| Был такой очень хороший человек и хороший 
писатель – Вениамин Александрович Каверин. Он жил и писал в то время, 
когда даже и не делать плохого – и то было порою очень трудно. Например,
 людей заставляли выступать на собрании и говорить, что таких-то и 
таких-то надо обязательно расстрелять. А не скажете этого уверенно и 
громко – вам самим худо придется. (А потом, много позже, оказалось, 
конечно, что расстрелянные ни в чем не были виноваты.) Вениамин 
Александрович же не только старался ничего такого не говорить и не 
писать, но еще и делал немало хорошего – помогал, например, деньгами 
своему старшему товарищу, Михаилу Зощенко, когда власть лишила 
замечательного писателя всяких источников существования. Вступался за 
гонимых и обиженных. И писал хорошие книги. Моей любимой из всех его книг осталась – 
«Два капитана». Читала я ее в двенадцать лет, а потом до конца школы 
перечитывала еще два раза. Начинается она так: «Я помню просторный грязный двор и низкие 
домики, обнесенные забором. Двор стоял у самой реки, и по веснам, когда 
спадала полая вода, он был усеян щепой и ракушками, а иногда и другими, 
куда более интересными вещами. Так, однажды мы нашли туго набитую 
письмами сумку, а потом вода принесла и осторожно положила на берег и 
самого почтальона… Сумку отобрал городовой, а письма, так как 
они размокли и уже никуда не годились, взяла себе тетя Даша. Но они не 
совсем размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась. Каждый 
вечер тетя Даша читала вслух по одному письму, иногда только мне, а 
иногда всему двору… Одно из этих писем тетя Даша читала чаще других – 
так часто, что в конце концов я выучил его наизусть. С тех пор прошло 
много лет, но я еще помню его от первого до последнего слова. Глубокоуважаемая Мария Васильевна. Спешу сообщить Вам, что Иван Львович жив
 и здоров. Четыре месяца назад я, согласно его предписаниям, покинул 
шхуну и со мной тринадцать человек команды …» Автор письма, штурман дальнего плавания, 
надеялся лично рассказать своей адресатке (ответа ее он ожидал в 
Архангельске, в больнице, где ему должны были отнять отмороженные ноги),
 о «нашем тяжелом путешествии на Землю Франца-Иосифа по плавучим льдам»,
 о том, какие «невероятные бедствия и лишения приходилось терпеть» и о 
том, что шхуна «Святая Мария» «замерзла еще в Карском море и с октября 
1913 года беспрестанно движется на север вместе с полярными льдами». С этого никогда не доставленного адресату 
письма, которое герой книги, Саня Григорьев, тогда восьмилетний мальчик,
 вспомнит много лет спустя, все и началось. Саня приедет в свой город из Москвы, куда 
он сбежал, уже восемнадцатилетним, станет перечитывать уцелевшие письма 
(часть давно пропала, но выяснилось, что некоторые он помнит наизусть) и
 вдруг поймет, что это – следы погибшей экспедиции капитана Татаринова, 
отца девушки Кати, которую он полюбил… 2И 
разворачивается потрясающая история его разысканий – сначала того, кто 
был виновником гибели экспедиции, а затем, через много лет, – и поиски 
самой экспедиции, открывшей новые земли. Из-за открытого Саней имени виновника 
происходят большие несчастья. Оказывается, это не такое простое и 
однозначное дело – восстановление правды и справедливости. Последствия 
могут быть неожиданными, трагическими… Ему отказывают от дома любимой девушки. И вновь приезжает он из Москвы в родной 
город Энск; находит среди книг своей сестры роман «Овод». Кто автор – в 
книге «Два капитана» не упоминается, потому что в детстве писателя 
Каверина решительно все русские гимназисты знали этот роман. Но я 
все-таки назову автора – вдруг вы захотите прочитать книгу, которой 
много десятилетий зачитывались в России, с тех пор, как в самом конце 
ХIХ века ее перевели на русский язык, все ваши ровесники. Это – 
английская писательница Этель Войнич. Ни в одной стране ее так не 
любили, как в России. Герой ее романа – итальянский революционер, 
действовавший под кличкой Овод, – очень нравился всем юным читателям и 
особенно читательницам. Спросите свою бабушку – скорей всего, и она 
читала эту книжку еще в школе. Вернемся к «Двум капитанам» – хотя вам еще неясно, что это за капитаны. Один – это капитан Татаринов. А второй… «…И, читая этот прекрасный роман, я 
находил, что история Овода очень похожа на мою. Так же, как Овод, я был 
оклеветан, и любимая девушка отвернулась от него, как от меня. Мне 
представлялось, что мы встретимся через четырнадцать лет и она меня не 
узнает. Как Овод, я спрошу у нее, показывая на свой портрет: – Кто это, осмелюсь я спросить? – Это детский портрет того друга, о котором я вам говорила. – Которого вы убили? Она вздрогнет и узнает меня. Тогда я брошу 
ей все доказательства своей правоты и откажусь от нее. Но мало было 
надежды на такую встречу!» Полкниги, я бы сказала, занято историей 
сложнейших перипетий его любви, тесно переплетенной с его же поисками 
экспедиции капитана Татаринова. 3В книге много симпатичных, обаятельных людей – школьных и прочих приятелей Сани Григорьева. Например, будущий биолог Валька Жуков, не вылезающий из зоопарка, – школьник, которого с интересом слушает профессор на обходе зверей.
 «И вдруг с каким-то веселым удивлением он хлопнул Вальку по плечу и 
заржал, совершенно как лошадь; все двинулись дальше, а Валька остался 
стоять с идиотским, восторженным видом. Вот тут-то я его и окликнул: – Валя! – А, это ты! Никогда еще я не видел его в таком волнении. У него даже слезы стояли в глазах. Он растерянно улыбался. – Что с тобой? – А что? – Ты плачешь? – Что ты врешь! – отвечал Валька. Он вытер кулаком глаза и радостно, глубоко вздохнул. – Валька, что случилось? – Ничего особенного. Я в последнее время занимался змеями, и мне удалось доказать одну интересную штуку. – Какую штуку? – Изменение крови у гадюк в зависимости от возраста. Я посмотрел на него с изумлением. Плакать 
от радости, что кровь у гадюк меняется в зависимости от возраста? Это не
 доходило до моего сознания». Как до кого-то не дойдет, наверно, как 
можно решиться обречь себя на исполненную огромных трудностей и 
постоянного риска жизнь полярного летчика. А через сколько-то лет Саня встретит Вальку
 уже на севере – тот занимается разведением лисиц. И мальчик, которого 
Саня привел с собой, рассказывает ему потом, пораженный увиденным, что 
«они живут совершенно как люди. Там у них мертвый час, потом дети 
играют, а взрослые некоторые ходят в гости». 4Саня поступает в летную школу. Кончает ее. «Юность кончается в один день – и этот день
 не отметишь в календаре: „Сегодня окончилась моя юность". Она уходит 
незаметно – так незаметно, что с нею не успеваешь проститься. Только что
 ты был молодой и красивый, а смотришь – и пионер в трамвае уже говорит 
тебе: „Дяденька". И ты ловишь в темном трамвайном стекле свое отражение и
 думаешь с удивлением: „Да, дяденька!" Юность кончилась, а когда, какого
 числа, в котором часу? Неизвестно. Так кончилась и моя юность». Саня
 Григорьев заканчивает одну летную школу, потом другую. Он становится 
полярным летчиком. Все его помыслы сосредоточены на одном. «Кто знает, 
может быть, и меня когда-нибудь назовут среди людей, которые могли бы 
говорить с капитаном Татариновым, как равные с равным?» 5Но у
 Сани есть враг – еще со школы. Ромашов, Ромашка. Он тоже издавна любит 
Катю Татаринову и всю жизнь стремится помешать Сане Григорьеву. Наступает 1941 год, и с ним приходит война. Был воздушный бой, и Саня приказал своему экипажу прыгать с парашютами. А сам повел самолет на таран. Потом, весь забинтованный, он едет в 
теплушке. И встречает Ромашку. «Он никогда не умел по-настоящему 
скрывать своих чувств, и теперь они стали проходить передо мной по 
порядку или, точнее, в полном беспорядке. Недоумение. Ужас, от которого 
задрожали губы. Снова недоумение. Разочарование. – Позволь, но ты же убит! – пробормотал он». И протягивает ему газету. «Возвращаясь с 
боевого задания, самолет, ведомый капитаном Григорьевым, был настигнут 
четырьмя истребителями противника… На объятой пламенем машине Григорьев 
успешно протаранил „Юнкерс"…» …А потом санитарный эшелон, где оказались два врага, немцы обстреляли в упор. «Я открыл глаза. Освещенный первыми лучами 
солнца туман лениво бродил между деревьями. У меня было мокрое лицо, 
мокрые руки. Ромашов сидел поодаль…» Дальше разворачивается сцена, когда один человек хочет смерти другого. «– Сейчас же верни оружие, болван! – сказал я спокойно. Он промолчал. – Ну! – Ты все равно умрешь, – сказал он торопливо. – Тебе не нужно оружия. – Умру я или нет, это уж мое дело. Но ты мне верни пистолет, если не хочешь попасть под полевой суд. Понятно? Он стал коротко, быстро дышать. – Какой там полевой суд! Мы одни, и никто 
ничего не узнает. В сущности, тебя уже давно нет. О том, что ты еще жив,
 ничего неизвестно. Теперь он в упор смотрел на меня, и у него были очень странные глаза… – Я остался, чтобы сказать, что ты мешал 
мне всегда и везде. Каждый день, каждый час! Ты мне надоел смертельно, 
безумно! Ты мне надоел тысячу лет!» 6Вообще «Два капитана» – это настоящий приключенческий роман. Я упомянула лишь о сотой части того, что там происходит. И по ходу дела решаются серьезнейшие 
нравственные проблемы, которых, как известно, в отроческом и в юном 
возрасте ничуть не меньше – если не больше, – чем в зрелом. Да вот хотя 
бы – границы возмездия? До какой границы имеем мы право идти, принося 
справедливое возмездие виновнику чьих-то бед?.. Каверин показывает, что человек всегда сам 
отвечает за свои поступки, добрые и злые, – на то и дана ему свобода 
воли. Всегда – за исключением тех ситуаций, когда свободу воли резко 
ограничивают – и человек уже не волен в своем выборе. Так в советское, 
особенно – сталинское время людей шантажировали на Лубянке и в 
многочисленных ее филиалах по всей стране жизнью близких: «Не дашь 
нужных нам лживых показаний – погибнут твои дети». И еще – тот, кто не прочел вовремя девиз героев романа Каверина: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» —
 тот упустил в жизни важный момент, когда этот девиз входит в сам состав
 крови, становится стимулом действий. Это – заключительная строка поэмы 
английского поэта Теннисона. Но важно то, что она была вырезана на 
деревянном кресте, водруженном в память Р. Скотта, достигшего Южного 
полюса после Амундсена и погибшего на обратном пути. В жизнь многих поколений русских подростков
 эти слова ввел В. Каверин. И они полюбили эти слова, роман «Два 
капитана» и обоих капитанов, в нем изображенных. |