Внимательно прочитайте следующее сочинение. Обратите внимание на комментарий.
Великосветская знать в романе Толстого "Война и мир" Роман "Война и мир" написан Л. Н. Толстым в 1964 г. В этом произведении очень точно показана знать в ореоле блеска и внутренней непривлекательности
(речевая ошибка – выражение ореол блеска в русском языке существует, но
нельзя сказать "ореол непривлекательности"). Основа жизни этих людей –
эгоизм, они отъявленные карьеристы, предприимчивы и корыстны (грамматическая ошибка – нельзя в один ряд однородных членов ставить существительное и краткую форму прилагательного). Центральное
место в романе занимает изображение семьи Курагиных. Старший
представитель этой семьи – князь Василий. Впервые мы встречаем его в
салоне Анны Павловны Шерер. Перед нами предстает истинно светский
человек, чувствующий собственную значимость. Он, как и все гости в
салоне у фрейлины императрицы, играет роль. Князя Василия не заботит,
как воспринимаются его слова, он высказывает свои суждения "по
привычке". Курагин – человек, привыкший жить при дворе, по правилам
этикета. Опытный царедворец, он ведет себя как значительное лицо, в его
поведении обдуманно, неестественно и лицемерно все, начиная с мундира и
кончая снисходительным тоном в разговорах с людьми. Князь – очень нужный
человек, его связи и влияние многим могли бы помочь, но Василий
(нельзя назвать героя, чье положение в произведении таково, каково
положение князя Василия, и которого сам автор по имени не называет, по
имени; это еще хуже, чем распространенная ошибка называть князя Андрея
просто Андреем) равнодушно и презрительно относится к просителям.
Толстой очень верно и иронично описывает, почему князь игнорирует этих
людей: "Раз сообразив, что ежели бы он стал просить за всех, кто просит, то вскоре ему нельзя было бы просить за себя"
(ошибка – грамматически неправильное введение цитаты, которая не
закончена). Так открывается еще одна черта характера Курагиных – крайний
эгоизм. Это главная движущая сила всех его поступков. Князь Василий
умеет устраиваться в жизни, желание из всего извлекать выгоду для себя
превратилось в привычку. Курагин думает и действует в соответствии со
своим "особым светским типом мышления". Он может прибегнуть к лести, покорности
(речевая ошибка – неправильная сочетаемость слов: можно прибегнуть к
скрытому обману, даже к насилию, но в русском языке нельзя сказать
"прибегнуть к покорности") и это не противоречит его совести. Желая
получить хоть часть от наследства (фактическая ошибка – следует указать, какого наследства + ошибка грамматическая – часть наследства, а не от
наследства), князь Василий разыграл сцену у постели умершего графа
Безухова, добившись тем самым расположения Пьера. Он взял в свои руки
управление имуществом наследника и открыто ограбил Безухова
(неточность – следовало бы указать, какого Безухова, написав "Пьера
Безухова"), присвоив себе часть земель. Однако князь Василий и на этом
не остановился. Он почти заставил Пьера жениться на Элен, опытными интригами
(речевая, лексическая ошибка – опытным может быть интриган, но не
интриги, поэтому слово "опытный" здесь неуместно) подготовив брак. А как
меняется князь, когда над ним нависла угроза потерять все деньги! В
этом случае ярко проявляется еще одно определяющее качество Василия (повтор уже указанной ошибки) – благоразумная трусость. В конце концов Пьер не выдерживает интриг Элен (фактическая ошибка – Пьер не выдерживает не интриг, а супружеской измены Элен) и выражает желание расстаться. Князь с благоразумностью труса понимает, что лучше не настаивать (не настаивать на чем?) и ретироваться. Василий Курагин – воплощение подлости и лицемерия, крайнего эгоизма. Однако мы можем определить (речевая ошибка – не определить, а отметить) в нем одну положительную черту – он, правда своеобразно, заботится о своих близких, о семье
(неуместный повтор – близкими для князя Василия остаются только члены
его семьи + недостаток содержания – кроме истории замужества Элен,
стоило бы хотя бы упомянуть о попытке князя женить сына на княжне
Марье). В молодом же поколении семейства Курагиных нет положительных черт. Можно говорить о полном вырождении
(речевая ошибка – слово "вырождение" употребляется по отношению к
наименованию лиц, но не отвлеченных понятий, как в данном случае)
нравственных начал и у Анатоля, и у Элен, и у Ипполита. Впервые с Анатолем Курагиным мы встречаемся на пиру (речевая ошибка – устаревшее или книжное слово "пир" здесь неуместно, имеется в виду пирушка) молодежи в его доме. На этом вечере было заключено пари между двумя его друзьями. Случай (ошибка содержания, которая может быть квалифицирована и как фактическая – не уточнено, какой именно случай) мог иметь летальный исход
(очень заметная речевая ошибка – неуместное употребление медицинского
терминологического словосочетания: здесь было бы уместно скорее
выражение "привести к гибели кого-либо"). Однако, к счастью для хозяина
(а почему, собственно, для хозяина?), все кончилось благополучно. Подобным безрассудством отличалось и поведение самого Анатоля. В его жизни огромную роль играет случай и эгоизм (грамматическая ошибка – в один ряд однородных членов помещены логически разнородные слова). Он не думает о законности
(но ведь речь идет не о том, что Анатоль совершает поступки, нарушающие
закон, а о нарушении им нравственных законов) своих действий, ему нужно
удовлетворить собственные желания или просто развлечься. Младший
Курагин скрытен, самолюбив, бесчестен. Он возмутительно ведет себя в
имении Болконских, куда приехал с отцом с целью заключить выгодный брак –
жениться на княжне Марье. Анатоль заигрывает с ее компаньонкой, не
заботясь о дальнейшей судьбе девушки, лишь бы позабавиться (не совсем
правильное толкование текста романа – возмутительность поведения Анатоля
заключается прежде всего не в том, что он "заигрывает" – не слишком
уместное современное слово – с мадемуазель Бурьенн, которая сама
поощряет его, а в том, что он оскорбляет этим "заигрыванием" семью
Болконских). Курагин искренне считает, что удовлетворение его желаний –
главная цель в жизни (неясно – в жизни кого? его самого
или окружающих?). Женатый человек, он бессовестно обещает Наташе
Ростовой жениться и, вопреки рассудку, готовит побег (снова не совсем
точная интерпретация текста: прежде всего не вопреки рассудку, а вопреки
чести и порядочности). Смелый в интриге, Анатоль оказывается жалкой натурой, неспособной вести себя достойно на операционном столе
(речевая ошибка – слово "натура" употребляется, когда речь идет о
качествах человека, его характере, темпераменте, поэтому вести себя
как-либо может человек, личность, но не натура). Тяжело раненный князь
Андрей слышит стоны Анатоля и по-человечески прощает его… В образе младшего Курагина Толстой рисует человека, для которого
собственные потребности становятся смыслом жизни. Анатоль не случайно
так удобно и уютно чувствует себя (речевая ошибка –
можно удобно чувствовать себя, но нельзя чувствовать себя уютно, можно
лишь уютно устроиться и т. д.) в светском обществе, так как там люди
живут теми же стремлениями. Отсутствие духовной жизни, эгоизм,
доведенный до предела, пренебрежение к человеку – все это обычно для
людей света, и Курагин не исключение. На Анатоля похожа и его
сестра – Элен. Она не соблюдает никакие нормы морали. Красота этой
женщины, мраморная, холодная, бездушная, продажна, сродни душевному
уродству (речевая ошибка – логическая несочетаемость употребленных слов:
красота может быть подобна уродству, хуже уродства,
но не сродни уродству). Элен холодна, расчетлива и безжалостна. Толстой
почти не описывает ее лица, а сосредоточивает наше внимание на красоте
тела, и это не случайно: так подчеркивается отсутствие духовной жизни.
Светская красавица выходит замуж за Пьера, не испытывая к нему никаких
чувств, тем самым просто продает себя. Состоятельная
(содержательный недочет – важно не то, что Элен состоятельна или, что
будет точнее, богата, а то, что она знатна) дама, она устраивает
великосветские приемы, на которых говорит глупости, однако все видят в
этом какой-то скрытый смысл. Распущенность, глупость, эгоизм не самые
ужасные качества Элен. Она агрессивна и коварна, способна оказывать
дурное влияние. При встрече эта женщина так запутывает Наташу, что та доверяется Анатолю
(неточность – Наташа влюбляется в Анатоля не только из-за Элен, хотя ее
сводничество здесь также играет роль). Для Курагина (об Анатоле речь
уже шла выше, повторное обращение к его образу нарушает логику
изложения, поэтому лучше было бы употребить множественное число, показав
при этом, что говорится не только об Анатоле, но и об Элен – "для
Курагиных") это очередная забава, для Ростовой – жизненная трагедия.
Апогея безнравственности Элен достигает в тот момент, когда решает выйти
замуж второй раз, еще будучи в браке; причем озадаченная невеста долго
не может определить, кому из двух претендентов отдать предпочтение:
богатому старику или молодому принцу. Желая избежать отрицательных суждений
(речевая ошибка – слово "суждение" здесь не подходит, так как имеет
слишком общее значение, лучше употребить слова "отрицательное мнение",
"компрометация", "осуждение"), опытная интриганка настраивает общество
так, что все осуждают грубияна-мужа и даже пытаются помочь Элен решить
ее проблемы. Образцом светской женщины
(речевой недочет: лучше – дамы) предстает в романе Анна Павловна Шерер.
(Нет логической связки при переходе к этому абзацу. Следовало бы
написать несколько слов о том, что Элен – истинная (или образцовая)
представительница света, образцовой представительницей также
можно назвать…) Привычка быть в свете заставляет ее жертвовать собою:
улыбка, которая вовсе не шла ей, постоянно была у нее на лице
(непонимание значения слова: неужели улыбаться – значит жертвовать
собой?). Толстой несколько раз приводит нас в салон Шерер – и не
случайно. Именно там встречается петербургская знать. Сама Анна Павловна
и ее гости постоянно заняты устройством собственных дел, а также
всяческими "новостями". Каждый разменивает себя в пустых разговорах,
носит маску любезности. Такая жизнь бесцельна, абсурдна, но никто из
гостей в салоне Анны Павловны не задумывается над этим, потому что они
живут по неестественным законам жизни. Духовная пустота, манерность
поведения, нравственная ничтожность, стремление приспособиться к жизни –
вот что представляет собой мир знати, который презирают дворянские
интеллигенты Болконские и живущие по исконно русским народным традициям
Ростовы. Курагины, Шерер, Берг, Друбецкие – люди, которые всегда играют
роль, живут чужой жизнью. Размер сочинения соответствует
норме, оно написано на тему. Текст в основном достаточно логичен и
последователен. Есть введение, а отсутствующее заключение заменяет некое
подобие общего вывода, касающегося описываемых героев. Однако следует
отметить и явные недостатки работы. В сочинении написано только об одной
семье – семье Курагиных – и совсем немного об А. П. Шерер; ничего не
сказано ни о Берге и ставшей его женой Вере, ни о Борисе Друбецком, ни,
главное, о милой, но абсолютно "светской" Лизе Болконской. Даже при
отсутствии времени на подробный рассказ о них следовало бы не просто
упомянуть при перечислении представителей светского общества в конце
сочинения. Ничего не сказано о поведении светского общества во время
Отечественной войны 1812 года. В сочинении присутствуют фактические,
грамматические и речевые ошибки. Сочинение заслуживает оценки 4. |