Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" появился как полемический
отклик на идейные установки 30-х годов, по правилам которых существовало
советское общество. "Мастер и Маргарита" – философское произведение: в
романе Булгаков ставит вопрос об истинности человеческих представлений о
мире. Первая глава книги – экспозиция, введение в проблематику романа, и
уже в ней появляется основная идея книги: в споре Берлиоза и Бездомного
поставлен важнейший, быть может, определяющий все человеческое бытие
вопрос о существовании Иисуса. Берлиоз, человек образованный и
начитанный, уверяет молодого поэта, что Христа не было и этот факт
научно обоснован. И словно в ответ как сила, отрицающая, казалось бы,
установленную истину, появляется новая фигура – таинственный Воланд,
свидетель бытия и гибели Иисуса. Так определяются в романе два мира: мир
действительный и мир фантастический. Заметим, кстати, что самый
загадочный герой романа, Воланд, существует в обоих этих мирах. Кто
же такой Воланд? По мере чтения мы понимаем, что "профессор черной
магии" не отрицательная, не демоническая сила, не Мефистофель и не
Сатана. Можно даже сказать, что он сила положительная, безжалостно
разоблачающая ложные истины 30-х годов, сила, восстанавливающая
прерванную связь времен. Именно поэтому Воланду предоставлено первому
прочесть отрывки из романа Мастера. Определяя роль Воланда в
произведении, мы неизбежно вспоминаем слова Гете в эпиграфе к роману о
"силе, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Силы,
традиционно считающиеся силами зла, в тексте не только играют
положительную роль, но и своим присутствием определяют диалектическое
единство мира, состоящего, по мнению Булгакова, из взаимодействия сил
добра и зла, неба и земли, света и тьмы, порядка и хаоса. Именно поэтому
логика "философского противоречия" становится ведущей в построении
сюжета романа и его образной системы, она же обусловливает и
проблематику произведения. Например, отрицающему истину Берлиозу
противостоит утверждающий истину Воланд, отрицающему добро в людях
Понтию Пилату – верящий в безграничные возможности человека Иешуа.
Многогранная и многомерная проблематика романа определяет и сложную
композицию произведения – наличие трех планов повествования:
легендарного, фантастического и реального. Каждый из этих планов не
может быть понят вне связи с другими, иначе будет разрушена логика
повествования. Первый план повествования – легендарный, или
исторический. Это страницы книги Мастера об Иисусе. Легенда о Христе у
Булгакова значительно отличается от канонической. Герой романа Мастера,
Иешуа Га-Ноцри, идет на казнь в возрасте двадцати семи лет, а не
тридцати трех, как Иисус; у Иешуа только один ученик, а не двенадцать,
как у Христа; бродячий философ, в отличие от Богочеловека, ничего не
знает о своих родителях. Образ Христа, как мы видим, значительно снижен и
очеловечен: суд Пилата представляется не величественной библейской
картиной, а обычным допросом заключенного, обвиняемого в провоцировании
беспорядков. Да и внешний вид Иешуа демонстрирует нам прежде всего
человеческое страдание: перед прокуратором предстает нищий бродяга, с
синяком под глазом и ссадиной в углу рта. Иешуа у Булгакова именно
человек, а не Богочеловек: писателю важно показать, что идеалы добра и
правды способен защищать и обычный человек. В ходе допроса,
который все больше и больше походит на беседу двух философов, выявляется
жизненная позиция и Иешуа, и Пилата. Заметим сразу, что позиции эти
противоположны, более того, они исключают друг друга. Га-Ноцри
обращается к прокуратору со словами "добрый человек". Он вообще уверен в
изначальной доброте каждого человека: злых людей, с его точки зрения,
на свете нет. Есть несчастные, "изуродованные", как кентурион Крысобой
и… Понтий Пилат, мышление и представления которого, как мы скоро
убеждаемся, "изуродованы" властью. Умный человек, Пилат одновременно
ограничен: следуя установленной верховной властью идеологии, он привык
думать и поступать по заданной схеме, что разрушило его веру в людей.
Прокуратор убежден, что мир населен злыми людьми, а задача государства –
наказывать людей за их проступки. Мнимая вера в возможность
распоряжаться человеческой жизнью поставила Понтия Пилата выше обычных
людей, а потому он лишен самого главного – понимания необходимости связи
между людьми. Властитель бесконечно одинок. В отличие от него, Га-Ноцри
считает всякую власть насилием над людьми. Он верит в возможность
самосовершенствования человека, которое, по его мнению, и определяет
развитие человечества, а значит, неизбежно приведет к "царству истины и
справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть…".
Разоблачает Иешуа и ложные представления Пилата о том, что человек,
облеченный властью, способен управлять людьми и миропорядком:
"…Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто
подвесил". Идеи странствующего философа поражают Пилата своей
искренней верой в торжество добра, истины и справедливости, а также
заставляют задуматься, усомниться в правильности своих воззрений.
Прокуратор убеждается в том, что Га-Ноцри ни в чем не виновен, и не
желает отправлять его на казнь. Но правитель, наделенный силой и
влиянием, оказывается беспомощным перед властью императора. Боязнь
потерять власть становится причиной сделки с совестью. Однако
правду казнить нельзя, утверждает Булгаков. Смерть Иешуа положила начало
бессмертию его идей. А Пилата муки совести заставляют совершить
возмездие и вступить на путь покаяния. Именно поэтому в конце романа он
прощен и отправляется по лунной дороге к тому, с кем мечтает продолжить
разговор, и это происходит уже в другом плане романа – в плане
фантастическом, в который незаметно перешел план реальный, в котором
повествуется о судьбе Мастера и Маргариты. Судьба Пилата в
романе перекликается с судьбой героя плана реального – Берлиоза.
Берлиоз, отрицая традиционные истины и утверждая новые знания о законах
человеческого бытия, тоже оказывается наказанным за ограниченность
мышления. На балу, обращаясь к голове Михаила Александровича, Воланд
скажет: "Каждому будет дано по его вере". Так Булгаков разоблачает
ограниченность человеческих представлений об истине, показывает
ущербность атеистической идеи и утверждает связь времен, забытую людьми
"новой веры". Писатель убежден, что за идею нужно бороться. Истина
рождается в диалоге, в противоречии, но она бессмертна, она освещает
людям путь. Бессмертным становится и тот человек, который идет во имя
истины до конца. Образ Иешуа Га-Ноцри, человека, сумевшего не
только найти истину, но и пойти в ее утверждении до конца, – идейный
центр романа. В повествовании о реальной Москве автор проводит параллель
между Иешуа и Мастером, провозглашая необходимость подвига,
противопоставляя взгляды Иешуа абсурдным идеям, определяющим жизнь
москвичей 30-х годов. Если герой книги Мастера совершает нравственный
подвиг, то сам Мастер совершает подвиг творческий: он пишет роман о
Понтии Пилате согласно своей совести и велению души. Книга отвергнута
обществом приспособленцев: роман признан членами Массолита неактуальным и
не соответствующим господствующим в обществе идеям. Жестокая критика
убивает в Мастере веру в справедливость и торжество истины. Человек
слабый, он впадает в уныние и, в отличие от своего героя, отказывается
идти до конца: признает поражение и… сжигает рукопись. Отрекшийся от
своих идей человек, по мнению Булгакова, недостоин света, поэтому
наградой Мастеру становится покой и радость общения с возлюбленной. Но
если герой разочаровался в торжестве добра, то сам писатель в него
искренне верит. Не случайно со смертью Мастера бессмертие обретает его
творение – роман не погиб в огне: "рукописи не горят", потому что
истина, как мы знаем, бессмертна. С точки зрения Булгакова, в
утверждении добра важную роль играют добро и милосердие. Право
отстаивать любовь в романе принадлежит женщине. По мнению писателя,
именно женщина способна на самопожертвование, именно в ней –
созидательная сила бытия. Иешуа совершает подвиг во имя истины,
Маргарита – во имя человека. Очень важно, что этот подвиг опять
совершает обычный человек. Маргарита Николаевна на первый взгляд
совершенно обычная женщина, но ее отличает стремление не к бытовому
удобству, а к настоящему чувству и неподдельному счастью. Во имя
истинной любви Маргарита жертвует спокойной и благоустроенной жизнью.
Она посвящает жизнь любимому человеку и его творению. Любовь и вера в
возможность счастья освобождает от власти государства, денег,
традиционной морали. Сильное чувство раздвигает границы обычного бытия,
не случайно Маргарите и Мастеру доступно многое: они причастны к истории
Иешуа и Пилата, способны проникнуть в фантастический мир… Ключевой
эпизод в развитии отношений Мастера и Маргариты – бал Сатаны. Здесь
героиня открывает относительность представлений человека о жизни и
убеждается в неспособности людей "управлять" ходом событий. Маргарита
совершает благородный поступок: просит проявить милосердие к Фриде и
этим поступком добивается расположения Князя Тьмы. Реальный
план романа не ограничивается лирическим сюжетом, он включает и
сатирическую линию повествования. Именно сатира, с точки зрения
Булгакова, способна "излечить" запутавшийся мир. А силой, разоблачающей
гордыню и лицемерие человека, восстанавливающей справедливость,
становится Воланд. Сатана в романе – сила не только разоблачающая, но и
изучающая. Воланд появляется в Москве с конкретной целью: выяснить, как
изменился человек в "новом мире", стал ли он лучше. Пребывание Воланда в
Москве открывает, что и мир изменился только внешне, и человек остался
прежним. Сеанс черной магии в Варьете убеждает Князя Тьмы, что власть
денег и вещей по-прежнему сильна над людьми, а страсть к деньгам и вовсе
неискоренима. А вокруг, даже в писательской среде, торжествуют
пошлость, мещанство и невежество. Москва населена бездарными и скучными
людьми: Никанор Иванович, "выжига и плут", "хапуга" Поплавский, подлец
Ласунский, лгун и хам Варенуха – все они заслуженно наказаны Воландом.
Наказывая очковтирателей, бездельников, мошенников и проходимцев, силы
зла, как это ни парадоксально, действительно творят добро. Важно,
что в последней главе романа появляются герои всех трех планов
повествования: Воланд и его свита, Мастер и Маргарита, Понтий Пилат и
незримо присутствующий Иешуа. Герои неизбежно должны были встретиться,
потому что мир един. В эпилоге происходит разрешение конфликта, каждый
находит свой путь. Последние страницы романа проникнуты верой в свет и
добро. Пилат обретает долгожданное прощение и идет по лунной дорожке
навстречу Иешуа, Мастер и Маргарита наконец обретают друг друга и покой.
В Москве же, где проделки "нечистой силы" вскоре забываются, остается
Иван Бездомный, теперь Иван Иванович Понырев, сотрудник Института
истории и философии. Бездарный поэт превращается в "ученика" Мастера. Роман
"Мастер и Маргарита" – философский завет Булгакова потомкам. Книга
утверждает безграничность и многогранность мира, целостность всего
бытия. Каждая страница произведения проникнута верой в силу
человеческого духа, в торжество положительных начал жизни. "Мастер и
Маргарита" вселяет веру в будущее, столь необходимую нашему поколению. Тема
раскрыта полно и глубоко. За ограниченное время учащийся успел
рассмотреть все ее аспекты, написав большое и серьезное сочинение. Автор
работы подробно анализирует произведение, подтверждая свои выводы
примерами из текста. Сочинение демонстрирует хорошее знакомство с
критической литературой. Работа написана грамотным литературным языком,
речевые недочеты незначительны. Некоторым недостатком является то, что
начало сочинения несколько растянуто. Оценка – "отлично". |