1 Вы, уж наверно, читали в детстве рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек» – книжку, конечно, для семи-восьмилетних, но которую и в старшем возрасте будешь вспоминать с удовольствием: «Отвечайте, граждане, – отряхиваясь от снега, спросила мать, – из-за чего без меня была драка? – Драки не было, – отказался Чук. – Не было, – подтвердил Гек. – Мы только хотели подраться, да сразу раздумали.
– Очень я люблю такое раздумье, – сказала мать». А
дело-то было – кто читал, тот помнит, – в том, что почтальон без матери
принес телеграмму, Чук уложил ее аккуратно в жестяную коробочку, а Гек,
не зная этого, взял да и швырнул назло брату коробочку за окно, в снег.
Искали-искали – и не нашли, а матери сказать побоялись. И из-за этого
их легкомысленного – по младости лет – поступка вышло потом множество
серьезных недоразумений. И «Голубую чашку» вы, наверно, помните – как
отец с дочерью Светланой шести с половиной лет от роду, обидевшись на
свою маму, отправились с подмосковной дачи в путешествие.
«Что
ж, – говорю я Светлане. – С крыши нас с тобой вчера согнали. Банку
из-под керосина у нас недавно отняли. За какую-то голубую чашку напрасно
выругали. Разве же это хорошая жизнь? – Конечно, – говорит Светлана, – жизнь совсем плохая. –
А давай-ка, Светлана, надень ты свое розовое платье. Возьмем мы из-за
печки мою походную сумку, положим туда твое яблоко, мой табак, спички,
нож, булку и уйдем из этого дома, куда глаза глядят. Подумала Светлана и спрашивает: – А куда твои глаза глядят?» Ну и так далее. Кто читал, тот помнит. Но
есть у Гайдара книжка, которую в восемь лет, может, и прочтешь с
удовольствием, но все же полностью не поймешь, верней сказать – не
прочувствуешь. Ее лучше бы читать в возрасте более зрелом, скажем,
начиная лет с десяти – и хоть до пятидесяти. Всегда будет интересно. 2 Это – повесть «Судьба барабанщика». Гайдар
писал ее во второй половине 1930-х годов. Это было в нашей стране,
наверно, самое страшное время за весь не очень веселый XX век. В эти
годы не десятки, даже не сотни и не тысячи, а миллионы людей, засыпая вечером в своей постели, не знали – не последнюю ли ночь спят они в своем доме, в окружении своей семьи?.. В
каждый дом ночью могли войти сотрудники НКВД (Народного Комиссариата
внутренних дел) с ордером на обыск и арест. И увести с собой ни в чем
решительно не повинного человека – инженера, ученого, учителя, рабочего –
от его семьи навсегда (а вслед за ним часто забирали и жену – просто
как жену преступника!). Именно
неповинного – ведь двадцать лет спустя практически всех арестованных в
те годы реабилитировали, то есть оправдали. А замученных или убитых в
тюрьме или в советском концлагере – посмертно. Выяснилось, что многих
арестовывали просто по доносу соседа или сотрудника на службе – по
доносу ложному. Доносчики, спору нет, виноваты. Но в первую очередь,
конечно, виновата была власть – она создала такую обстановку, что
практически любой донос об «антисоветских высказываниях» человека вел
безо всякой проверки к его аресту, а дальше к пыткам, концлагерю или
расстрелу. И многие сводили таким образом счеты с теми, кто им в чем-то
мешал. Или просто – получали комнату арестованного соседа. Если
забирали обоих родителей – детей отправляли в специальный детский дом
для детей «врагов народа»: так положено было называть арестованных
людей. Причем не дожидались суда, чтобы так назвать, – хотя в правовом
обществе только суд может объявить человека преступником. В Советском
Союзе 30-х годов человек объявлялся преступником уже в момент ареста. А
того, кто сомневался в вине арестованного мужа, жены, отца, друга, могли
тут же и арестовать «за компанию» – за недоверие к «органам». Чекисты
пустили тогда в ход такой «афоризм»: «У нас ошибок не бывает». Хотя
всем известно, что ошибку может допустить любая судебная система. И
дети должны были называть своих арестованных родителей «врагами народа»
и вслух одобрять все, что пишут про них в газетах. А в тогдашних
газетах их называли «негодяями» и «бешеными собаками», которых надо
беспощадно убивать. И в школе, если попадался подлый человек в должности
учителя, то мог прямо при всем классе поносить арестованного отца
своего ученика последними словами. Кто хотел – ему поддакивал, а сын
арестованного должен был молчать. Вот теперь и попытайтесь представьте
себе состояние, настроение этих несчастных детей. Многие
из них никак не хотели в детдом – ведь они привыкли жить у себя дома.
Они скрывались от милиции, становились беспризорниками, скитались по
стране, боясь буквально всех и каждого: любой милиционер мог их
схватить. Гайдар, уже понявший, что творится что-то ужасное и
несправедливое, очень жалел детей, у которых государство отняло семью.
Многих он знал лично и помогал им. Была
такая очень симпатичная книжка «Приключения Травки» – про маленького
мальчика Травку, потерявшегося в Москве. Автором ее был писатель Сергей
Розанов. Много лет спустя выросший
Травка – Адриан Сергеевич, сын писателя, – вспоминал, как в конце 30-х
годов был с Гайдаром в лесу, на рыбной ловле. У этого мальчика тогда
совсем недавно арестовали как «врагов народа» и маму, и отчима;
арестован был и знакомый семьи, глава всех тогдашних комсомольцев А. В.
Косарев. И вот, когда все уснули, Гайдар «вдруг спрашивает меня,
мальчишку: – Слушай, ты веришь, что Косарев – сволочь?.. – Не знаю. – А что Наташа – сволочь, ты веришь? Это об арестованной моей матери, вчерашней руководительнице Центрального детского театра. – Я не понимаю... – Ты не знаешь, не понимаешь, а я не верю, – лицо Гайдара искажено болью». Он
не верил в вину ни этих людей, ни первой своей жены, матери его сына
Тимура, которая тоже была арестована, и Гайдар ходил по краю пропасти,
добиваясь лично у всесильного «карлика» Ежова (он ведал тогда
«органами») ее освобождения. Родители
Травки были тогда в разводе; но после ареста его матери и отчима
писатель Сергей Розанов взял сына в свою новую семью – и уже сам ждал
ареста: помогать детям «врагов народа» не полагалось, даже если это был
твой сын... И мальчик запомнил, как в 1938 году Гайдар читал еще не
напечатанную «Судьбу барабанщика» его отцу. «Книга напомнила о том, что в
стране тысячи и тысячи детей остаются без родителей...» – то есть о
том, о чем писать было нельзя: советская власть не разрешала ни вслух,
ни тем более в книжках выражать сочувствие детям «врагов народа». Сталин
лицемерно заявил в одном выступлении: «Сын за отца не отвечает». А сам
действовал точно наоборот. Гайдар задумывал написать именно про такой случай – отца мальчика арестовывают по доносу. Но нельзя было печатать про это. Как же автор вышел из положения? Он заменил причину ареста – но все остальное, всю мучительную, тревожную атмосферу повести оставил без изменения. 3 На
первых же страницах узнаем, что отец мальчика – героя книжки – оказался
в тюрьме за растрату казенных денег. А растратил он их главным образом
под непрерывным давлением своей любящей роскошь жены Валентины – мачехи
героя повести Сергея. Приговор был – пять лет. «Прощай! –
думал я об отце. – Сейчас мне двенадцать, через пять лет – будет
семнадцать, детство пройдет, и в мальчишеские годы мы с тобой больше не
встретимся. Помнишь, как в глухом лесу
куковала кукушка и ты научил меня находить в небе голубую Полярную
звезду? А потом мы шагали на огонек в школе и дружно распевали твои
простые солдатские песни. ...Прощай! –
засыпал я. – Бьют барабаны марш-поход. Каждому отряду своя дорога, свой
позор и своя слава. Вот мы и разошлись. Топот смолк, и в поле пусто. Так
в полудреме прощался я с отцом горько и крепко, потому что – зачем
врать? – был он мне старшим другом, частенько выручал из беды и пел
хорошие песни, от которых земля казалась до грусти широкой, а на этой
земле мы были людьми самыми дружными и счастливыми. Утром
я проснулся и пошел в школу. И когда теперь меня спрашивали, что с
отцом, я отвечал, что сидит за обман и за воровство. Отвечал сухо,
прямо, без слез. Потому что два раза подряд искренне с человеком
прощаться нельзя!» Через два года мачеха вышла замуж и, оставив Сергею денег на жизнь, «укатила с мужем на Кавказ». ...Есть
такой рассказ у английского фантаста Г. Уэллса, где два путника идут по
дороге навстречу друг другу, но в разном времени – один в латах
римлянина, а другой – в современном костюме. И этот современный человек
видит сразу и свое время и сквозь него – далекое прошлое. Так и в этой
повести Гайдара рисуется один мир, вернее, туманная, несколько
принаряженная картина этого мира, а сквозь него проглядывает или,
скорее, подает неясные сигналы другой – реальный и страшный, но который
не позволено властью описывать прямо, как он есть. Сергей
читает книжку о мальчике-барабанщике, которого заподозрили в измене, а
его смелые поступки (он подавал сигналы о помощи своему отряду) присвоил
себе толстый и трусливый музыкант. «Ярость и негодование охватили меня
при чтении этих строк, и слезы затуманили мне глаза... Это я... то есть
это он, смелый, хороший мальчик, который крепко любил свою родину,
опозоренный, одинокий, всеми покинутый, с опасностью для жизни подавал
тревожные сигналы». Живет Сергей летом
один в квартире, и становится ему все тоскливей и тоскливей. Какие-то
полузнакомые ребята (парень со двора Юрка, «прохвост и выжига»,
представляет их ему так: «Знакомься... Огонь-ребята и все, как на
подбор, отличники») угощают его пивом. «Стало весело. Я смеялся и все
кругом смеялись тоже». Как попал домой – уже не помнил. «Очнулся
я уже у себя в кровати. Была ночь. Свет от огромного фонаря, что стоял у
нас во дворе, против метростроевской шахты, бил мне прямо в глаза. Пошатываясь, я встал, подошел к крану, напился... И
опять, как когда-то раньше, непонятная тревога впорхнула в комнату,
легко зашуршала крыльями, осторожно присела у моего изголовья и, в тон
маятнику от часов, стала меня баюкать: Ай-ай! Ти-ше! Слы-шишь? Ти-ше!»
А
потом появляется в его незапертой квартире веселый незнакомый человек и
объясняет – «Так знай же, что я не вор и не разбойник, а родной брат
Валентины, следовательно – твой дядя. А так как, насколько мне известно,
Валентина вышла замуж и твоего отца бросила, то, следовательно, я твой
бывший дядя. Это будет совершенно правильно». 4 Тут-то и начинают разворачиваться удивительные события и приключения Сергея – со стрельбой в финале. Но
сначала все усиливается замечательно описанная Гайдаром беспричинная, в
сущности, тревога, которая преследует его героя. Тревога и страх.
Именно те чувства, которые преобладают в самом воздухе тех лет. Боятся
почти все – за себя и за близких. Боятся не родные уголовников – этих-то
преступников власть считает социально близкими. А только те, у кого кто-то из родственников осужден за преступления политические. То
есть ни за что – за инакомыслие, которое в сегодняшней России, как и в
других нетоталитарных странах, не считается преступлением. Растрата
отца Сергея тоже относится «всего лишь» к уголовным преступлениям. И
его сыну бояться в общем-то нечего. А он боится. Так пытался писатель
передать своим читателям-подросткам, что он знает про их беду, что он – с
ними, он сочувствует им... «Крупные слезы катились по моим горячим щекам, горло вздрагивало, и я крепко держался за водосточную трубу. –
Так будь же все проклято! – гневно вскричал я и ударил носком по серой
каменной стене. – Будь ты проклята, – бормотал я, – такая жизнь, когда
человек должен всего бояться, как кролик, как заяц, как серая трусливая
мышь! Я не хочу так!..» 5 Всего через несколько лет вы будете – надеюсь! – читать Достоевского. А
кто-то, возможно, уже видел телесериал по его роману «Идиот» с
прекрасной игрой наших замечательных актеров – Инны Чуриковой, Евгения
Миронова, Владимира Ильина и других. Но надо помнить – это, наверно,
помогает чтению романа, но ни в коем случае его не заменяет. Ведь в
фильме вы слышите голоса героев, их разговоры, но не слышите главного –
голоса самого писателя! Рассказ Достоевского о своих героях, его
особенный слог, который ни с чем не спутаешь, – его вы найдете только на
страницах его романов. Достоевский
мечтал изобразить прекрасного человека. «Труднее этого нет ничего на
свете и особенно теперь, – признавался он в одном из писем. – Все
писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только ни брался
за изображение положительно прекрасного, – всегда пасовал. Потому
что эта задача безмерная. Прекрасное есть идеал, а идеал – ни наш, ни
цивилизованной Европы – еще далеко не выработался». Он
попробовал это сделать в герое «Идиота» – князе Мышкине. У князя нет ни
к кому злобы. Он готов помочь любому. Своими удобствами, своей выгодой
он совершенно не озабочен. А вокруг него люди или заняты поисками этой
выгоды, или, если даже равнодушны к выгоде, то агрессивны, ничего не
прощают другим. Но многие из них все равно восхищаются князем,
симпатизируют ему. Оказывается, пример добросердечия многих очаровывает.
Добро – обаятельно. Но князь – болен. Ему не по силам, собственно, та
ноша помощи людям, которую он на себя взвалил. Его отчаянное стремление
сделать так, чтобы всем, решительно всем было хорошо, завершается в
конце концов трагедией. Достоевский написал свой роман в 1868 году.
Думал ли он, что через 70 лет другой русский писатель попробует
воплотить этот намеченный им замысел – «изобразить положительно
прекрасного человека»?.. 6 Сначала
читатель встречается с этим героем заочно – тринадцатилетняя Женя,
переночевав в неведомом доме недалеко от своей дачи, читает наутро
записку, написанную кем-то, совсем не похожим на тех людей, которых она
встречала до сих пор. Человеком, который ведет себя каким-то непривычным
для нее образом. «Девочка, когда будешь уходить, захлопни крепче дверь». Ниже стояла подпись «Тимур». В
этой записке – полное доверие к незнакомой ему девочке, которая
случайно оказалась на его даче (она зашла в пустой дом – а большая
собака ее не выпустила; она легла в горе на диван – и проспала всю
ночь...). Но этого мало. Получилось так,
что в панике покидая этот дом (почему в панике – я вам рассказывать не
буду, а то неинтересно будет читать), она оставляет там ключ от своей
московской квартиры и текст телеграммы, которую старшая сестра просила
отправить отцу. И вот в тот самый
момент, когда она – уже на своей даче – начинает признаваться старшей
сестре во всех своих прегрешениях, вдруг у нее в руках появляется (как
именно – я тоже рассказывать не буду) забытый ею в чужом доме ключ от
московской квартиры, квитанция на отправленную телеграмму (которую сама
она отправить не успела) и новая записка! А
в ней – угаданное до тонкостей ее состояние и вся ее ситуация:
«Девочка, никого дома не бойся. Все в порядке, и никто от меня ничего не
узнает»; и снова подпись – «Тимур». Наивная
Женька, пораженная этой загадочной добротой, неожиданным присутствием в
своей жизни кого-то, кто ее теперь опекает, «потрогала лежащую в
кармане записку и спросила: – Оля, бог есть? – Нет, – ответила Ольга и подставила голову под умывальник. – А кто есть? – Отстань! – с досадой ответила Ольга. – Никого нет». (А
тот из вас, кто, опередив ровесников, уже успел прочитать роман
Булгакова «Мастер и Маргарита», – про него у нас еще пойдет речь
особо, – обязательно вспомнит знаменитую сцену на Патриарших прудах,
открывающую роман. И – вопросы Воланда Берлиозу и Ивану Бездомному: «Вы
изволили говорить, что Иисуса не было на свете? ...Я так понял, что вы,
помимо всего прочего, еще и не верите в Бога? ...Клянусь, я никому не
скажу. – В нашей стране атеизм никого не
удивляет, – дипломатически вежливо сказал Берлиоз, – большинство нашего
населения сознательно и давно перестало верить сказкам о Боге.
<...> – А дьявола тоже нет?» И
когда Иванушка кричит: «Нету никакого дьявола!», – следует знаменитая
реплика «профессора», таинственным образом будто отвечающая на реплику
Ольги в совсем другом произведении... Оно писалось одновременно с
романом, но Булгакову уж точно не было известно: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» ...А
уж о том, что Булгаков в Мастере тоже стремится изобразить необычного и
«положительно прекрасного» человека – и говорить нечего.) Но Женька не унимается. «Женя помолчала и опять спросила: – Оля, а кто такой Тимур? – Это не бог, это один царь такой, – намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга, – злой, хромой, из средней истории. – А если не царь, не злой и не из средней, тогда кто? – Тогда не знаю. Отстань! И на что это тебе Тимур дался? – А на то, что, мне кажется, я очень люблю этого человека. – Кого? – И Ольга недоуменно подняла покрытое мыльной пеной лицо». Ну и так далее. Почитайте. 7 «А
в комнате той самой дачи, где ночевала Женя, стоял высокий темноволосый
мальчуган лет тринадцати». Там происходит другой разговор.
Загримированный под старика (он готовится к выступлению) дядя
таинственного Тимура, Георгий Гараев, держит в руках обнаруженную им
записку.
«"Девочка,
когда будешь уходить, захлопни крепче дверь", – насмешливо прочел
старик. – Итак, может быть, ты мне все-таки скажешь, кто ночевал у нас
сегодня на диване?»
Тимур отвечает «неохотно»: «Одна знакомая девочка». «Если бы она была знакомая, то здесь, в записке, ты назвал бы ее по имени. – Когда я писал, то я не знал. А теперь я ее знаю. –
Не знал. И ты оставил ее утром одну... в квартире? Ты, друг мой, болен,
и тебя надо отправить в сумасшедший». (Напомню, что князь Мышкин-то как
раз едет в Россию, можно сказать, из сумасшедшего дома – из
психиатрической лечебницы...) Поступки Тимура взрослым чем дальше, тем больше непонятны. « – К этой девочке ты больше не лезь: тебя ее сестра не любит. – За что? – Не знаю. Значит, заслужил. – Если ей что непонятно, она могла бы позвать меня, спросить. И я бы ей на все ответил. –
Хорошо. Но пока ты ей еще ничего не ответил, я запрещаю тебе подходить к
их даче, и вообще если ты будешь самовольничать, то я тебя тотчас же
отправлю домой к матери». А эти фразы
заставляют уже вспомнить шестнадцатилетнего пушкинского героя – Петра
Гринева, и несправедливые против него обвинения, которые только Маша
Миронова, «капитанская дочка», его невеста, сумела рассеять – как
сделает это в повести «Тимур и его команда» отважная и справедливая
Женька. 8 Гайдару
была уже узка советская, тем более узко «пионерская» система морали. В
поисках бесспорных этических ценностей он обратился к книге, которая
очень хорошо была знакома каждому, кто учился в российской гимназии или в
реальном училище. Эпиграфом к этой книге была поговорка «Береги честь
смолоду». Гайдар, конечно, не «списывал» с нее, а – брал пример. Временами
Тимур говорит не на языке своих современников – ровесников: «Это затея
совсем пустая». Но это ему идет. «Мы с тобой знакомы. Я – Тимур», «Кто
кричит? – гневно спросил Тимур». Это близко к языку героев «Капитанской дочки». Тимур
сам, без помощи взрослых, борется с хулиганом Квакиным. Он пишет ему
грамоту – стилизованную под эпоху «Капитанской дочки».
«"Атаману
шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину". Это мне, – громко
объяснил Квакин. – С полным титулом, по всей форме. – "...И его, –
продолжал он читать, – гнуснопрославленному помощнику Петру Пятакову,
иначе именуемому просто Фигурой..." Это тебе, – с удовлетворением
объяснил Квакин Фигуре. – Эк они завернули: "гнуснопрославленный"! Это
уж что-то очень по-благородному, могли бы дурака назвать и попроще». И вдруг спрашивает у своего сподвижника: «Слушай, это ты в сад лазил, где живет девчонка, у которой отца убили? – Ну, я. – Так вот, – с досадой пробормотал Квакин. – Мне, конечно, на Тимкины знаки наплевать, и Тимку я всегда бить буду... – Хорошо, – согласился Фигура. – А что ты мне пальцем на чертей тычешь? –
А то, – скривив губы, ответил ему Квакин, – что ты мне хоть и друг,
Фигура, но никак на человека не похож ты, а скорей вот на этого толстого
и поганого черта». Это – отношение
Пугачева к своим соратникам и, в противовес им, – к благородному
Гриневу: «Ребята мои умничают. Они воры. ...Мои пьяницы не пощадили бы
бедную девушку». Тимур попадает в опалу –
взрослые его несправедливо причисляют к банде (как царская власть –
Гринева), считают вором. Ольга говорит: «У тебя на шее пионерский галстук, но ты просто... негодяй. Тимур был бледен. – Это неправда, – сказал он. – Вы ничего не знаете». Сочувствующий
читатель-современник просто не мог не думать при чтении повести про
свежие в памяти расстрелы на Лубянке тех, кого еще недавно называли
самыми преданными делу революции... За разговором Тимура с Квакиным – тени героев Пушкина, законнопослушного сына империи Гринева и вольного атамана Пугачева. «Ну что, комиссар? – спросил Квакин. – Вот и тебе, я вижу, бывает невесело? – Да, атаман, – медленно поднимая глаза, ответил Тимур. – Мне сейчас тяжело, мне невесело. – ...Гордый, – тихо сказал Квакин. – Хочет плакать, а молчит». Все
происходит всерьез, и так и выглядит: «Пленников втолкнули внутрь
маленькой часовни с наглухо закрытыми ставнями. Обе двери за ними
закрыли, задвинули засов и забили деревянным клином. <...> – Как оно теперь: по-нашему или по-вашему выйдет? И из-за двери глухо, едва слышно донеслось: – Нет, бродяги, теперь по-вашему уже никогда и ничего не выйдет». Слышен
отзвук знакомого с детства: «Присягай – сказал ему Пугачев – "государю
Петру Федоровичу!" – Ты нам не государь, – отвечал Иван Игнатьевич,
повторяя слова своего капитана. – Ты, дядюшка, вор и самозванец!» 9 Гайдар
писал свою повесть в конце 30-х годов, когда жестокая советская власть
призывала тысячами плакатов быть бдительными и не доверять никому. Она
учила ужасному – твой отец, мать, брат, друг может оказаться врагом! И
если его арестуют и объявят врагом народа – ты должен этому сразу
поверить и публично, на собрании отречься от своих близких.
Сотни
тысяч людей были безвинно расстреляны за два с лишним года – 1936 –
1938. Миллионы (вдумайтесь в эти цифры) погибли в лагерях Колымы,
Магадана и других суровых по климату мест – от голода и непосильной
работы по 16 часов в сутки на пятидесятиградусном морозе. А
Аркадий Гайдар упрямо и бесстрашно противопоставил всеобщему недоверию в
качестве новой нормы и образца для подражания полное доверие человека
человеку. Он был в этом наследником
русской классики – от Пушкина до Достоевского. Но в отличие от князя
Мышкина его герой – сильный и уверенный в себе. Увлекательную и
обаятельную повесть про «положительно прекрасного» человека успейте,
пожалуйста, прочитать вовремя. Не пожалеете. |