1. Как ни пытается Раскольников аннулировать эту мысль, она полностью овладевает им. Слово аннулировать
означает "объявить недействительным, отменить". Раскольников пытается
избавиться от мысли (о преступлении), но никак не "отменяет" ее и не
хочет "объявить недействительной". 2. Проблема совести является фактором размышления Пушкина. Слово фактор
означает "момент, существенное обстоятельство в каком-либо процессе,
явлении". Проблема совести может быть предметом или объектом
размышлений, но не его "существенным обстоятельством". 3. Каждый чиновник этого провинциального городишки вылезает вон из кожи, чтобы понравиться мнимому ревизору. В русском языке существует фразеологизм лезть из кожи вон, но не "вылезать из кожи вон". 4. Хотя Куприн не играл столь большого значения
в литературе конца 19 – начала 20 в., как Чехов и Толстой, а позже –
Бунин и Андреев, многие его повести и рассказы не уступают произведениям
этих писателей по глубине изображения характеров и мастерству. Распространенное неправильное сочетание слов. Правильная сочетаемость: иметь значение, играть роль. 5. Первым, кто выдвинул в русской литературе тему лишнего человека, был Пушкин. Выдвинуть тему – неправильное словосочетание, тему можно затронуть, раскрыть. 6. В эту глубокую бездну отчаяния постепенно погружается герой Достоевского. Слово бездна имеет значение "глубокая пропасть", поэтому автор сочинения фактически написал: глубокая глубокая пропасть. 7. Толстой негодует от возмущения, когда показывает нам Наполеона в этом эпизоде. Плеоназм: негодовать – испытывать возмущение. 8. На балу Онегин, чтобы позлить приятеля и отомстить ему за то, что тот притащил его в гости, танцевал с Ольгой, а Ленский начал хорохориться. Слова притащил и хорохориться разговорные, они неуместны в сочинении. 9. Мне кажется, что А. С. Пушкин действительно жил, страдал и размышлял вместе со всеми людьми Руси. Анахронизм:
о Руси мы говорим, когда речь идет о древней, сказочной, легендарной
стране; о времени, когда жил А. С. Пушкин, следует писать Россия. 10. Для поэта все старое, все образы старого мира – враждебно. Сказуемое
в приведенных предложениях относится к ряду однородных членов и должно
быть в форме не единственного, а множественного числа. 11. Самая любимейшая героиня Толстого – Наташа Ростова. Степени
сравнения прилагательных образуются либо с помощью суффиксов, либо с
помощью вспомогательных слов, но не с помощью двух этих способов
одновременно: или "любимейшая героиня", или "самая любимая героиня". 12. Эта встреча Рогожина и князя Мышкина не принесла ему ничего хорошего. Непонятно, кому "ему": Рогожину или Мышкину? 13. Чуткий художник, Тургенев откликается на все события окружающей жизни и отмечал только зарождающиеся в ней явления. Оба сказуемых должны быть употреблены либо в настоящем, либо в прошедшем времени. 14. Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы. Деепричастный оборот должен обозначать действие того же субъекта, что и сказуемое. Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народ создал произведения большой глубины и силы. 15. На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал. Должно
быть либо два придаточных предложения, либо два причастных оборота (в
данном случае предпочтителен первый вариант). 1. На столе у Манилова
лежала книга, которая была всегда открыта на одной и той же странице и
которую он никогда не читал. 2. На столе у Манилова лежала книга,
открытая на одной и той же странице и никогда не читаемая им. Рассмотрим наиболее распространенные типы ошибок (фактические, логические, речевые, грамматические и др.). Фактические ошибки1. В романе два действующих лица: Онегин и Татьяна. 2. Алексей Максимович Горький родился в небольшом городке на Волге – в Горьком. 3. Как в старой Руси согрешившие и заблудшие выходили на площадь, становились в грязь, на колени, и каялись перед народом, так и Есенин каялся перед страной в том, что мешал ей своей песней. 1
– персонажи романа названы "действующими лицами", что возможно только в
драматическом произведении, к тому же персонажей в романе "Евгений
Онегин" значительно больше, наверное, имелись в виду главные персонажи; 2 – комментарий не требуется; 3 – допущена ошибка в трактовке творчества С. Есенина, использован неточный, противоречивый образ. |