Сочинение – особый вид экзамена, он нужен, чтобы выявить уровень грамотности школьника, оценить начитанность и кругозор. Помните,
что при оценке сочинения учитывается его объем. Если в сочинении менее
200 слов, то такая работа считается невыполненной. Максимальное
количество слов в сочинении не установлено, однако, учитывая, что на всю
работу отводится 4 часа, при определении объема своего сочинения
исходите из того, что обязательно нужно раскрыть тему, доказать свое
мнение, мотивированно ответить на вопрос, последовательно изложить
материал, в тексте на 220–250 слов это просто невозможно. Поэтому
оптимальный объем сочинения – 350–400 слов. Исходя из этого
числа, экзаменаторами оцениваются различные стороны сочинения. По разным
критериям можно получить от 0 до 2 баллов. Максимально можно набрать 9
баллов. Критерий 1. Глубина раскрытия темы. При
оценке сочинения 2 балла ставится за раскрытие темы. Вам надо раскрыть
тему и/или ответить на поставленный вопрос, аргументировать свое мнение в
соответствии с формулировкой темы, обратившись к тексту литературного
произведения и/или фактам истории и культуры, и это обращение должно
быть оправдано логикой и содержанием сочинения. 1 балл
ставится, если пишущий раскрывает тему сочинения поверхностно и, отвечая
на поставленный вопрос и доказывая свое мнение в соответствии с
формулировкой темы, не обращается к тексту литературного произведения
или фактам истории и культуры либо это обращение не оправдано или не
вполне оправдано логикой и содержанием сочинения. 0 баллов
ученик получает, если не раскрывает тему сочинения, не дает ответа на
заданный вопрос и/или обращение к тексту литературного произведения
и/или фактам истории и культуры отсутствует. Критерий 2. Знание текста художественного произведения, а также фактов истории и культуры. По
этому критерию 2 балла ставится, если ученик демонстрирует знание
текста и ссылается на него в своих рассуждениях, то есть интерпретирует,
цитирует, комментирует, пересказывает, анализирует текст
художественного произведения и/или обнаруживает знания фактов истории и
культуры (интерпретирует, анализирует, комментирует их), а фактические
ошибки и неточности отсутствуют. 1 балл ученик получает, когда
демонстрирует недостаточное знание текста и/или неумение его
анализировать и интерпретировать, подменяя анализ и интерпретацию
пересказом, допускает фактические ошибки в знании текста или фонового
материала (не более 3). 0 баллов ожидает тех, в чьем сочинении
явно видно незнание текста, неумение его анализировать и
интерпретировать и/или допущено более 3 фактических ошибок. Критерий
3. Культурологическая и/или филологическая компетентность, то есть
умение применять термины и понятия литературоведения, культурологии и
искусствоведения для интерпретации текста произведения и его анализа. Этот
критерий оценивается либо 1, либо 0 баллов, если ученик не применяет
эти термины и понятия или демонстрирует их непонимание, неправильное
использование. Критерий 4. Композиционная цельность и логичность изложения. 2
балла получает сочинение, которое характеризуется композиционной
цельностью, его части логично связаны, внутри смысловых частей нет
нарушений последовательности и необоснованных повторов. Сочинение,
обладающее композиционной цельностью, части которого логически связаны
между собой, но при этом внутри них имеются нарушения
последовательности; если прослеживается композиционная структура, но
связи между смысловыми частями нарушены; если содержатся
немотивированные повторы. Если в сочинении вообще не
прослеживается композиционный замысел, допущены явные нарушения
последовательности частей высказывания, затрудняющие понимание смысла
текста, то по этому критерию ставится 0 баллов. Критерий 5. Соблюдение речевых норм. 2
балла ставится за сочинение, в котором нет речевых ошибок вообще или
допущено не более 2 подобных ошибок; если допущены 3–4 речевые ошибки,
то ставится 1 балл; от 5 и более речевых ошибок – 0 баллов. Помните,
что учитель может поставить 1 дополнительный балл за самостоятельность
мышления, творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля. Кафедра
филологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического
образования дает следующие рекомендации по переводу баллов в обычные
школьные оценки по пятибалльной системе: 8, 9, 10–5; 6, 7–4; 4, 5–3; 1, 2, 3–2. Учтите,
что всегда есть нюансы, на которых можно как заработать дополнительные
баллы, так и потерять их. Если объем сочинения значительно превышает
норму, то возможен более высокий балл даже при наличии речевых и
фактических ошибок, но при этом не следует забывать, что, написав много,
торопясь, утомившись, есть риск сделать значительно больше подобных
ошибок. Итак, начиная писать сочинение, надо помнить, что при оценивании работы учитывается следующее: 1) соответствует ли содержание сочинения его теме, насколько полно она раскрыта; 2) есть ли в сочинении анализ литературного произведения, подтверждены ли положения работы цитатами; 3)
насколько совершенно сочинение композиционно (в том числе присутствуют
ли все необходимые части: введение, основная часть, заключение); 4) освещены ли основные положения программы по литературе, касающиеся данного героя, произведения и др.; 5) самостоятельность содержания сочинения; 6) логичность и последовательность изложения материала; 7) наличие речевых, стилистических и фактических ошибок, насколько богат словарный запас пишущего. К
сожалению, практика показывает, что среднестатистический старшеклассник
может допустить в сочинении до десятка речевых ошибок, пребывая в
полной уверенности, что точно употребляет слова или фразеологизмы,
значение которых на самом деле понимает весьма приблизительно. |