1 Во
многих школах все уроки – те драгоценные часы, которые оставлены для
литературы, – изучают «образы». Образ Онегина, образ Фамусова, образ
Чацкого... По большей части в школе идут уроки начального
литературоведения. Они, несомненно, нужны, если это – школа с
гуманитарным уклоном. Но в том-то и дело, что они вменены сегодня любой
школе. А так как часов мало – то это происходит за счет знания самих
текстов. На уроках литературы, конечно, в первую очередь надо читать. Читать вслух вот те самые замечательные книги, которые в школе проходят. Чтобы глагол этот не проявился в более известном значении – прошли мимо и оставили за собой, позади. Некоторые
особо бойкие ученики пишут сочинения, так и не прочитав ни «Евгения
Онегина», ни «Горя от ума», ни «Капитанской дочки». А не прочитали в
школе – значит, в подавляющем большинстве своем не прочитают никогда. А
это обидно. Не за Пушкина – его не убудет, а за тех, кто никогда его не
прочитает, не узнает, например, конца «Метели»: «Боже мой, Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, – так это были вы! И вы не узнаете меня? Бурмин побледнел... и бросился к ее ногам...». Да – сегодня программные произведения в каждом классе читают единицы. Остальные
заканчивают среднее образование, не прочитав ни «Мертвых душ», ни
«Войны и мира», ни романов Достоевского. Каждый год 22 июня, вслед за
выпускным балом, сильно пополняется тот слой общества, который лишен –
частично или полностью – второй после родного языка общенациональной
скрепы. В этом – огромное отличие
сегодняшнего российского общества не только от конца XIX – начала XX
века, в котором люди, кончавшие гимназию или реальное училище, Пушкина и
Гоголя точно читали, но даже от более или менее интеллигентной среды 60
– 90-х годов XX века. Тогда возрастные слои не были еще так, как
сегодня, разъединены в этом именно отношении. Если кто-то упоминал за общим, скажем, столом: «Помните, как генерал Петруше Гриневу говорит про ешовы рукавицы?» или
«Это как Николай Ростов старосту Дрона у княжны Марьи за две минуты
выучил» – то люди со средним образованием понимали, о чем речь. Вообще
чего именно мы, культурное сообщество, и власть, которая должна служить
обществу, хотим, включая литературу в число школьных предметов? Того,
наверно, чтоб этот учебный предмет прежде всего знакомил юных сограждан с
основным корпусом произведений отечественной словесности. Тем самым,
который имеет статус общепризнанного культурного наследия. То есть мы,
граждане России, принимаем за аксиому то мнение, что человек, вовсе не
знакомый с этими книгами или знакомый лишь понаслышке («Пушкин»,
«Крылов», «Лев Толстой»), оказывается лишенным чего-то, невосполнимого
другими средствами. В какой-то степени
сюда относится, конечно, нравственный потенциал, заложенный в этих
отобранных культурой произведениях. Взрослых, вопреки распространенному в
интеллигентной среде мнению, литература, на наш взгляд, не
«воспитывает». Человек, прочитавший все романы Достоевского, может
совершить преступление – потребовать, скажем, за что-либо огромную
взятку, – точно так же, как и тот, кто ни одной строки Достоевского не
читал. Зато в возрасте лет до шестнадцати литература очень даже
воспитывает! Если внимательно читать, а
не наспех пролистывать, пытаясь запомнить, о чем речь, –
устанавливаются некие моральные аксиомы, формируется не только
определенный душевный склад, но и эстетические представления. Школьные
условия теоретически для этого весьма удобны. А в дальнейшей жизни
человек с такими представлениями гораздо более полезен и приятен в
общежитии, чем тот, у кого они на нуле. О себе, в общем-то, хлопочем. Но современные уроки литературы мало работают на все это – потому именно, что проходят мимо великих произведений. 2 Несколько
лет назад газета «Вечерняя Москва» обратилась с вопросом к нескольким
уважаемым читателям: «Как по-вашему, нужно ли заставлять детей учить
стихи наизусть?» И поразили совсем не те люди, которые отвечали – нет,
не надо, зачем мучить детей. Это было грустно, но не удивительно.
Удивили другие – те, кто отвечали: да, нужно. Потому что все до одного
мотивировали это так: это развивает память. Вот
это объяснение целый год не выходило из головы. Строки «Евгения
Онегина» и «Горя от ума» затем лишь стоит выучивать наизусть, что это
развивает память! Пушкин писал А. А.
Бестужеву-Марлинскому (за год до восстания декабристов, переломившего
жизнь адресата), впервые знакомясь с «Горем от ума»: «О стихах я не
говорю, половина – должна войти в пословицу». Так и произошло. Точнее, как сказал как-то один талантливый пушкинист: «Пушкин единственный раз ошибся: вошло – больше». Попробуем проверить. Полистаем «Горе от ума». Говорок Лизы — Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь.
Вступает Фамусов: Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится.
С угрожающей интонацией: ...Нельзя ли для прогулок Подальше выбрать закоулок? И вот лепечет, боясь отцовского разоблаченья, Софья, выгораживая Молчалина, выходящего утром из ее комнаты: ...Шел в комнату, попал в другую. Фамусов лапидарен и афористичен: Тут все есть, коли нет обмана... Начинается его разговор с Молчалиным о бумагах, близкий душе любого российского бюрократа: МОЛЧАЛИН: ...Противуречья есть, и многое не дельно. ФАМУСОВ: Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. И опять Лиза, со своей простецкой народной мудростью: Грех не беда, молва не хороша. И Софья, со своей женской узковатой логикой: ...Охота странствовать напала на него, Ах! Если любит кто кого, Зачем ума искать и ездить так далеко? И вот появляется Чацкий – со своим набором на два века запомнившихся русским читателям присловий: Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног. Блажен, кто верует, тепло ему на свете! В семнадцать лет вы расцвели прелестно, Неподражаемо, и это вам известно... И мгновенный обмен репликами между Чацким и Софьей высекает опять-таки искры присловий – на века: ...Гоненье на Москву. Что значит видеть свет! Где ж лучше? ЧАЦКИЙ: – Где нас нет. И
знаменитая цитата из Державина, примененная к месту Чацким (и потому в
точных, академических текстах «Горе от ума» дающаяся курсивом) и
навсегда закрепившаяся у большинства читателей за Грибоедовым: Когда ж постранствуешь, воротишься домой — И дым Отечества нам сладок и приятен! ...Помню,
как в школе (когда про Державина я еще не знала) мне все хотелось
понять эту строку до тонкостей: что же имеется в виду – нам именно дым Отечества
сладок и приятен? То есть – союз «и» просто связывает два предложения
обычной сочинительной связью: воротишься домой, и приятен тебе дым
отечества? Или «и» означает – даже дым?..
И только на филфаке МГУ узнала, что у Державина-то все, как любят сегодня говорить к месту и не к месту, однозначно: Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок и приятен. А
у Державина это, в свою очередь, восходит к «Одиссее» и затем к
латинской пословице: «Et fumus patriae dulcis» – «И дым отечества
сладок». И снова умник Чацкий сыплет поговорками не хуже Фамусова –
хранителя старины: ...Числом поболее, ценою подешевле... .............................................. Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским? .............................................. Ум с сердцем не в ладу... .............................................. Дома новы, но предрассудки стары .............................................. А судьи кто? – За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима. Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма... .............................................. Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? .............................................. Прошедшего житья подлейшие черты... .............................................. Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали! О Молчалине: А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. .............................................. Но чтоб иметь детей, Кому ума недоставало? (Курсив Грибоедова.) О Скалозубе: Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие маневров и мазурки! О себе: Я странен, а не странен кто ж? .............................................. Служить бы рад, прислуживаться тошно. .............................................. Ах! Тот скажи любви конец, Кто на три года вдаль уедет. .............................................. Свежо предание, а верится с трудом... .............................................. Кто служит делу, а не лицам... .............................................. Чины людьми даются; А люди могут обмануться. .............................................. Когда в делах, я от веселий прячусь, Когда дурачиться – дурачусь; А смешивать два этих ремесла — Есть тьма искусников, я не из их числа. Фамусов: Что за комиссия, Создатель, Быть взрослой дочери отцом! .............................................. Читай не так, как пономарь, А с чувством, с толком, с расстановкой. .............................................. А может в пятницу, а может и в субботу Я должен у вдове, у докторше крестить. Она не родила, но по расчету По моему: должна родить... .............................................. (Упал вдруго́рядь – уж нарочно А хохот пуще, он и в третий так же точно. А? как по вашему? По нашему смышлен.) Вы, нынешние, – нутка! .............................................. Что говорит! И говорит, как пишет! .............................................. Ну как не порадеть родному человечку!.. Скалозуб: про женщину — Мы с нею вместе не служили. О Москве — По моему сужденью Пожар способствовал ей много к украшенью. Об упавшем с лошади: Поводья затянул, ну, жалкий же ездок... Фамусов – Скалозубу: ...Признайтесь, что едва Где сыщется столица, как Москва. – Дистанции огромного размера. – Вкус, батюшка, отменная манера... ...Дверь отперта для званых и незваных, Особенно из иностранных ...Возьмите вы от головы до пяток, На всех московских есть особый отпечаток. Извольте посмотреть на нашу молодежь, На юношей сынков и внучат, Журим мы их, а если разберешь, В пятнадцать лет учителей научат! .............................................. И точно, можно ли воспитаннее быть! Умеют же себя принарядить Тафтицей, бархатцем и дымкой, Словечка в простоте не скажут – все с ужимкой; Французские романсы вам поют И верхние выводят нотки, К военным людям так и льнут, А потому, что патриотки. Софья: ...Лицом и голосом герой... – Не моего романа. Молчалин: Умеренность и аккуратность. .............................................. – К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам. .............................................. Мы покровительство находим, где не метим. Чацкий: Я езжу к женщинам, да только не за этим. ..............................................
– ...Слог его здесь ставят в образец, Читали вы? ЧАЦКИЙ: – Я глупостей не чтец, а пуще образцовых. МОЛЧАЛИН: – В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь. ЧАЦКИЙ: Помилуйте, мы с вами не ребяты; Зачем же мнения чужие только святы? – Ведь надобно ж зависеть от других. – Зачем же надобно? – В чинах мы небольших. 3 Перечитав эти строки, скажите сами – разве не ясно из этого, почему Грибоедова надо учить наизусть? Знание
всеми людьми России строк великих поэтов, возможность перебрасываться
ими в разговоре без объяснений – это (после родного общего для всех
языка) едва ли не важнейшая скрепа нации. Остальные – сомнительны. |