Вопрос о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе,
каковы задачи поэзии, всегда волновал и волнует сторонников искусства
для народа. Поэтому тема назначения поэта – центральная тема не только
поэзии XIX века, она пронизывает все творчество и современных поэтов,
для которых судьба родины и народа – их судьба.
А. С. Пушкин,
М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов как представители передовых кругов
русского общества XIX века возглавили дальнейшее движение литературы
вперед, определили ее последующее развитие.
Русская
действительность, духовная близость Пушкина к декабристам, Некрасова – к
революционерам-демократам были той школой, в которой сложились их
взгляды на сущность искусства, на место и роль поэта и поэзии в жизни
общества. Учитывая то обстоятельство, что великие русские поэты творили в
разное время, можно говорить о своеобразном представлении каждого из
них о своей поэтической музе.
Так, А. С. Пушкину она иногда
казалась "подругой ветреной", "вакханочкой", "барышней уездной, с
печальной думою в очах, с французской книжкою в руках", а чаще всего
музой, призванной "глаголом жечь сердца людей".
М. Ю.
Лермонтов создал свой поэтический образ музы, резко отличающийся от
пушкинской. Сначала она полна печали и разочарования, а затем – страстно
желающая найти себя и свое место в жизни, исполненная веры и надежд.
Образ
некрасовской музы оставался неизменным на протяжении всего творчества
поэта. Он был верен своей музе, борьбой и страданиями кровно связанной с
народом.
Однако такое индивидуальное представление о
поэтической музе не умаляет основного – истинного назначения поэта и
поэзии, назначения, которое поэты видели в служении своему народу,
отечеству. Во всем, о чем бы ни писали поэты, сказывался передовой
человек времени, сказывалось не примирение с действительностью, а
активная воля и стремление к уничтожению всего, что теснило, подавляло,
калечило народ и жизнь личности.
Так, стихотворения А. С.
Пушкина "Вольность", "Деревня", "Кинжал" были своего рода
стихотворениями-прокламациями, развивали свободолюбивые идеи, передовое
общественное сознание. В стихотворении "Кинжал" Пушкин осуждает массовый
террор якобинцев и одновременно славит "карающий кинжал" в качестве
"тайного стража" свободы – "последнего судии позора и обиды". Многими
декабристами это стихотворение было воспринято как призыв к свержению
самодержавия.
После разгрома восстания декабристов в лирике
Пушкина начинают все сильнее звучать философские мотивы – раздумья о
смысле и цели жизни, о поэте и его назначении, об отношении между поэтом
и обществом, он продолжал живо интересоваться общественной жизнью,
политикой. В это время Пушкин пишет послание декабристам "В Сибирь"
(1827 г.), "Арион" (1827 г.) и др. Поэт не только пытается найти выход
из последекабристского "тупика", но и в известной степени указывает
такой выход. В послании в Сибирь, вдохновленный подвигом жен
декабристов, Пушкин стремится вдохнуть "бодрость и веселье" в сердца
своих братьев, друзей не только надеждой на то, что "темницы рухнут", но
и утверждением великого значения их дела:
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
В стихотворении
"Арион", написанном в связи с годовщиной казни декабристов, Пушкин в
форме прозрачной аллегории не только объявляет себя литературным
соучастником – певцом декабристов ("Пловцам я пел"), но и подчеркивает
свою верность общим с ними чаяниям и идеалам ("Я гимны прежние пою").
Поэт понимает, что его время наполнено великими событиями, и поэтому
видит истинное назначение поэзии в служении народу:Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Пушкин сравнивал поэта с эхом, которое откликается на всякий призывный звук жизни.
По-своему
решает тему поэта и поэзии М. Ю. Лермонтов. Подхватив эстафету своего
предшественника, он создал более широкий и сложный образ поэта.
Сложность эта объясняется теми условиями жизни, которые были связаны с
последствиями разгрома декабристов. "Нет двух поэтов столь существенно
различных, – писал В. Г. Белинский, – как Пушкин и Лермонтов. Пушкин –
поэт внутреннего чувства души; Лермонтов – поэт беспощадной мысли,
истины. Пафос Пушкина заключается в сфере самого искусства как
искусства; пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о
судьбе и нравах человеческой личности". Благородная и светлая поэзия
Пушкина развивалась на почве надежд и доверия к жизни, веры в
безграничные силы и возможности человека. И напряжение народных сил в
Отечественной войне 1812 года, и подъем национального самосознания
питали эту надежду и веру.
На смену светлому и
непосредственному, открытому взгляду на мир, на смену упоению жизнью
приходит эпоха разочарования, анализа, скепсиса и "тоски по жизни". На
смену эпохе Пушкина приходит эпоха Лермонтова. Эти эпохи разделил 1825
год, год разгрома восстания декабристов. И в поэзии Лермонтова с первых
же строк звучит тема одиночества.
Противоположность двух
поэтических миров отчетливо видна при сравнении "Пророка" Пушкина и
"Пророка" Лермонтова. Лермонтов подхватывает пушкинскую тему
преображения поэта в пророка и развивает ее. У Пушкина стихотворение
звучит предвестием великого дела, которое предстоит свершить пророку в
мире, широко открытом перед ним, ждущем его:
…обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Лермонтов
же эту тему продолжает в ином ключе – печали и разочарования. Мир, куда
выходит лермонтовский пророк, полон злобы и вражды. Все живое, доброе,
истинное, светлое, чистое сосредоточилось в пророке и на том островке
жизни ("в пустыне"), куда его изгоняют "они" – те, кому пророк пытался
проповедовать "любви и правды чистые ученья". Эти "они", исполненные
бешеной злобы, самодовольной гордости и неверия, "жадною толпой стоящие у
трона", – палачи "Свободы, Гения и Славы". "Они" – пестрая толпа
"приличьем стянутых масок", это рабы и господа, населяющие "немытую
Россию", это и "наше поколенье", постыдно равнодушное к добру и злу.
Ощущение
потерянности, одиночества знакомо людям 30-х годов XIX века. Журнальные
статьи тех лет полны размышлений о ничтожестве и бесплодности молодого
поколения, ничего не приобретшего и преждевременно одряхлевшего. Но
никто в то время в искусстве с такой силой и полнотой, с такой болью и
страстью, как Лермонтов, не раскрыл трагедию одинокой души, брошенной в
холодный, враждебный, жестокий мир. Однако это одиночество не
отрешенность от жизни, это упрек и вызов окружающей поэта
действительности. Протест заглушает в поэте настроение безысходности,
рождает жажду жизни, стремление не бежать от мира, а найти себя и свое
место в нем. "Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня" – в этих
словах стихотворения "Узник" звучит страстный порыв поэта к свободе, к
счастью.
Муза Н. А. Некрасова – муза "мести и печали", "сестра народа" – так называл ее поэт.
Поэзия
Некрасова продолжала развивать лучшие традиции, завещанные русской
литературе Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Как и его предшественники,
Некрасов был прежде всего поэтом-гражданином, но он жил и творил в иное
время, тогда, когда освободительное движение набирает новый виток. Н. А.
Некрасов стал певцом народа, поэтическим глашатаем поколения
революционеров-демократов 50–60-х годов XIX века. Он вновь и вновь
возвращается к вопросу о назначении поэта и его месте в общественной
борьбе.
В стихотворении "Поэт и гражданин" (1856 г.) Некрасов
изложил свою поэтическую программу и выразил свои взгляды на долг поэта,
требовал, чтобы поэт был гражданином, верным сыном своей родины и
своего народа:
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.
И далее он пишет:
Будь гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.
Устами
Гражданина Некрасов призывает Поэта отдать Родине не только талант, но и
жизнь, быть готовым к самопожертвованию ради правого дела:
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь…
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь.
Эти слова, выразившие моральные принципы революционных демократов, нашли отклик в сердцах передовой молодежи России.
Мыслям,
высказанным в стихотворении "Поэт и гражданин", Некрасов оставался
верен до конца своей жизни. Судьба истинного поэта, по мнению Некрасова,
должна быть неразрывно связана с судьбой народа. Эту мысль он развивает
и в стихотворении "Элегия" (1874 г.), которое было для поэта самым
задушевным и любимым из написанных в последние годы:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая – "страдания народа"
И что поэзия забыть ее должна -
Не верьте, юноши! Не стареет она.
Некрасов
выступает против тех, кто из "моды" проявлял сочувствие народу, но
отвернулся от него в годы реакции. В служении народу поэт видел цель и
смысл своего творчества.
Таким образом, у каждого из поэтов
по-разному сложилась творческая и жизненная судьба, но их поэзия
питалась одной и той же идеей – служить народу, защищать угнетенный
народ. В разных внешне образах музы Пушкина, Лермонтова и Некрасова мы
находим и близкие настроения, и схожие художественные искания, ибо все
они были сынами своего отечества, тонко чувствовали и понимали все
противоречия общественной жизни.
Сочинение на первый взгляд
производит хорошее впечатление. Большое, рассматривающее конкретные
тексты, с цитатами… Даже речевых ошибок почти нет (мы не будем их
рассматривать специально, просто подчеркнем в тексте). Однако за такое
сочинение больше "тройки" поставить нельзя, потому что на тему написана
лишь треть сочинения – та часть, которая посвящена творчеству Н. А.
Некрасова. В ней действительно рассматриваются взгляды этого поэта на
назначение творчества, анализируются стихи, посвященные теме поэта и
поэзии. Что касается творчества А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, то
почти ничего о теме поэта и поэзии не сказано (за исключением
комментирования стихотворений Пушкина и Лермонтова "Пророк"), а тексты,
рассмотренные автором, к теме фактически не относятся ("В Сибирь") или
соотносятся с ней лишь косвенно ("Арион").
Стихотворения А. С.
Пушкина "Вольность", "Деревня", "Кинжал" традиционно относятся к
свободолюбивой лирике поэта. Темы одиночества, неволи, поколения в
творчестве Лермонтова, конечно, очень важны, но это именно темы
одиночества, неволи, поколения, а не тема поэта и поэзии. Зато не
рассмотрены классические для темы роли поэта в обществе и назначения
поэзии стихотворения А. С. Пушкина "Поэт", "Поэту", "Поэт и толпа",
"Эхо", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…", а также стихотворения
М. Ю. Лермонтова "Нет, я не Байрон…", "Поэт", "Не верь себе",
принципиально важное "Журналист, читатель и писатель", "Смерть поэта",
наконец!
Поэтому такие "мелочи", как введение, не подводящее
логически к теме, а скорее уводящее от нее (словами о современных поэтах
сочинение можно было закончить, но не начинать); заключение, связанное с
проблемами общественной жизни, а не с ключевой проблемой назначения и
значимости поэтического творчества; отклонение от темы, связанное с
образом музы каждого из поэтов, уже ничего "не портят": достаточно того,
что в рецензии обычно выражается традиционной фразой "тема сочинения не
раскрыта".