Пятница, 09.12.2016, 02:58

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [320]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [86]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [451]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ

Сочинение № 1. "Вот он: на цыпочках и не богат словами…" (Образ Молчалина в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума")
Первый вариант
(Сочинение начинается с композиционной ошибки – в нем отсутствует введение: следовало написать 1–2 предложения либо о времени создания комедии, либо об авторе, либо об общей оценке комедии литературной критикой.) В своей (грамматическая ошибка, притяжательное местоимение здесь не нужно) комедии "Горе от ума" Грибоедов представляет старое и новое поколения (речевая ошибка – "старое поколение" сказать нельзя, лучше употребить словосочетание "два поколения"). К последнему (стилистическая ошибка, следует написать конкретнее и не используя официальное слово, то есть употребить прилагательное "молодому") относятся противоположные по характеру Чацкий (содержательная ошибка – тема сочинения связана только с образом Молчалина) и Молчалин. Первый вынужден бежать из Москвы, а второй остается (следовало бы начинать с Молчалина, который должен быть основным предметом повествования: он остается в Москве, в отличие от Чацкого). Фамусовскому обществу нужен "громовой отвод", которым является (речевая ошибка – официально-деловое слово "является" в сочинении употреблять нежелательно, лучше написать, каким стал или становится) Молчалин. Каков же этот герой?
Грибоедовский Молчалин представлен как отрицательный герой. Прежде всего, это человек двуличный. Он играет свою роль в обществе, и играет весьма правдиво. С Софией это один человек, а с Лизой – совсем другой. Молчалин умеет скрывать свои чувства, умеет "надеть маску" в нужный момент. Для чего же он все это делает?
Здесь (речевая ошибка – следует указать не на место, а на отношение: по своим жизненным установкам) Молчалин близок московскому обществу, где главные ценности – чины и богатство, а для достижения этого герой использует различные (?) средства. Конечно же, одним из таких средств является (снова та же речевая ошибка – официально-деловое слово "является" в сочинении употреблять нежелательно) лицемерие. Он, например, и Софью любит лишь "по должности". Молчалин всем и во всем готов угождать (лучше употребить настоящее время – угождает). И иногда эта услужливость доходит до крайности, напоминая даже пресмыкание (речевая ошибка – слова "пресмыкание" не существует, следует написать, что Молчалин пресмыкается). На этом основаны и жизненные принципы героя, которым он неукоснительно следует. По завещанию отца (речевая ошибка, поскольку завещание – документ, а отец героя, завещая, давал наставление) Молчалина сын должен угождать всем, даже независимо от чинов, включая и слугу, и собаку. Это чем-то похоже на рабское поведение. Даже "свое суждение иметь" не следует. Эту науку угождать герой усвоил "на отлично": Хлестова, которой не понравился ни Чацкий, ни Скалозуб, Молчалина называет "дружком".
Но было, вероятно, еще что-то, что могло нравиться в герое фамусовской Москве. Какие черты, ценимые обществом (речевая ошибка – ценимы обществом могут быть не черты, а качества), были в Молчалине положительными? Он "бессловесен", и в этом проявляется его осторожность. Для него характерно то терпение, которого не хватает Чацкому. Молчалин уступчив, он всегда скажет и делает то, что от него ждут, или то, что было бы приятно другим. И в этом, наверно, проявляется его ум, который хоть и не сравним с умом Чацкого, в этом обществе принесет не горе, а успех, продвижение по служебной лестнице. Характерной чертой Молчалина является, наверно, и проницательность (глагол "являться" – официально-деловой, в сочинении его лучше не употреблять, почти в любом предложении можно написать "характерная черта Молчалина – проницательность"; другая ошибка может быть расценена и как речевая, и как фактическая, поскольку Молчалин не проницателен, что подразумевает ум, а хитер). Он превосходно смог понять чувства Софьи, что-то даже просчитать и в целом сыграть того человека, которого она и полюбила.
Но, действительно, почему же Софья не увидела всей ничтожности Молчалина? "Вот он: на цыпочках и не богат словами; какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!" (Неудачное введение цитаты, которая, в принципе, должна подтверждать положения автора сочинения. При этом нарушается также логика изложения.) Софья доверчива и мечтательна. Она действительно видит Молчалина любящим человеком с широко чувствующей душой (речевая ошибка – чувствовать можно глубоко, но не широко; можно написать о широкой или чувствительной душе). Ему, по мнению героини, присущ ум, который, в отличие от ума Чацкого, не может "опротиветь". Но все это Молчалин лишь разыгрывал. Он был настолько жестоким, расчетливым человеком, что мог изображать влюбленного, совершенно не жалея (речевая ошибка – следовало написать "не щадя") чувств других (фактическая ошибка – Молчалин не щадит чувства только Софьи).
Молчалин чрезвычайно аккуратен (об этом говорит и он сам) и осторожен. Он всегда говорит то, что следует. Причем он везде (речевая ошибка, поскольку имеется в виду время, а не место, следовало написать "всегда") выходит сухим из воды. Даже в финале, когда вся низость Молчалина (слишком часто повторяется фамилия: можно написать "этот герой") открылась, он сумел уйти вовремя, так что вся вина легла на Чацкого. Такой человек может продвигаться по чужим судьбам (речевая ошибка – нельзя продвигаться, двигаться по чьим-либо судьбам, следовало написать "наступать" на чувства других), продвигаясь к своей цели – чинам и богатству. Он уверен, что знает, как надо жить, и даже пытается в чем-то поучать Чацкого.
Молчалин, что особенно страшно, является (снова та же речевая ошибка – официально-деловое слово "является" в сочинении употреблять нежелательно) вечным героем. Люди, способные на угодничество и идущие (речевая ошибка – здесь по значению подходит слово "готовые") на чрезмерную лесть и даже на подлость ради своей выгоды, существовали всегда. Другой человек нужен им лишь в качестве поддержки, помощи для достижения личных целей. И, не задумываясь, они топчут того, кто еще вчера помогал им, если он не имеет прежней власти и положения в обществе. (Композиционно сочинение не совсем завершено: заключения, подводящего итоги рассуждениям автора, как такового нет! Кроме того, недостатком содержания является то, что мало сказано про отношения героя с Чацким и Фамусовым и не названы его основные отрицательные качества.)


Второй (исправленный) вариант
В 1824 году была завершена комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума", и почти сразу же критики "принимаются за работу". Уже почти два столетия пишутся статьи, в которых рассматривается прежде всего образ Чацкого. Конечно, критика не забывает и Софью, и Фамусова. Но, может быть, самое большое внимание следовало бы уделить Молчалину? Он не просто подл, как кажется с первого взгляда, он еще и довольно умен. Для меня из всех героев комедии именно Молчалин наиболее интересен, так как его образ многозначен и, может быть, не сразу понятен. Несмотря на блестящий ум Чацкого, именно о Молчалине можно говорить как о герое, существующем всегда. Поэтому следует несколько подробнее рассмотреть этот образ.
В комедии Грибоедов представляет два поколения. К молодому относится и Молчалин. Он почти постоянно присутствует на сцене. И в конце пьесы он остается в Москве, в отличие от Чацкого. Фамусовскому обществу нужен "громовой отвод", каким и стал Молчалин. Каков же этот персонаж?
Грибоедовский Молчалин представлен как отрицательный герой. Прежде всего, это человек двуличный. Он играет свою роль в обществе, и играет весьма правдиво. С Софьей это один человек, а с Лизой – совсем другой. Молчалин умеет скрывать свои чувства, "надеть маску" в нужный момент.
Для чего же он все это делает? По своим жизненным принципам Молчалин близок к московскому обществу. Для него важны чины и богатство, а для достижения этого герой использует различные средства. Конечно же, одно из таких средств – лицемерие. Он, например, и Софью любит лишь "по должности". Молчалин всем и во всем угождает. Он чрезмерно услужлив и готов даже пресмыкаться. На этом основаны и жизненные принципы героя, которым он неукоснительно следует. В соответствии с наставлениями отца Молчалина сын должен угождать всем, независимо даже от чинов, включая и слугу, и собаку. Это чем-то похоже на рабское поведение. Даже "свое суждение иметь" не следует. Эту науку угождать герой усвоил "на отлично": Хлестова, которой не понравился ни Чацкий, ни Скалозуб, называет его дружком. Он и "от старичков не ступит на порог", и "моську вовремя погладит", и "в пору карточку вотрет".
Таким образом, Фамусов нашел идеального служащего для себя. Молчалин не только готов угождать и прислуживать всем гостям в доме Фамусова, он еще и хороший чиновник. Даже после "свидания" у него уже готовы бумаги, которые он несет "для докладу". Он везде успевает. Да и, как говорит Софья об отношениях Фамусова и Молчалина, "тот часто без толку сердит, а он безмолвием его обезоружит". Разве не будет цениться в Москве такой служащий, не только вовремя и добросовестно выполняющий работу, но и не противоречащий начальнику? И потому, даже если бы Молчалина и выгнали из дома Фамусова, теперь он уже мог бы найти себе другую службу и другого покровителя.
Но было, вероятно, еще что-то, что могло нравиться фамусовской Москве в этом герое. Какие же качества, ценимые этим обществом, есть у Молчалина? Он "бессловесен", и в этом проявляется его осторожность. Для него характерно то терпение, которого не хватает Чацкому. Молчалин уступчив, он всегда скажет и сделает то, что от него ждут, или то, что было бы приятно другим. И в этом, наверно, проявляется его ум, который, хоть и не сравним с умом Чацкого, в этом обществе принесет не горе, а успех, продвижение по службе. Характерная черта Молчалина, наверное, и проницательность. Он превосходно понял чувства и настроение Софьи, что-то даже просчитал и сыграл роль того, кого она и полюбила.
Но, действительно, почему же Софья не увидела всей ничтожности Молчалина? "Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть"? Софья видит его человеком любящим. Ему, по мнению героини, присущ ум, который, в отличие от ума Чацкого, не может "опротиветь". Но все это Молчалин лишь разыгрывал. Он был настолько жестоким, расчетливым человеком, что мог изображать влюбленного, совершенно не щадя чувств Софьи.
Молчалин чрезвычайно аккуратен (об этом он говорит сам) и осторожен. Причем он выходит сухим из воды при любых обстоятельствах. Даже в финале, где вся низость Молчалина открылась, он сумел уйти вовремя и так, что вся вина легла на Чацкого. Такой человек может молча наступить на чувства другого, продвигаясь к своей цели – чинам и богатству. Он уверен, что знает, как надо жить, и даже пытается поучать Чацкого.
А как Чацкий оценивает этого героя? Он единственный здесь, с самого начала считающий Молчалина ничтожеством. После разговора с Софьей Чацкий разуверился в ее любви к такому человеку: "Шалит, она его не любит". Да и мог ли он, с его душой, с его благородным сердцем, предположить такое? "С такими чувствами, с такой душою. Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!" Именно Чацкий видит настоящего Молчалина, так как тот в разговоре с ним на время "снимает маску", ведь собеседник не может принести ему ни пользы, ни вреда.
Но Чацкий не видит того, что Молчалин – "вечный" герой, что особенно страшно. Люди, готовые на чрезмерную лесть, угодничество, идущие на подлость ради своей выгоды, существовали всегда. Для них другой человек нужен лишь для использования в личных целях. Не задумываясь, они перешагнут через того, кто еще вчера помогал им. А таких персонажей мы можем встретить не только в произведениях Гоголя и Салтыкова-Щедрина, но и в произведениях русской литературы 20 века.
Категория: ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ | Добавил: admin (26.05.2015)
Просмотров: 733 | Теги: развитие речи, учимся писать выпускное сочинение, сочинение на отлично, сочинение критерии оценивания | Рейтинг: 2.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0