Жизнь поэта неотделима от его творчества, само творчество является для него жизнью.
Поэзия Пушкина, его лирические стихотворения повествуют о жизни
человека, необыкновенно чутко отзывающегося практически на все
проявления жизни. Своим учителем Пушкина считали Гоголь, Достоевский, Гончаров, Тургенев. Не случайно Горький назвал поэта "началом всех начал". В своей поэзии Пушкин унаследовал лучшие традиции мировой и русской литературы. Наиболее выразительно это проявляется в теме предназначения поэта и поэзии. Над вопросом о своем поэтическом наследии
задумывались поэты всех времен. Поэтому эпиграфом к стихотворению "Я
памятник себе воздвиг…" Пушкин не случайно выбирает начало оды Горация
"Я воздвиг памятник". Строки этого стихотворения перекликаются со
строками Ломоносова "Я знак бессмертия себе воздвигнул. Превыше пирамид и
крепче меди…" и с чувствами Державина: "Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный. Металлов тверже он и выше пирамид…". Но Пушкин понимает предназначение поэта в том, чтоб, "обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей". Поэтические
строки Пушкина всегда предполагают бесконечное множество осмыслений.
Перечитывая его строки, каждый раз по-новому понимаешь их содержание. "Что
же было предметом его поэзии?" – спрашивал Гоголь. И отвечал: "Все
стало предметом". Действительно, в стихах Пушкина мы найдем все: и
реальные портреты времени, и философские размышления о главных вопросах
бытия, и портреты вечного изменения природы и движения человеческой души. Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк, философ, политик, человек, являющий собой эпоху. Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…
Часто через символику пейзажа поэт передает свои вольнолюбивые порывы: Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.
Именно в стихотворении "К морю" Пушкин ассоциирует образ моря с неспокойной бурной стихией, со "свободной стихией" борьбы. Большую
роль в формировании и развитии Пушкина сыграл Байрон, "властитель дум
XIX века". В строках Пушкина звучит та же смелость, когда он восстает
против беззаконий монархии: Самовластительный Злодей! Тебя, твой трон я ненавижу Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу.
Другое
настроение воплощено в стихотворении "Я помню чудное мгновенье…". В нем
Пушкин рассказывает не только о своей любви, но и о том, как его жизнь повлияла на это чувство.
"Звучал мне долго голос нежный / И снились милые черты". Стихотворение
построено на сопоставлении двух образов – любви и жизни. Жизнь идет
своим чередом "в глуши, во мраке заточенья", но любовь – это божество и вдохновенье, которые торжествуют над жизнью. Пушкин
"видел и внимал" всю окружающую его жизнь. Его произведения именно
поэтому так близки многим читателям. Он смог "жить, чтоб мыслить и
страдать", и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместе с Пушкиным. Сочинение
очень плохое. Автор ничего не пишет о жизнелюбии А. С. Пушкина, о его
поэзии мысли, то есть о философской лирике. Не рассматриваются
стихотворения "Телега жизни", "Дар напрасный, дар случайный…", "Пора,
мой друг, пора!", "Вновь я посетил…". Стихотворение "Элегия", из
которого взяты строки, послужившие названием сочинения, даже не
упомянуто. Вся работа – хаотический набор общих слов о творчестве поэта,
о различных темах, неизвестно почему и для чего упоминаемых. Традиции
русской и мировой культуры в поэзии Пушкина к данной теме не относятся.
Тем более неуместна здесь история стихотворения "Я памятник себе
воздвиг…". Природа в изображении Пушкина, как и его вольнолюбивые
порывы, и влияние Байрона на него не относятся к "мыслить и страдать".
Тема любви интерпретирована неправильно: можно было написать о
страданиях поэта, связанных с любовью. Вывод совершенно немотивирован.
Мы даже не рассматриваем специально речевые ошибки, которых допущено
очень много и которые мы просто подчеркиваем. Следовательно, "тема
сочинения не раскрыта" и оценка – "неудовлетворительно". |