Был такой очень хороший человек и хороший
писатель – Вениамин Александрович Каверин. Он жил и писал в то время,
когда даже и не делать плохого – и то было порою очень трудно. Например,
людей заставляли выступать на собрании и говорить, что таких-то и
таких-то надо обязательно расстрелять. А не скажете этого уверенно и
громко – вам самим худо придется. (А потом, много позже, оказалось,
конечно, что расстрелянные ни в чем не были виноваты.) Вениамин
Александрович же не только старался ничего такого не говорить и не
писать, но еще и делал немало хорошего – помогал, например, деньгами
своему старшему товарищу, Михаилу Зощенко, когда власть лишила
замечательного писателя всяких источников существования. Вступался за
гонимых и обиженных.
И писал хорошие книги.
Моей любимой из всех его книг осталась –
«Два капитана». Читала я ее в двенадцать лет, а потом до конца школы
перечитывала еще два раза.
Начинается она так:
«Я помню просторный грязный двор и низкие
домики, обнесенные забором. Двор стоял у самой реки, и по веснам, когда
спадала полая вода, он был усеян щепой и ракушками, а иногда и другими,
куда более интересными вещами. Так, однажды мы нашли туго набитую
письмами сумку, а потом вода принесла и осторожно положила на берег и
самого почтальона…
Сумку отобрал городовой, а письма, так как
они размокли и уже никуда не годились, взяла себе тетя Даша. Но они не
совсем размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась. Каждый
вечер тетя Даша читала вслух по одному письму, иногда только мне, а
иногда всему двору… Одно из этих писем тетя Даша читала чаще других –
так часто, что в конце концов я выучил его наизусть. С тех пор прошло
много лет, но я еще помню его от первого до последнего слова.
Глубокоуважаемая Мария Васильевна.
Спешу сообщить Вам, что Иван Львович жив
и здоров. Четыре месяца назад я, согласно его предписаниям, покинул
шхуну и со мной тринадцать человек команды …»
Автор письма, штурман дальнего плавания,
надеялся лично рассказать своей адресатке (ответа ее он ожидал в
Архангельске, в больнице, где ему должны были отнять отмороженные ноги),
о «нашем тяжелом путешествии на Землю Франца-Иосифа по плавучим льдам»,
о том, какие «невероятные бедствия и лишения приходилось терпеть» и о
том, что шхуна «Святая Мария» «замерзла еще в Карском море и с октября
1913 года беспрестанно движется на север вместе с полярными льдами».
С этого никогда не доставленного адресату
письма, которое герой книги, Саня Григорьев, тогда восьмилетний мальчик,
вспомнит много лет спустя, все и началось.
Саня приедет в свой город из Москвы, куда
он сбежал, уже восемнадцатилетним, станет перечитывать уцелевшие письма
(часть давно пропала, но выяснилось, что некоторые он помнит наизусть) и
вдруг поймет, что это – следы погибшей экспедиции капитана Татаринова,
отца девушки Кати, которую он полюбил…
2И
разворачивается потрясающая история его разысканий – сначала того, кто
был виновником гибели экспедиции, а затем, через много лет, – и поиски
самой экспедиции, открывшей новые земли.
Из-за открытого Саней имени виновника
происходят большие несчастья. Оказывается, это не такое простое и
однозначное дело – восстановление правды и справедливости. Последствия
могут быть неожиданными, трагическими…
Ему отказывают от дома любимой девушки.
И вновь приезжает он из Москвы в родной
город Энск; находит среди книг своей сестры роман «Овод». Кто автор – в
книге «Два капитана» не упоминается, потому что в детстве писателя
Каверина решительно все русские гимназисты знали этот роман. Но я
все-таки назову автора – вдруг вы захотите прочитать книгу, которой
много десятилетий зачитывались в России, с тех пор, как в самом конце
ХIХ века ее перевели на русский язык, все ваши ровесники. Это –
английская писательница Этель Войнич. Ни в одной стране ее так не
любили, как в России. Герой ее романа – итальянский революционер,
действовавший под кличкой Овод, – очень нравился всем юным читателям и
особенно читательницам. Спросите свою бабушку – скорей всего, и она
читала эту книжку еще в школе.
Вернемся к «Двум капитанам» – хотя вам еще неясно, что это за капитаны. Один – это капитан Татаринов. А второй…
«…И, читая этот прекрасный роман, я
находил, что история Овода очень похожа на мою. Так же, как Овод, я был
оклеветан, и любимая девушка отвернулась от него, как от меня. Мне
представлялось, что мы встретимся через четырнадцать лет и она меня не
узнает. Как Овод, я спрошу у нее, показывая на свой портрет:
– Кто это, осмелюсь я спросить?
– Это детский портрет того друга, о котором я вам говорила.
– Которого вы убили?
Она вздрогнет и узнает меня. Тогда я брошу
ей все доказательства своей правоты и откажусь от нее. Но мало было
надежды на такую встречу!»
Полкниги, я бы сказала, занято историей
сложнейших перипетий его любви, тесно переплетенной с его же поисками
экспедиции капитана Татаринова.
3В книге много симпатичных, обаятельных людей – школьных и прочих приятелей Сани Григорьева.
Например, будущий биолог Валька Жуков, не вылезающий из зоопарка, – школьник, которого с интересом слушает профессор на обходе зверей.
«И вдруг с каким-то веселым удивлением он хлопнул Вальку по плечу и
заржал, совершенно как лошадь; все двинулись дальше, а Валька остался
стоять с идиотским, восторженным видом. Вот тут-то я его и окликнул:
– Валя!
– А, это ты! Никогда еще я не видел его в таком волнении.
У него даже слезы стояли в глазах. Он растерянно улыбался.
– Что с тобой?
– А что?
– Ты плачешь?
– Что ты врешь! – отвечал Валька.
Он вытер кулаком глаза и радостно, глубоко вздохнул.
– Валька, что случилось?
– Ничего особенного. Я в последнее время занимался змеями, и мне удалось доказать одну интересную штуку.
– Какую штуку?
– Изменение крови у гадюк в зависимости от возраста.
Я посмотрел на него с изумлением. Плакать
от радости, что кровь у гадюк меняется в зависимости от возраста? Это не
доходило до моего сознания».
Как до кого-то не дойдет, наверно, как
можно решиться обречь себя на исполненную огромных трудностей и
постоянного риска жизнь полярного летчика.
А через сколько-то лет Саня встретит Вальку
уже на севере – тот занимается разведением лисиц. И мальчик, которого
Саня привел с собой, рассказывает ему потом, пораженный увиденным, что
«они живут совершенно как люди. Там у них мертвый час, потом дети
играют, а взрослые некоторые ходят в гости».
4Саня поступает в летную школу. Кончает ее.
«Юность кончается в один день – и этот день
не отметишь в календаре: „Сегодня окончилась моя юность". Она уходит
незаметно – так незаметно, что с нею не успеваешь проститься. Только что
ты был молодой и красивый, а смотришь – и пионер в трамвае уже говорит
тебе: „Дяденька". И ты ловишь в темном трамвайном стекле свое отражение и
думаешь с удивлением: „Да, дяденька!" Юность кончилась, а когда, какого
числа, в котором часу? Неизвестно.
Так кончилась и моя юность».
Саня
Григорьев заканчивает одну летную школу, потом другую. Он становится
полярным летчиком. Все его помыслы сосредоточены на одном. «Кто знает,
может быть, и меня когда-нибудь назовут среди людей, которые могли бы
говорить с капитаном Татариновым, как равные с равным?»
5Но у
Сани есть враг – еще со школы. Ромашов, Ромашка. Он тоже издавна любит
Катю Татаринову и всю жизнь стремится помешать Сане Григорьеву.
Наступает 1941 год, и с ним приходит война.
Был воздушный бой, и Саня приказал своему экипажу прыгать с парашютами. А сам повел самолет на таран.
Потом, весь забинтованный, он едет в
теплушке. И встречает Ромашку. «Он никогда не умел по-настоящему
скрывать своих чувств, и теперь они стали проходить передо мной по
порядку или, точнее, в полном беспорядке. Недоумение. Ужас, от которого
задрожали губы. Снова недоумение. Разочарование.
– Позволь, но ты же убит! – пробормотал он».
И протягивает ему газету. «Возвращаясь с
боевого задания, самолет, ведомый капитаном Григорьевым, был настигнут
четырьмя истребителями противника… На объятой пламенем машине Григорьев
успешно протаранил „Юнкерс"…»
…А потом санитарный эшелон, где оказались два врага, немцы обстреляли в упор.
«Я открыл глаза. Освещенный первыми лучами
солнца туман лениво бродил между деревьями. У меня было мокрое лицо,
мокрые руки. Ромашов сидел поодаль…»
Дальше разворачивается сцена, когда один человек хочет смерти другого.
«– Сейчас же верни оружие, болван! – сказал я спокойно.
Он промолчал.
– Ну!
– Ты все равно умрешь, – сказал он торопливо. – Тебе не нужно оружия.
– Умру я или нет, это уж мое дело. Но ты мне верни пистолет, если не хочешь попасть под полевой суд. Понятно?
Он стал коротко, быстро дышать.
– Какой там полевой суд! Мы одни, и никто
ничего не узнает. В сущности, тебя уже давно нет. О том, что ты еще жив,
ничего неизвестно.
Теперь он в упор смотрел на меня, и у него были очень странные глаза…
– Я остался, чтобы сказать, что ты мешал
мне всегда и везде. Каждый день, каждый час! Ты мне надоел смертельно,
безумно! Ты мне надоел тысячу лет!»
6Вообще «Два капитана» – это настоящий приключенческий роман. Я упомянула лишь о сотой части того, что там происходит.
И по ходу дела решаются серьезнейшие
нравственные проблемы, которых, как известно, в отроческом и в юном
возрасте ничуть не меньше – если не больше, – чем в зрелом. Да вот хотя
бы – границы возмездия? До какой границы имеем мы право идти, принося
справедливое возмездие виновнику чьих-то бед?..
Каверин показывает, что человек всегда сам
отвечает за свои поступки, добрые и злые, – на то и дана ему свобода
воли. Всегда – за исключением тех ситуаций, когда свободу воли резко
ограничивают – и человек уже не волен в своем выборе. Так в советское,
особенно – сталинское время людей шантажировали на Лубянке и в
многочисленных ее филиалах по всей стране жизнью близких: «Не дашь
нужных нам лживых показаний – погибнут твои дети».
И еще – тот, кто не прочел вовремя девиз героев романа Каверина: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» —
тот упустил в жизни важный момент, когда этот девиз входит в сам состав
крови, становится стимулом действий. Это – заключительная строка поэмы
английского поэта Теннисона. Но важно то, что она была вырезана на
деревянном кресте, водруженном в память Р. Скотта, достигшего Южного
полюса после Амундсена и погибшего на обратном пути.
В жизнь многих поколений русских подростков
эти слова ввел В. Каверин. И они полюбили эти слова, роман «Два
капитана» и обоих капитанов, в нем изображенных. |