ума (вновь та же речевая ошибка: не разум, а мысль, мышление), необходимы, конечно, чувства, любовь (непонятно почему). И даже страданья дороги, так как они отражение души (речевая ошибка: страданья не могут быть отражением души). "И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило…" (содержательный недочет: нельзя вводить цитаты подобным образом, не называя текста, не формулируя положения, которое должна эта цитата подтвердить). Все потому, что боль в душе – это и воспоминания, свидетельствующие о прекрасном чувстве, без которого невозможна жизнь: "И сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может". Оптимизм, характерный для лирического героя Пушкина (неточность: не оптимизм, а желание жить), связан прежде всего именно с любовью. И "дни веселья" – это мгновения настоящей жизни, которые приходят вместе с большим чувством. Доказательством этого становится стихотворение "Я помню чудное мгновенье…", лирический герой которого по-настоящему живет лишь в моменты появления "гения чистой красоты". А страданья еще дороги и потому (неправильный порядок слов: правильно – "страданья дороги еще и потому"), что в "слезах утешенья" душа "горькое находит наслажденье". И лирический герой Пушкина делает вывод: "Мне дорого любви моей мученье – пускай умру, но пусть умру любя!" (повтор содержательного недочета: нельзя вводить цитаты, не называя текста, иначе создается впечатление, что цитата – из стихотворения "Я помню чудное мгновенье…", а это уже будет расценено как фактическая ошибка).
И все для себя важное поэт объединяет в стихотворении "Вакхическая песня" (глагол "объединяет" не совсем точно называет то, что хотел сказать автор работы, поскольку обозначает "создавать единое целое"; кроме того, непонятно, что такое – "все важное"). Лирический герой восклицает: "Да здравствуют нежные девы!", "Да здравствуют музы, да здравствует разум", "Да здравствует солнце, да скроется тьма!" Все это (непонятно, что "это") связано с Вакхом, богом вина и наслаждения. (Несколько важных содержательных ошибок: во-первых, автор ограничился цитатами, не раскрыв их содержание и не написав, что поэт прославляет любовь, искусство, человеческий разум и вообще все светлое и прекрасное в жизни, связанное с символическим образом света; во-вторых, Вакх, особенно как бог вина и наслаждения, не столь важен, чтобы его упоминать специально, в-третьих, нарушена логика изложения, так как более раннее стихотворение рассматривается после более поздних, и, наконец, не только не анализируются, но даже не упоминаются стихотворения "Пора, мой друг, пора…", "Из Пиндемонти", "Вновь я посетил…".)
Гениальность А. С. Пушкина заключается в том, что он понимал и видел (следовало бы поменять глаголы местами: прежде видел, а потом уж понимал) необходимость и разума, и чувств в человеческой жизни. В дальнейшем в литературе существовал постоянный спор (речевая ошибка: спор существовать, да еще в дальнейшем, не может – можно сказать "шли споры" или "существовали разногласия") о значении рационального и духовного для человека (духовное – связанное с внутренним миром, следовательно, включает в себя и рациональное, интеллектуальное, и душевное, эмоциональное), в котором участвовали писатели и поэты 19 и 20 вв. (слишком расплывчато). (В качестве важного недостатка сочинения нужно выделить неумение автора акцентировать внимание на философском аспекте стихов Пушкина, его размышлениях о смысле жизни и ценностях бытия.)


Второй (исправленный) вариант
Кто из нас не задумывался о смысле жизни? Для чего мы родились? Каково наше предназначение в жизни? Конечно, этот вопрос ставит перед собой любой мыслящий человек, и каждый отвечает на него по-разному. Мне особенно интересно понять, в чем состоит смысл жизни для писателя, поэта. Действительно, этот вопрос стал одним из основных в философской лирике многих поэтов. И, конечно, интересно посмотреть, как представляет эту тему творец поистине гениальный – А. С. Пушкин.
Попытка осмыслить жизнь появляется еще в ранней лирике поэта. Ярким примером служит стихотворение "Телега жизни", где, вероятно, представлены три этапа жизни человека: юность, зрелость и старость. Для юности характерен вечный порыв ("Кричим: пошел!..") и опрометчивость. Зрелость связана со зрелыми суждениями и реализмом. "Косогоры и овраги" уже не кажутся столь безопасными, пропадает отвага, присущая юности. А вот старость – это уже время, когда человек "дремлет", то есть не вполне живет. Конечная станция – это место "ночлега". Но, может быть, наступит новый день, новая жизнь? Вероятно, душа находится в вечном странствовании, а сегодняшняя жизнь – лишь один день вечности.
Более трагично стихотворение "Свободы сеятель пустынный…", в котором меняется представление лирического героя о мире, а соответственно, и смысл его жизни. Раньше его существование заключалось в том, чтобы "в порабощенные бразды" бросать "живительное семя". Но теперь лирический герой уверен, что стадам не нужны "дары свободы", что их "не разбудит чести клич". Перед поэтом встает вопрос о необходимости переосмысления ценностей, и это причиняет ему страдания.
Но для лирического героя Пушкина характерно прежде всего жизнелюбие, которое отражено в стихотворении "Вакхическая песня" Он восклицает: "Да здравствуют нежные девы!", "Да здравствуют музы, да здравствует разум", "Да здравствует солнце, да скроется тьма!" Самым важным в жизни поэта становится любовь, искусство, разум и все светлое, возвышенное и прекрасное.
И вот в 1826 году Пушкин пишет стихотворение "Пророк", где точно формулирует, в чем состоит смысл его жизни: "Глаголом жечь сердца людей". Это задача, поставленная самим Богом (не очень удачная формулировка, когда речь идет о Боге): "И Бога глас ко мне воззвал…" Но этому пониманию смысла жизни предшествовало полное перерождение лирического героя ("отверзлись вещие зеницы", "внял я неба содроганье").
В том же году была написана "Зимняя дорога", где не просто описывается зимний пейзаж, а показывается такой этап жизни человека, как зрелость. Для лирического героя наступило то время, о котором он упоминал еще в стихотворении "Телега жизни": "Но в полдень нет уж той отваги; порастрясло нас…" Жизнь стала "печальна", "скучна", "однозвучна" и даже "утомительна". Это тот период, когда исчезает "разгулье удалое" юности и остаются лишь "глушь и снег".
Постепенно в лирике поэта появляются и размышления о смерти. Ярче всего они представлены в стихотворении "Брожу ли я вдоль улиц шумных…". Мысли о смерти лирического героя не ужасают, он воспринимает конец жизни как нечто неизбежное: "Мы все сойдем под вечны своды…" Он пишет: "И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть…" Так автор соединяет два противоположных, но невозможных друг без друга понятия: жизнь и смерть. И как бы в противовес увядающей жизни человека остается "вечная краса" природы (а ведь о необходимости прекрасного Пушкин писал еще в стихотворении "Вакхическая песня").
Жизнелюбие поэта отражено и в стихотворении "Элегия", где он пишет: "Но не хочу, о други, умирать; / Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать". Вот в чем заключается теперь смысл жизни для лирического героя. Составная часть этого страдания, без которого немыслима жизнь, и в то же время величайшая радость – любовь. И здесь нужно возвратиться к более раннему творчеству Пушкина, когда лирический герой стихотворения "Желание" воскликнул: "Мне дорого любви моей мученье – пускай умру, но пусть умру любя". Важно то, что с большим чувством у поэта обязательно связаны и слезы. "Я слезы лью; мне слезы – утешенье; моя душа… в них горькое находит наслажденье", – пишет он в "Желании". А в стихотворении "Погасло дневное светило…" появляется такая строка: "Чувствую: в очах родились слезы вновь…"
По-другому представлена жизнь и ее смысл в стихотворении "Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…". Лирический герой вновь возвращается мыслями к смерти и приходит к довольно грустному выводу о том, что в жизни "счастья нет, а есть покой и воля". Гениальность А. С. Пушкина особенно ярко проявляется в последних строках стихотворения: "Замыслил я побег в обитель дальнюю трудов и чистых нег". Куда же? Возможно, это деревня, где на поэта снисходит вдохновенье. Не исключено, что это монастырь ("обитель"). Но я больше склоняюсь к мысли, что это рай. Однако любой читатель может придерживаться своей точки зрения.
Все чаще начинает зрелый Пушкин задумываться о будущих "внуках", о вечности природы и краткости и непрочности жизни человека. Бессмертная природа как бы связывает многие поколения.
На различных этапах творчества Пушкин видит смысл жизни в разном, но всегда верит, что есть что-то, ради чего стоит жить. Гениальность поэта заключается в том, что он видит и понимает необходимость и разума, и чувства в человеческой жизни. И это то, чему научились у него многие другие русские писатели и поэты – от Л. Толстого и Ф. Достоевского до Б. Пастернака и И. Бродского.
Категория: ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ | Добавил: admin (26.05.2015)
Просмотров: 389 | Теги: развитие речи, учимся писать выпускное сочинение, сочинение на отлично, сочинение критерии оценивания | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0