Представители разных литературных школ, направлений по-разному воплощали облик города в своих произведениях. Одним
из первых к теме Петербурга – "города пышного, города бедного" –
обратился Пушкин, который выделил основную черту облика города, в
которой выражается его "духовная сущность": двойственность, особую
метафизическую природу материального и духовного бытия города. В
поэме "Медный всадник" Пушкин ведет разработку образа (речевая ошибка)
Петербурга двояко. В сознании Евгения Петербург не существует как
"полнощных стран краса и диво": он не замечает величия гранитных берегов
Невы, прелести узора чугунных оград, стройных громад дворцов и башен.
Эти эстетические оценки связаны с чуждым Евгению миром представлений, с
иной жизнью и замыкаются строками о Петербурге – прекрасном городе,
который летом приносит наслаждение темно-зелеными садами и прозрачными
сумерками белых ночей и где зимой: Бег санок вдоль Невы широкой, Девичьи лица ярче роз, И блеск, и шум, и говор балов… И пунша пламень голубой.
В
"Медном всаднике" поэт прослеживает более чем вековую историю
Петербурга: замысел Петра, рост северной столицы, трагические события в
день наводнения 1824 года. Но можно посмотреть на город и с
другой стороны. В романе "Евгений Онегин" просматривается образ
Петербурга не только праздничного, но и будничного: Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик…
Городская
жизнь показана в творчестве Пушкина во всех проявлениях. С поэтическим
наследием Пушкина должны были считаться все, пытавшиеся сказать свое
слово о Петербурге. Если смотреть на образ города с точки
зрения Достоевского, то мне кажется, что у него город представлен
достаточно однобоко (речевая ошибка, правильно – односторонне). Писатель
смотрит на Петербург только со стороны (речевая ошибка, правильно –
смотрит глазами) "маленьких людей". Вместе с Раскольниковым, главным
героем "Преступления и наказания", мы смотрим на город не только глазами
главного действующего лица, но и в какой-то степени глазами
Достоевского: "Тут заинтересовало его вдруг: почему именно, во всех
больших городах, человек не то что по одной необходимости, но как-то
особенно склонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет
ни садов, ни фонтанов, где грязь, и вонь, и всякая гадость". У
Н. А. Некрасова большой город обрисован с безжалостной иронией. Н. А.
Некрасов запечатлял (грамматическая ошибка) город с самой мрачной его
стороны. Такое чувство, что отравлен даже воздух, а смерть наполняет
ветер, который носится по городу, по проспектам, по улицам Петербурга
(грамматическая ошибка, нарушение порядка слов в предложении, правильно –
а ветер, который носится по городу, наполняет смерть): Ветер что-то удушлив не в меру: В нем зловещая нота звучит, Все холеру – холеру – холеру - Тиф и всякую немочь сулит.
При
чтении поэзии Некрасова создается впечатление, что это "лишний город",
как были "лишние люди", по словам известного исследователя темы
Петербурга в русской литературе Н. Анциферова. Тем не менее
поэт всматривается в неповторимую индивидуальность города. Н. А.
Некрасову редко удавалось отмечать красоту Петербурга, но все же он смог
увидеть "убор из инея", который украшает город Петра, он смог увидеть
также пышность и великолепие Петербурга: Серебром отливают колонны, Орнаменты ворот и мостов, В серебре лошадиные гривы, Шапки, бороды, брови людей…
Уличная жизнь у Некрасова практически всегда иронично показывается в описаниях образа Петербурга: Лица воинов жалки на вид, И подмоченный звук барабанный Словно издали жидко гремит…
Интересен
образ Петербурга Александра Блока. Если вчитаться в его произведения,
то создается впечатление, что он как бы "переделал" (неточность или
речевая ошибка) Петербург А. С. Пушкина, руководствуясь своей жизненной
философией. На мой взгляд, А. Блок несколько прохладно и отрешенно
разрабатывает тему Петербурга (речевая ошибка – лексическая
несочетаемость: тема не может разрабатываться отрешенно или прохладно) в
своем творчестве. В творчестве (речевая ошибка – повтор) поэта вы не
найдете стихотворений, целиком посвященных описанию города или его
отдельных топонимов, в отличие, например, от Мандельштама. Образ Петербурга в творчестве Ахматовой представлен в нескольких ипостасях (речевая ошибка). Во-первых,
это необычайно притягательный, торжественный и отчасти печальный город,
описание которого "вбирает" в себя достижения всей предшествующей
литературы. (Ошибка построения текста: есть "во-первых", но нет
"во-вторых".) Стихи Ахматовой о Петербурге во многом автобиографичны. В них отражены основные "вехи" жизни: Там впервые предстал мне жених, Указавши мой путь осиянный…
"Стихи
о Петербурге" воплощают очень светлое восприятие города, который
становится своеобразной "рамкой" для лирического, очень личного
воспоминания. Тема города переплетается в стихотворении с темой любви и
памяти о ней. Узнаваемые детали города (речевая ошибка – повтор)
позволяют не только воскресить в памяти былую любовь, но и поверить в ее
вечное бытие в воспоминания ("Ведь под аркой на Галерной / Наши тени
навсегда"). А вот в поэме "Реквием" образ города искажается,
становится странно уродливым. Так поэт в образе города (речевая ошибка –
повтор) воплощает время, в котором умерли красота и свобода: "И
ненужным привеском болтался / Возле тюрем своих Ленинград". Сочинение
полно и многоаспектно раскрывает тему. Учащийся хорошо знает тексты
авторов, писавших о Петербурге, много цитирует, знаком с произведениями
критиков. Однако различные части сочинения недостаточно связаны между
собой, а большое количество упоминаемых авторов и произведений не дает
возможности рассмотреть какие-либо тексты боле подробно. В сочинении
имеются речевые ошибки. Оценка – "хорошо". |