1 Про
эти замечательные человеческие качества, ради которых люди, ими
наделенные, готовы жертвовать решительно всем, особенно охотно писали в
первой половине XIX века – в эпоху романтизма. Французский писатель Проспер Мериме, современник
Пушкина (но надолго переживший его – он умер в 1870 году), был тесно
связан с русской литературой: он переводил Пушкина, а Пушкин – его.
Самая известная новелла Мериме – «Кармен», на сюжет которой написана
знаменитая опера Ж. Визе, а в конце XX века снят замечательный фильм К.
Сауры. Но вам, к которым я обращаюсь, стоит в первую очередь
прочитать маленькую новеллу «Маттео Фальконе». На меня в 12 лет она
произвела сильнейшее впечатление; с тех пор я не раз ее перечитывала.
Дело
происходит на острове Корсика (откуда, кстати сказать, был родом
Наполеон), герой новеллы – храбрый корсиканец. Рассказывают, что он
довольно круто разделался со своим соперником: «по крайней мере, Маттео
приписывали выстрел, поразивший этого соперника, когда тот брился перед
зеркальцем, висевшим у окна. Когда это дело забылось, Маттео женился.
Его жена Джузеппа подарила ему сначала одну за другой трех дочерей (что
приводило его в бешенство), и, наконец, родила сына, которого он назвал
Фортунато, – надежду семьи и наследника имени». Вот эти слова про
«наследника имени», то есть – честного имени, – будут особенно
важны для трагического сюжета новеллы. В центре ее – отец и его
единственный сын, которому «едва минуло десять лет, но он уже обещал
многое». Больше не прибавлю ни слова, но обещаю вам, что, начав читать
эту короткую (в ней всего 12 с половиной страниц) новеллу, вы не
оторветесь от нее, пока не дочитаете.
А
после этого советую прочитать новеллу «Таманго» – совсем про другое, но
главное – также про сильные страсти, владеющие сильными людьми. 2 Я
считаю, что у русского писателя Бориса Житкова (который писал не только
про животных, но и про людей) есть по крайней мере одна новелла, не
менее сильная, чем новеллы Мериме. И к тому же она – тоже про
итальянцев, как «Маттео Фальконе». Есть у
него такие «Морские истории», и среди них – рассказ «Механик Салерно».
Начинается он, как обычно у Житкова, очень простыми фразами. И сразу –
по сути дела: «Итальянский пароход шел в
Америку. Семь дней он плыл среди океана, семь дней оставалось ходу. Он
был в самой середине океана. В этом месте тихо и жарко. И вот что случилось в полночь на восьмые сутки». Прямо
сразу доставайте сборник рассказов Б. Житкова и читайте о том, что
случилось. И другие «Морские истории» – тоже очень интересные. Острые
приключения, с риском для жизни. Вообще-то писать он начал в 40 лет – и
сразу отлично. Такие истории Житков хорошо знал, а в некоторых сам
участвовал. Он вырос в порту, дяди у него были адмиралами, а сам он,
закончив кораблестроительное отделение (это у него было второе высшее
образование), получил чин мичмана. Море он знал с детства, и учил гребле
Корнея Чуковского – когда оба были одесскими гимназистами. Чуковский
писал не только замечательные стихи для детей («Муха-Цокотуха»,
«Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит» – все их знают с трех-четырех лет, я
очень удивлюсь, если кто-то не сможет процитировать наизусть), а и
много другого. Есть у него, например, мемуарный очерк «Борис Житков», и
читать его не менее интересно, чем приключенческие повести. Чуковский
вспоминает: «Требовательность его не имела границ. Когда у меня
срывалось весло, он смотрел на меня с такой безмерной гадливостью, что я
чувствовал себя негодяем. Он требовал бесперебойной, квалифицированной,
отчетливой гребли, я же первое время так сумбурно и немощно орудовал
тяжелыми веслами, что он то и дело с возмущением кричал: – Перед берегом стыдно! И
хотя на берегу в такой холод не было ни одного человека, мне казалось,
что все побережье, от гавани до Малого Фонтана, усеяно сотнями зрителей,
которые затем и пришли, чтобы поиздеваться над моей неумелостью». Мальчишками
им «случалось бывать в море по семи, по восьми часов, порою и
больше...» – мать Чуковского, раньше никогда не решавшаяся отпускать его
к морю, теперь не возражала – «так магически действовало на нее имя
Житков». Однажды они попали в шторм: «Мы гребли из последних сил; все свое спасение мы видели в том, чтобы добраться до гавани прежде, чем нас ударит о камни.
Это
оказалось невозможным, и вот нас подняло так высоко, что мы на
мгновение увидели море по ту сторону мола, потом бросило вниз, как с
пятиэтажного дома, потом обдало огромным водопадом, потом с бешеной
силой стало бить нашу лодку о мол то кормою, то носом, то бортом. Я
пробовал было отпихнуться от волнореза веслом, но оно тотчас сломалось.
Я одеревенел от отчаяния и вдруг заметил или, вернее, почувствовал, что
Житкова уже нет у меня за спиной. Была такая секунда, когда я был
уверен, что он утонул. Но тут я услыхал
его голос. Оказалось, что в тот миг, когда нас подняло вверх, Житков с
изумительным присутствием духа прыгнул с лодки на мол, на его покатую,
мокрую, скользкую стену, и вскарабкался на самый гребень. Оттуда он
закричал мне: – Конец! "Конец" –
по-морскому канат. Житков требовал, чтоб я кинул ему веревку, что
лежала свернутой в кольцо в носу, но так как в морском лексиконе я был
еще очень нетверд, я понял слово "конец" в его общем значении и завопил
от предсмертной тоски». Дальше при
помощи сторожа маяка Житков все же втащил его на мол, и все кончилось
благополучно. Найдите в библиотеке очерк Чуковского «Борис Житков»,
только начните читать – наверняка прочитаете целиком. 3 И в детстве, и в молодости Борис Житков был человеком храбрым – и еще специально себя проверял на храбрость и даже тренировал! В
Одессе он во время событий 1905 года по несколько дней не ночует дома –
в дружинах самообороны воюет с погромщиками. Что это были за дружины и кто такие погромщики? Поясним:
в Российской империи евреям разрешено было жить главным образом на
Украине и в Белоруссии (эти территории входили в состав Российской
империи, как и впоследствии в состав Советского Союза). В Москве,
Петербурге и других крупных городах разрешалось жить из евреев только
купцам 1-й гильдии и тем, кто получил диплом об окончании университета. А
окончить его еврею было совсем непросто, поскольку существовала так
называемая процентная норма – и в гимназию, и в университет
принимали не более 3 – 4% евреев от общего числа поступающих. Изменить
это положение еврей мог, приняв крещение, – тогда он получал права,
равные с другими подданными императора. Но – нередко терял связи с
родными, исповедующими традиционную религию этого народа – иудаизм.
Трагическая черта дореволюционной жизни – погромы: агрессивные
невежественные люди, привыкшие искать в ком-то другом причины своих
жизненных трудностей и вообще проблем России, шли громить еврейские
лавки, разорять дома, бить и убивать людей чужой веры, иных обычаев.
Одни русские убивали, а другие, наоборот, прятали еврейские семьи
(обычно многодетные) в своих домах и выставляли иконы в окнах,
показывая, что здесь, мол, живут православные. И честные русские молодые
люди присоединялись к еврейским дружинам самоообороны – чтобы защищать женщин, стариков и детей от гибели. Иногда доходило и до настоящих боев. Житков
описал один из эпизодов такого боя в автобиографическом очерке
«Храбрость», где главная тема – юношеская проверка своей храбрости,
боязнь трусости. Он с детства «не столько боялся самой опасности,
сколько самого страха, из-за которого столько подлости на свете
делается». Размышлял над примерами храбрости: «Вот черкес – этот прямо
на целое войско один с кинжалом. Ни перед чем не отступит. А товарищ мне
говорит: – А спрыгнет твой черкес с пятого этажа? – Дурак он прыгать, – говорю. – А чего ж он не дурак на полк один идти? Я
задумался. Верно: если бы он зря не боялся, то сказать ему: а ну-ка, не
боишься в голову из пистолета стрелять? Он бац! И готово. Этак давно бы
ни одного черкеса живого не было». И приходит к такому выводу: «Зря на
смерть не идут». И дальше описывает, как
«вот про это зря» видел наглядную картину во время еврейского погрома.
«Читали, может быть, про эти времена? Но читать одно. А вот выйдешь на
улицу часов в семь хотя бы вечера и видишь: идет по тротуару строем душ
двадцать парней в желтых рубахах. <...> Дружина "союза русского
народа". <...> Приходит ко мне товарищ. Приглашает дать бой
дружине. Днем, на улице. Я ни о чем другом тогда не подумал, только:
неужто струшу? И сказал: "Идет". Он мне дал револьвер. А за револьвер
тогда, если найдут, – ой-ой! Если не расстрел, то каторга... наверняка.
Уговорились где, когда. "И Левка будет". А Левку я знал. И удивился:
Левка был известен как трус... Он боялся по доске канаву перейти. Воин!
<...> Мы растянулись вдоль улицы под домами. Вот и желтые рубахи.
Улица сразу опустела: еврейский квартал. <...> У меня сердце
работало во всю мочь: что-то будет? <...> Все равно найдут.
Стрельба на улицах... Военный суд. Виселица. Вдруг один из дружинников поднял камень – трах в окно. В тот же момент выстрелил наш вожак. Это значило – открывай огонь». Началась
стрельба. То есть – дружина самообороны против дружины погромщиков. Те
«все встали на колено и стали палить из револьверов. И вдруг Левка
выбегает на середину улицы и с роста бьет из своего маузера. Выстрелит,
подбежит и снова. Он подбегал все ближе с каждым выстрелом, и вдруг все
наши выскочили на мостовую». Погромщики бросились за угол, «Левка
побежал вслед, но его догнал наш вожак и так дернул за плечо, что Левка
слетел с ног. <...> Через пять минут уже взвод казаков дробно
скакал по мостовой. Дали с коней залп. Левку держали, чтобы он не
бросился на казаков. А я только со всей силой удерживал ноги на панели,
чтоб не понесли назад. А грудь – как железная решетка, через которую
дует ледяной ветер». Какое убедительное
описание! Кто рядом хотя бы стоял с мигом смертельного страха – увидит,
что с натуры написано. «Мы, отстреливаясь, благополучно отступили. А
Левку едва вытолкали с улицы, он плакал и рвался». И
дальше Житков объясняет разницу между своим состоянием – он выстоял до
конца, но испытывал сильное искушение убежать, – и Левкиным, который
бросался на погромщиков, и его еле увели: «Я испытывал храбрость, а у
Левки сестру бросили в пожар. Лез не зря. У него в ушах стоял крик
сестры и не замолк вопль народа своего. Это стояло сзади, и на это
опирался его дух». Помню, как
действовало это – в 13 – 14 лет, когда я впервые читала рассказ!
Хотелось тоже с оружием в руках защищать людей, которых убивают только
за то, что они другой национальности и веры. Отвратительна была эта
жестокая несправедливость. Так что в книгах Бориса Житкова вы найдете и увлекательный сюжет, и примеры человеческого благородства и мужества. |