Среда, 07.12.2016, 17:26

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [320]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [86]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [451]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ

Сочинение № 2. Фантастическое, легендарное и реальное в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" появился как полемический отклик на идейные установки 30-х годов, по правилам которых существовало советское общество. "Мастер и Маргарита" – философское произведение: в романе Булгаков ставит вопрос об истинности человеческих представлений о мире.
Первая глава книги – экспозиция, введение в проблематику романа, и уже в ней появляется основная идея книги: в споре Берлиоза и Бездомного поставлен важнейший, быть может, определяющий все человеческое бытие вопрос о существовании Иисуса. Берлиоз, человек образованный и начитанный, уверяет молодого поэта, что Христа не было и этот факт научно обоснован. И словно в ответ как сила, отрицающая, казалось бы, установленную истину, появляется новая фигура – таинственный Воланд, свидетель бытия и гибели Иисуса. Так определяются в романе два мира: мир действительный и мир фантастический. Заметим, кстати, что самый загадочный герой романа, Воланд, существует в обоих этих мирах.
Кто же такой Воланд? По мере чтения мы понимаем, что "профессор черной магии" не отрицательная, не демоническая сила, не Мефистофель и не Сатана. Можно даже сказать, что он сила положительная, безжалостно разоблачающая ложные истины 30-х годов, сила, восстанавливающая прерванную связь времен. Именно поэтому Воланду предоставлено первому прочесть отрывки из романа Мастера. Определяя роль Воланда в произведении, мы неизбежно вспоминаем слова Гете в эпиграфе к роману о "силе, что вечно хочет зла и вечно совершает благо".
Силы, традиционно считающиеся силами зла, в тексте не только играют положительную роль, но и своим присутствием определяют диалектическое единство мира, состоящего, по мнению Булгакова, из взаимодействия сил добра и зла, неба и земли, света и тьмы, порядка и хаоса. Именно поэтому логика "философского противоречия" становится ведущей в построении сюжета романа и его образной системы, она же обусловливает и проблематику произведения. Например, отрицающему истину Берлиозу противостоит утверждающий истину Воланд, отрицающему добро в людях Понтию Пилату – верящий в безграничные возможности человека Иешуа. Многогранная и многомерная проблематика романа определяет и сложную композицию произведения – наличие трех планов повествования: легендарного, фантастического и реального. Каждый из этих планов не может быть понят вне связи с другими, иначе будет разрушена логика повествования.
Первый план повествования – легендарный, или исторический. Это страницы книги Мастера об Иисусе. Легенда о Христе у Булгакова значительно отличается от канонической. Герой романа Мастера, Иешуа Га-Ноцри, идет на казнь в возрасте двадцати семи лет, а не тридцати трех, как Иисус; у Иешуа только один ученик, а не двенадцать, как у Христа; бродячий философ, в отличие от Богочеловека, ничего не знает о своих родителях. Образ Христа, как мы видим, значительно снижен и очеловечен: суд Пилата представляется не величественной библейской картиной, а обычным допросом заключенного, обвиняемого в провоцировании беспорядков. Да и внешний вид Иешуа демонстрирует нам прежде всего человеческое страдание: перед прокуратором предстает нищий бродяга, с синяком под глазом и ссадиной в углу рта. Иешуа у Булгакова именно человек, а не Богочеловек: писателю важно показать, что идеалы добра и правды способен защищать и обычный человек.
В ходе допроса, который все больше и больше походит на беседу двух философов, выявляется жизненная позиция и Иешуа, и Пилата. Заметим сразу, что позиции эти противоположны, более того, они исключают друг друга. Га-Ноцри обращается к прокуратору со словами "добрый человек". Он вообще уверен в изначальной доброте каждого человека: злых людей, с его точки зрения, на свете нет. Есть несчастные, "изуродованные", как кентурион Крысобой и… Понтий Пилат, мышление и представления которого, как мы скоро убеждаемся, "изуродованы" властью. Умный человек, Пилат одновременно ограничен: следуя установленной верховной властью идеологии, он привык думать и поступать по заданной схеме, что разрушило его веру в людей. Прокуратор убежден, что мир населен злыми людьми, а задача государства – наказывать людей за их проступки. Мнимая вера в возможность распоряжаться человеческой жизнью поставила Понтия Пилата выше обычных людей, а потому он лишен самого главного – понимания необходимости связи между людьми. Властитель бесконечно одинок. В отличие от него, Га-Ноцри считает всякую власть насилием над людьми. Он верит в возможность самосовершенствования человека, которое, по его мнению, и определяет развитие человечества, а значит, неизбежно приведет к "царству истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть…". Разоблачает Иешуа и ложные представления Пилата о том, что человек, облеченный властью, способен управлять людьми и миропорядком: "…Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил".
Идеи странствующего философа поражают Пилата своей искренней верой в торжество добра, истины и справедливости, а также заставляют задуматься, усомниться в правильности своих воззрений. Прокуратор убеждается в том, что Га-Ноцри ни в чем не виновен, и не желает отправлять его на казнь. Но правитель, наделенный силой и влиянием, оказывается беспомощным перед властью императора. Боязнь потерять власть становится причиной сделки с совестью.
Однако правду казнить нельзя, утверждает Булгаков. Смерть Иешуа положила начало бессмертию его идей. А Пилата муки совести заставляют совершить возмездие и вступить на путь покаяния. Именно поэтому в конце романа он прощен и отправляется по лунной дороге к тому, с кем мечтает продолжить разговор, и это происходит уже в другом плане романа – в плане фантастическом, в который незаметно перешел план реальный, в котором повествуется о судьбе Мастера и Маргариты.
Судьба Пилата в романе перекликается с судьбой героя плана реального – Берлиоза. Берлиоз, отрицая традиционные истины и утверждая новые знания о законах человеческого бытия, тоже оказывается наказанным за ограниченность мышления. На балу, обращаясь к голове Михаила Александровича, Воланд скажет: "Каждому будет дано по его вере". Так Булгаков разоблачает ограниченность человеческих представлений об истине, показывает ущербность атеистической идеи и утверждает связь времен, забытую людьми "новой веры". Писатель убежден, что за идею нужно бороться. Истина рождается в диалоге, в противоречии, но она бессмертна, она освещает людям путь. Бессмертным становится и тот человек, который идет во имя истины до конца.
Образ Иешуа Га-Ноцри, человека, сумевшего не только найти истину, но и пойти в ее утверждении до конца, – идейный центр романа. В повествовании о реальной Москве автор проводит параллель между Иешуа и Мастером, провозглашая необходимость подвига, противопоставляя взгляды Иешуа абсурдным идеям, определяющим жизнь москвичей 30-х годов. Если герой книги Мастера совершает нравственный подвиг, то сам Мастер совершает подвиг творческий: он пишет роман о Понтии Пилате согласно своей совести и велению души. Книга отвергнута обществом приспособленцев: роман признан членами Массолита неактуальным и не соответствующим господствующим в обществе идеям. Жестокая критика убивает в Мастере веру в справедливость и торжество истины. Человек слабый, он впадает в уныние и, в отличие от своего героя, отказывается идти до конца: признает поражение и… сжигает рукопись. Отрекшийся от своих идей человек, по мнению Булгакова, недостоин света, поэтому наградой Мастеру становится покой и радость общения с возлюбленной.
Но если герой разочаровался в торжестве добра, то сам писатель в него искренне верит. Не случайно со смертью Мастера бессмертие обретает его творение – роман не погиб в огне: "рукописи не горят", потому что истина, как мы знаем, бессмертна.
С точки зрения Булгакова, в утверждении добра важную роль играют добро и милосердие. Право отстаивать любовь в романе принадлежит женщине. По мнению писателя, именно женщина способна на самопожертвование, именно в ней – созидательная сила бытия. Иешуа совершает подвиг во имя истины, Маргарита – во имя человека. Очень важно, что этот подвиг опять совершает обычный человек. Маргарита Николаевна на первый взгляд совершенно обычная женщина, но ее отличает стремление не к бытовому удобству, а к настоящему чувству и неподдельному счастью. Во имя истинной любви Маргарита жертвует спокойной и благоустроенной жизнью. Она посвящает жизнь любимому человеку и его творению. Любовь и вера в возможность счастья освобождает от власти государства, денег, традиционной морали. Сильное чувство раздвигает границы обычного бытия, не случайно Маргарите и Мастеру доступно многое: они причастны к истории Иешуа и Пилата, способны проникнуть в фантастический мир…
Ключевой эпизод в развитии отношений Мастера и Маргариты – бал Сатаны. Здесь героиня открывает относительность представлений человека о жизни и убеждается в неспособности людей "управлять" ходом событий. Маргарита совершает благородный поступок: просит проявить милосердие к Фриде и этим поступком добивается расположения Князя Тьмы.
Реальный план романа не ограничивается лирическим сюжетом, он включает и сатирическую линию повествования. Именно сатира, с точки зрения Булгакова, способна "излечить" запутавшийся мир. А силой, разоблачающей гордыню и лицемерие человека, восстанавливающей справедливость, становится Воланд. Сатана в романе – сила не только разоблачающая, но и изучающая. Воланд появляется в Москве с конкретной целью: выяснить, как изменился человек в "новом мире", стал ли он лучше. Пребывание Воланда в Москве открывает, что и мир изменился только внешне, и человек остался прежним. Сеанс черной магии в Варьете убеждает Князя Тьмы, что власть денег и вещей по-прежнему сильна над людьми, а страсть к деньгам и вовсе неискоренима. А вокруг, даже в писательской среде, торжествуют пошлость, мещанство и невежество. Москва населена бездарными и скучными людьми: Никанор Иванович, "выжига и плут", "хапуга" Поплавский, подлец Ласунский, лгун и хам Варенуха – все они заслуженно наказаны Воландом. Наказывая очковтирателей, бездельников, мошенников и проходимцев, силы зла, как это ни парадоксально, действительно творят добро.
Важно, что в последней главе романа появляются герои всех трех планов повествования: Воланд и его свита, Мастер и Маргарита, Понтий Пилат и незримо присутствующий Иешуа. Герои неизбежно должны были встретиться, потому что мир един. В эпилоге происходит разрешение конфликта, каждый находит свой путь. Последние страницы романа проникнуты верой в свет и добро. Пилат обретает долгожданное прощение и идет по лунной дорожке навстречу Иешуа, Мастер и Маргарита наконец обретают друг друга и покой. В Москве же, где проделки "нечистой силы" вскоре забываются, остается Иван Бездомный, теперь Иван Иванович Понырев, сотрудник Института истории и философии. Бездарный поэт превращается в "ученика" Мастера.
Роман "Мастер и Маргарита" – философский завет Булгакова потомкам. Книга утверждает безграничность и многогранность мира, целостность всего бытия. Каждая страница произведения проникнута верой в силу человеческого духа, в торжество положительных начал жизни. "Мастер и Маргарита" вселяет веру в будущее, столь необходимую нашему поколению.
Тема раскрыта полно и глубоко. За ограниченное время учащийся успел рассмотреть все ее аспекты, написав большое и серьезное сочинение. Автор работы подробно анализирует произведение, подтверждая свои выводы примерами из текста. Сочинение демонстрирует хорошее знакомство с критической литературой. Работа написана грамотным литературным языком, речевые недочеты незначительны. Некоторым недостатком является то, что начало сочинения несколько растянуто. Оценка – "отлично".
Категория: ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ | Добавил: admin (26.05.2015)
Просмотров: 452 | Теги: развитие речи, учимся писать выпускное сочинение, сочинение на отлично, сочинение критерии оценивания | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0