Суббота, 10.12.2016, 08:04

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [320]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [86]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [451]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ

Сочинение № 2. "В мой жестокий век восславил я свободу…" (Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина)
Первый вариант
29 января 1937 года вся страна была в трауре (неточность: во-первых, какая страна, а во-вторых, не вся страна, а образованные или хотя бы грамотные люди): умер Александр Сергеевич Пушкин. Последующие два дня его дом был полон народу: более десяти тысяч человек пришло проститься с гениальным поэтом. "Нет, весь я не умру", – писал Пушкин. Нам остались его бессмертные поэтические творения.
Каковы же основные темы его стихотворений? Это и лирика дружбы, и любовная лирика. Большое значение Пушкин придавал размышлениям о назначении поэта и поэзии, но я бы хотела рассмотреть вольнолюбивую лирику. (Почему именно вольнолюбивую? Это следует как-то обосновать.)
Одно из самых ранних произведений на эту тему – ода "Вольность", написанная в 1817 году. Сам жанр оды предполагает восхваление; но совсем не царя, как это было ранее (Ломоносов, Державин) собирается прославлять (во-первых, следовало бы написать имена поэтов не в скобках, как в сугубо научном тексте, а ввести их в предложение: "как это было ранее в произведениях Ломоносова и Державина", во-вторых, нельзя ничего не сказать о знаменитой в свое время оде А. Радищева, чье название воспроизводит Пушкин) поэт: "Хочу воспеть Свободу миру, на тронах поразить порок". Цель лирического героя – это попытка поддержать рабов.
Вероятно, в его представлении существует два мира: тот, где царит "Рабства грозный Гений", и другой, где правит "святая Вольность", то есть свобода, данная Богом. В стихотворении складывается следующая иерархия (речевая ошибка: иерархия не складывается, а строится): во главе всего – Бог, поражающий "преступленье свысока", затем Закон, а ниже – царь и народ. В мире рабства, в отличие от мира вольности, эта связь нарушается, то есть кто-то начинает управлять Законом. В этом смысле (непонятно, в каком смысле: следовало написать "перед законом", "перед ним") и царь, и народ равны ("…Горе племенам… где иль народу, иль царям Законом властвовать возможно!"). Именно такой мир Рабства окружал императора Павла. (Как может окружать не мир в прямом смысле слова, а мир рабства? Здесь следовало написать "существовал при Павле".) Здесь царит "тьма ночная", живут "звери", здесь, вероятно, "отверсты" врата ада. И лишь "народов вольность и покой" действительно могут исправить этот мир, став "вечной стражей трона". Таким образом, свобода в сочетании с Законом (неточность: не в сочетании, а связанная) становится обязательной в этом мире (либо фактическая, либо речевая ошибка: свобода отнюдь не обязательна, она – идеал) для лирического героя данного (речевая ошибка: официально-деловое слово в сочинении неуместно, надо написать – этого) стихотворения. А то, что может ее подавить, – это рабство. (Последнее предложение совершенно излишне, так как повторяет уже высказанную мысль.)
Та же "святая вольность" появляется (наверное, не сама появляется, а описывается, становится главной темой и так далее) в стихотворении "К Чаадаеву". Лишь свобода может зажечь сердца. И герой (лирический герой!) искренне верит в "звезду пленительного счастья", но лишь вольность может дать (лучше – подарить) это счастье. Теперь уже обязательным условием воцарения свободы становятся "обломки самовластья". Если в оде "Вольность" лирический герой был прежде всего наблюдателем, то в стихотворении "К Чаадаеву" он сам готов отречься от "любви, надежды, тихой славы", заменив их, может быть, на чувства патриотизма и любви к Отечеству (речевая ошибка: патриотизм и любовь к отечеству – это одно и то же). (Следовало бы написать о том, что в тексте Пушкина любовь к родине уподобляется любви к женщине.)
К вольнолюбивой лирике относится и стихотворение "Деревня". Оно условно разделено на две совершенно разные (не совсем точно – части стихотворения противопоставлены и в то же время соотнесены) части. Природа, познание истины, свобода души противопоставляются "Невежества убийственному Позору", Рабству. И опять у лирического героя Пушкина "в груди… горит жар", а главным врагом Свободы вновь становится Рабство. Но "Деревня", в отличие от стихотворения "К Чаадаеву", заканчивается вопросом. Лирический герой уже не уверен в том, "взойдет ли, наконец, прекрасная Заря". И если раньше самодержавие свергалось (свергать самодержавие стихами нельзя, можно призывать к его свержению!), то теперь поэт восклицает: "Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный и Рабство, падшее по манию царя".
Совершенно меняется настроение героя в стихотворении "Свободы сеятель пустынный…". В том, что он боролся против рабства, лирический герой видит теперь лишь потерянное время. "Я вышел рано, до звезды", – говорит он, понимая, что страна (неточность: не страна, а народ) еще не готова к свободе, еще не взошла "звезда пленительного счастья". "К чему стадам дары свободы?" Таким образом, лирический герой видит народ безвольным стадом, не желающим проснуться от "чести клича". И то, что ранее поэту казалось возмутительным, ужасным, теперь становится вполне закономерным (речевая ошибка: не закономерным, а понятным).
И наконец, одно из самых последних стихотворений Пушкина на тему свободы – "Из Пиндемонти". (Очень грубая содержательная ошибка, лишающая автора шансов на хорошую отметку: ничего не сказано о верности идеалам декабризма, провозглашенной в стихотворениях "Арион" и "Во глубине сибирских руд…", а также о философском осмыслении соотношения деспотизма и рабства в стихотворении "Анчар".) Теперь то, что ценится большинством (может быть, лучше сказать – многими, вспомнив хотя бы стихотворение "Свободы сеятель пустынный…") людей, героя совершенно не волнует. Он отвергает (точнее – не ценит) систему ценностей других, а вводит свою, подготовленную (точнее – сформулированную или выработанную) еще в стихотворении "Деревня". Сперва он учится "не завидовать судьбе злодея иль глупца – в величии неправом". А потом (лучше употребить наречие позже) говорит: "Не дорого ценю я громкие права, от коих не одна кружится голова…" На первом месте оказываются независимость и свобода (следует добавить – духовная или внутренняя), необходимые герою. Для него особенно важна гармония внутри себя самого. Он не желает зависеть ни от царя, ни от народа.
Таким образом, лирический герой вольнолюбивой лирики (следует написать – чьей!) все время меняется. Сначала это юный романтик, готовый пожертвовать своей жизнью на благо Отечества. Но вскоре его пылкость и вера сменяются сомнениями. А неуверенность, в свою очередь, приводит к полному разочарованию, к пониманию того, что "стадам" не нужна свобода. Лирический герой становится реалистом. И последнее изменение в герое – это новая система ценностей. Теперь вольностью для него становятся "божественные красоты природы" (речевая ошибка: "красоты" становиться вольностью не могут, в них можно видеть эту вольность). (Толкование эволюции понимания свободы Пушкиным слишком прямолинейно.)
Герой Пушкина понял, что для него есть свобода. Но в его творчестве тема свободы, важная для русских поэтов, далеко не исчерпана, чему свидетельством могут служить стихи Лермонтова и Некрасова.
Сочинение довольно интересное, но трактующее тему свободы в лирике Пушкина неполно и несколько прямолинейно.


Второй (исправленный) вариант

29 января 1937 года все грамотные люди страны были в трауре: умер Александр Сергеевич Пушкин. Последующие два дня его дом был полон народу: более десяти тысяч человек пришло проститься с гениальнейшим русским поэтом. "Нет, весь я не умру", – писал Пушкин. Действительно, нам остались его бессмертные творения. Александр Сергеевич был талантливым прозаиком, но прежде всего он, конечно же, был поэтом.
Каковы же основные темы его стихотворений? Это и лирика дружбы, и любовная лирика. Большое значение Пушкин придавал размышлениям о назначении поэта и поэзии, о смысле человеческой жизни вообще, но наиболее интересна его вольнолюбивая лирика.
Одно из самых ранних произведений на эту тему – ода "Вольность", написанная в 1817 году. Задолго до Пушкина оду с таким же названием написал А. Н. Радищев, но содержание стихотворений, написанных на одну и ту же тему, различно.
Сам жанр оды предполагает восхваление; но совсем не царя, как это было ранее в произведениях Ломоносова и Державина, восхваляет поэт: "Хочу воспеть Свободу миру, на тронах поразить порок". Цель лирического героя – это попытка поддержать "рабов".
Вероятно, в его представлении существует два мира: тот, где царит "Рабства грозный Гений", и другой, где правит "святая Вольность", то есть свобода, данная Богом. В стихотворении строится следующая иерархия: во главе всего – Бог, поражающий "преступленье свысока", затем Закон, а ниже – царь и народ. В "мире Рабства", в отличие от "мира Вольности", эта связь нарушается, то есть кто-то начинает управлять Законом, а перед ним и царь, и народ равны ("…Горе племенам, где иль народу, иль царям Законом властвовать возможно!").
Именно такой мир Рабства существовал при императоре Павле. Здесь царит "тьма ночная", живут "звери", здесь, вероятно, "отверсты" врата ада. И лишь "народов вольность и покой" действительно могут исправить этот мир, став "вечной стражей трона". И если Радищев приветствует борьбу против самодержавия, именно это считая вольностью, то для лирического героя Пушкина идеалом становится свобода, неразрывно связанная с законом.
О такой же свободе поэт пишет в стихотворении "Андрей Шенье": "Закон, на вольность опершись, провозгласил равенство". Здесь "священная свобода" уже становится "Богиней чистой".
"Святая вольность" становится главной темой в стихотворении "К Чаадаеву". Лишь свобода может зажечь сердца. Ее ожидание сродни ожиданию "минуты верного свиданья" с возлюбленной. Таким образом, личные чувства уступают место свободолюбивым порывам, обращенным к Отечеству. Лирический герой искренне верит в "звезду пленительного счастья", но лишь вольность может дать даровать это счастье. Теперь уже обязательным условием воцарения свободы становятся "обломки самовластья". Если в оде "Вольность" лирический герой был наблюдателем и человеком, поучающим других, то в стихотворении "К Чаадаеву" он сам готов отречься от "любви, надежды, тихой славы", заменив их патриотическим чувством.
К вольнолюбивой лирике относится и стихотворение "Деревня". Оно условно разделено на две противопоставленные, но и сопоставленные части. Идиллическая природа, познание истины, свобода души противопоставляются "Невежества убийственному Позору", Рабству. И вновь у лирического героя Пушкина "в груди… горит жар", а главным врагом Свободы вновь становится Рабство. Но "Деревня", в отличие от стихотворения "К Чаадаеву", заканчивается вопросом. Лирический герой уже не уверен в том, "взойдет ли, наконец, прекрасная Заря". И если раньше самодержавие порицалось, то теперь поэт восклицает: "Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный и Рабство, падшее по манию царя".
Совершенно меняется настроение лирического героя в стихотворении "Свободы сеятель пустынный…". В борьбе против рабства он видит теперь лишь потерянное время. "Я вышел рано, до звезды", – говорит он, понимая, что народ еще не готов к свободе, еще не взошла "звезда пленительного счастья". "К чему стадам дары свободы?" – восклицает Пушкин. Таким образом, лирический герой видит народ безвольным стадом, не желающим проснуться от "чести клича". И то, что ранее поэту казалось возмутительным, ужасным, теперь становится вполне понятным.
Но эта безысходность вновь сменяется надеждой в стихотворении "Во глубине сибирских руд…". Даже "мрачное подземелье" и "мрачные затворы" не способны задержать "свободный глас" поэта. Мысли о вольности сохранились благодаря "гордому терпенью". Если "стаду" свобода и не нужна, то у людей с "высокими стремленьями" надежда на нее осталась.
Слышится "свободный глас" певца и в стихотворении "Арион". Это вновь "гимны" вольности, в которую верят герои.
А вот полное отсутствие свободы приводит к трагедии. И об этом пишет Пушкин в стихотворении "Анчар". Животные и птицы оказываются мудрее людей – их ничто не заставит приблизиться к "древу яда". И лишь человек может "властным взглядом" послать другого к анчару. И два от природы и от Бога равных человека, "непобедимый владыка" и "бедный раб", оба виноваты в гибели "соседей в чуждых пределах".
И наконец, одно из последних стихотворений Пушкина на тему свободы – "Из Пиндемонти". Теперь то, что ценится многими, героя совершенно не волнует. Он пренебрегает системой ценностей других, а вводит свою, выработанную еще лирическим героем стихотворения "Деревня". Сперва он учится "не завидовать судьбе злодея иль глупца – в величии неправом", а потом говорит: "Не дорого ценю я громкие права, от коих не одна кружится голова…" На первом месте для героя оказывается духовная свобода. Для него особенно важна внутренняя гармония. Он не желает зависеть ни от царя, ни от народа.
Таким образом, лирический герой вольнолюбивой лирики А. С. Пушкина все время меняется. Сначала это юный романтик, готовый пожертвовать своей жизнью для блага Отечества. Но вскоре его пылкость и вера сменяются сомнениями в том, "взойдет ли наконец прекрасная заря". А неуверенность, в свою очередь, приводит к разочарованию, к осознанию того, что "стаду" не нужна свобода. Но надежды на лучшее возрождаются опять в стихах, посвященных друзьям-декабристам. И последнее изменение в герое – это новая система ценностей. Теперь вольностью для него становится не политическая свобода, а личная независимость. И все-таки в стихотворении "Я памятник себе воздвиг…" он утверждает, что "долго будет любезен народу" прежде всего тем, что "восславил свободу".
Герой Пушкина понял, что для него есть свобода. Но в его творчестве тема свободы, политической и духовной, важная для русских поэтов, далеко не исчерпана, чему свидетельством могут служить стихи как Лермонтова и Некрасова, так и Маяковского, Пастернака, Бродского…
Категория: ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ | Добавил: admin (26.05.2015)
Просмотров: 361 | Теги: развитие речи, учимся писать выпускное сочинение, сочинение на отлично, сочинение критерии оценивания | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0