Роман Достоевского "Преступление и наказание" был написан в 1966
году. Выход произведения в печать совпал с зарегистрированным полицией
случаем убийства студентом старухи-процентщицы. Это преступление
произошло независимо от сроков написания романа. Совпадение было
случайным, но именно оно и произвело очень большое впечатление на
читателей того времени, сделало произведение популярным, так как
свидетельствовало о способности автора объективно отражать
действительность. Главный герой романа, Родион Раскольников,
совершает преступление для проверки правильности своей теории о
дозволенности для сильной личности управлять миром и людьми, праве
проливать кровь "по совести". К таким людям он хочет отнести и себя,
задаваясь вопросом: "Тварь я дрожащая или право имею?" Правда,
стремления героя гуманистичны: он пытается совершить зло во имя добра,
то есть убить старуху-процентщицу, которую все так ненавидели, чтобы
обеспечить судьбу близких людей на ее деньги. Раскольников совершает это
преступление, но мысли о нем, преследующие героя, а затем и помутнение
рассудка становятся неизбежным наказанием за содеянное. Лишь любовь к
Соне Мармеладовой спасает его от безумства (речевая ошибка – нужно слово
"безумие", так как слово "безумство" означает не сумасшествие, а
безрассудство). Он является с повинной к следователю, отбывает срок на
каторге, но в правильности своей теории не разуверяется. Раскольников
лишь признает себя неспособным на роль сильного человека. Тема
преступления глубоко разработана в романе. Преступниками "по идее"
предстают не только Раскольников, но и Петр Петрович Лужин, юрист,
деловой человек, претендент на руку Дуни, сестры Родиона, и
Свидригайлов, помещик, шулер, соблазнитель и удачливый авантюрист.
Именно поэтому их называют своеобразными двойниками Раскольникова.
Каждый из героев имеет свою теорию, по правилам которой живет: Лужин –
экономическую, Свидригайлов – "кодекс" безнравственности, лжи, фальши,
безверия. Самая демоническая фигура в романе, конечно,
Свидригайлов. Раскольников узнает его сразу как отрицательного героя.
Образ Свидригайлова предстает в письме его матери как страшное явление
жизни: дворянин, чья жизнь – образец разложения. Личная встреча героев
лишь подтверждает это впечатление. Заметим, что этот человек не
чуждается Раскольникова и прямо заявляет, что "они с ним одного поля
ягоды". Да и Родион стремится к Свидригайлову, пытается его понять, ищет
встречи: "И он не мог не сознаться внутри, что, действительно, тот на
что-то ему давно был уже как бы нужен… Но что же может быть между ними
общего? Даже и злорадство не могло бы быть у них одинаково". После
первой встречи у Раскольникова сложилось определенное мнение о
Свидригайлове: "очевидно, чрезвычайно развратен, непременно хитер и
обманчив, может быть, очень зол". Образцом безнравственности является биография героя. Порок –
основная черта его характера. Свидригайлов, живя в Петербурге, проводил
время за карточным столом в обществе "подходящих" людей с "самыми
хорошими манерами". В конце концов он попадает в тюрьму, из которой его
вытащила Марфа Петровна, будущая жена, уплатив залог. Она же сумела
спасти его от справедливого суда за изнасилование и убийство
несовершеннолетней девушки, при этом держала у себя обличительный
документ на случай, если Свидригайлов захочет взбунтоваться. Документ
этот нисколько не смущал героя, он считал эту бумагу "делом неплохим".
Мало того, Свидригайлов заключил с Марфой Петровной другой "контракт",
по которому имел право на вольности с дворовыми девками. И только
единственный раз нарушил он условия договора: влюбился в Дунечку.
Свидригайлов лишен каких-либо моральных принципов, чем и руководствуется
в жизни. Он никогда не испытывал никаких благородных чувств и не
стремился ни к каким высоким целям, кроме удовлетворения мелких страстей
и прихотей. В Петербург этот человек приезжает, чтобы добиться
благосклонности Дунечки. Во имя достижения цели этот развратник готов на
все: на подкуп, на шантаж. Он предлагает Дуне десять тысяч, а потом
шантажирует ее тем, что ему становится известно о Раскольникове.
Отсутствие понятия о благе и грехе делает Свидригайлова чудовищем,
неспособным не только жить по-человечески, но и верить в добро вообще:
загробная жизнь для него – не светлый, добрый, свободный мир, а
маленькая комнатка, вроде деревенской бани, закоптелая, по углам –
пауки. Раскольникова в этом человеке больше всего поражает циничный
подход ко всему окружающему. И одновременно он замечает то, что роднит
его со Свидригайловым – принцип вседозволенности. И все же
Свидригайлов – фигура трагическая. Он не умер бы, если бы сохранил себя
"целым". Но случилось противоестественное: добрые дела, которые
противоречили его натуре, разрушили его личность. Свидригайлов отпустил
Дуню, оставил деньги детям-сиротам Мармеладова и, наконец, попытался
проявить нормальные чувства, когда приютил маленькую девочку. Это и
стало началом конца. Ужасный сон, который приснился Свидригайлову,
приводит героя в трепет, потому что раскрывает перед ним бездну
безнравственности, в которой он жил до сих пор. Самоубийство –
закономерный итог, к которому должен прийти человек, не признающий в
жизни добро и справедливость. Свидригайлов – самый сильный и
последовательный в своих действиях преступник в романе. Возможно, именно
поэтому он и вершит суд над собой. Но есть в романе герой,
которому чувство раскаяния не свойственно вообще. Это Петр Петрович
Лужин. Еще не зная Лужина, Раскольников понимает, что тот не заслуживает
уважения. Петр Петрович – человек, который дорожит только собственным
мнением. Надворный советник, человек деловой, благонадежный и хорошо
устроенный, Лужин работает в двух местах и имеет свой капитал. Он
высокомерен, тщеславен и корыстен. Давно положил себе целью Петр
Петрович взять девушку бедную, но красивую и образованную. Не привыкшая к
достатку, она будет благодарна и нетребовательна, а ее красота и
образованность помогут ему пробиться в высшее общество, сделать карьеру.
Брак для Лужина – выгодная сделка, и он не скрывает этого. Мать Родиона
пытается в письме к нему показать Петра Петровича с лучшей стороны, но
Раскольников сразу замечает неискренность. У Лужина все
поставлено на линию коммерции. Он удивительно скуп, даже для невесты:
снял для Дуни с матерью комнату в доме, известном сомнительной
репутацией. Цель жизни Петра Петровича – накопление капитала любой
ценой. Внешне довольно привлекательный, Лужин внутренне уродлив.
Достоевский подчеркивает обманчивость его приятного вида. При встрече с
будущим родственником Петр Петрович раскрывает свои принципы: откажись
от помощи человеку, возлюби одного себя, "ибо все на свете на личном
интересе основано". В основе теории Лужина, так же как и теории
Раскольникова, лежит утверждение, что основу общества оставляют лишь
избранные. Именно они призваны управлять миром. Для Петра Петровича это
прежде всего предприниматели, дельцы. Экономическая правда Лужина –
фактически приглашение к убийству. И он реализует ее так же, как
Раскольников свою теорию. Мошенническая сущность этого героя и его
теории раскрывается в эпизоде с мнимым воровством Сони. Он подбрасывает
ей сто рублей, чтобы оклеветать в глазах окружающих, а вместе с ней
опозорить и Раскольникова. Тогда Лужин еще имел бы шанс претворить свой
разрушенный план женитьбы в жизнь. Он готов предать без оснований,
несправедливо обвинить человека, и эти действия не считает
безнравственными. Это абсолютно аморальный, бессовестный человек. И тем
более страшной кажется Раскольникову связь его собственных мыслей с
теорией Лужина. И все-таки в романе Достоевского в
противоборстве сил добра и зла побеждает добро. Наказаны за преступления
все: Раскольников, отбывающий срок на каторге, Свидригайлов,
покончивший жизнь самоубийством, Лужин, так и не сумевший осуществить
главную аферу своей жизни. Только невольной преступнице Соне дана
возможность стать счастливой и силой своей любви спасти Раскольникова.
Достоевский верит в человека… И в этой вере заключена художественная
сила произведений писателя. Размер сочинения несколько
превышает норму, но не настолько, чтобы сочинение такого объема нельзя
было написать за 4 часа. Работу предваряет удачное историческое
введение, историко-литературное заключение логично подытоживает
рассуждения абитуриента. Автор не отклоняется от темы, подробно
анализируя образы двух двойников главного героя – Лужина и
Свидригайлова. В работе видно хорошее знание текста, умение автора
размышлять по поводу прочитанного. Положения автора подтверждаются
уместными цитатами. Сочинение написано хорошим языком, в нем почти нет
речевых, стилистических и грамматических ошибок. Некоторым недостатком
является то, что автор словно бы избегает повторения слова, которое
должно бы быть ключевым, – слова двойник. Несколько
короче мог бы быть второй абзац, следующий сразу за введением и
посвященный характеристике самого Раскольникова. Тем не менееэти мелкие
недостатки не портят общего впечатления. Сочинение, несомненно,
заслуживает оценки 5. |