1
В поэме Твардовского «Страна Муравия» немало места уделено коню – во всех с детства досконально знакомых автору деталях: Бредет в оглоблях серый конь Под расписной дугой, И крепко стянута супонь Хозяйскою рукой. .............................................. Тот конь был – нет таких коней! Не конь, а человек. Бывало, свадьбу за пять дней Почует, роет снег. Земля, семья, изба и печь, И каждый гвоздь в стене, Портянки с ног, рубаха с плеч — Держались на коне. Как руку правую, коня, Как глаз во лбу, берег От вора, мора и огня Никита Моргунок. К тому времени Твардовский уже знал про горестную судьбу своей семьи. ...Все, можно сказать, произошло из-за лошади... Пожалел
отец Трифон Гордеич Твардовский свою единственную сданную им при
вступлении в артель в общественный фонд лошадь. Увидел, что в
общественном пользовании нет за любимцем семьи Пахарем должного ухода. «
– Как он заметил меня – завертелся, бьет, копает землю и как не скажет:
"Спаси! Уведи!" А жара! В затишье там – ни ветерочка! Слепни, мухи –
роем возле него! Тут сучья, коряги, и привязан он к яблоньке. Запутался,
бьется! Вижу – беда! Сердце мое только тук-тук... Распутал, отвязал,
прицепил к недоуздку ремень... ... –
Обвинят же тебя! – с выражением непоправимой беды, плача, говорила
мать... – Я не украл! Конь – мой!» – так описывал впоследствии
происходящее в 1931 году в семье брат поэта Александра Твардовского
Иван. Семья считала, что с этого импульсивного отцовского поступка,
вызванного впитанным в кровь русского крестьянина отношением к коню,
начались их беды... Назавтра Пахаря увели, конечно, обратно, глава же
семьи уехал в Донбасс – пытаться что-то заработать. Потом семье
назначили непосильный индивидуальный налог, который надо было выплатить в
три дня – и охваченный страхом, чувством безысходности, подался из дома
в Среднюю Азию старший брат Константин, забрав с собой брата Ивана,
чтоб уменьшить количество ртов... Семью
это не спасло. Мать с малыми детьми выгнали из родного дома, посадили
на телегу и повезли как можно дальше от родных мест. К ним скоро
присоединились отец и старший брат. С
опозданием молодой Твардовский – еще начинающий, никому, кроме узкого
круга друзей не известный, но очень верящий в себя поэт – в Смоленске
узнал, что всю его семью «раскулачили» и выслали на северный Урал.
Добился приема у тогдашнего секретаря Смоленского обкома партии. Позже
Твардовский напишет: «Он мне сказал (я очень хорошо помню эти слова),
что в жизни бывают такие моменты, когда нужно выбирать "между папой и
мамой с одной стороны и революцией – с другой", что "лес рубят, щепки
летят" и т. п. Я убедился в полной невозможности что-либо тут поправить и
стал относиться к этому делу, как к непоправимому несчастью своей
жизни, которое остается только терпеть, если хочешь жить, служить своему
призванию, идти вперед, а не назад». Сохранилось
его письмо другу-ровеснику от 31 января 1931 года, полное отчаяния: «Я
добит до ручки. Был у секретаря обкома, он расследовал дело насчет
обложения хозяйства моих родителей и – признано, что обложению
подлежат... Я должен откинуть свои отдельные недоумения и признать, что
это так. Мне предложили признать это и отказаться от родителей, и тогда мне не будет препон в жизни. АПП
же [Ассоциация пролетарских писателей], несмотря ни на какие признания
(а я признал и отказался), хочет, страшно хочет меня исключать. Скажи
ты мне ради Бога, неужели это мой конец. Скажи. Поддержи. Почему я один
должен верить, что я, несмотря ни на какие штуки, буду, должен быть
пролетарским поэтом?» 2 Как возникла в его жизни эта глубокая трещина? ...В
1917 году будущему поэту – семь лет. Досоветское деревенское детство
уже вошло в плоть и кровь, легло на дно будущего творческого воображения
невынимаемым пластом векового крестьянского уклада. А в стране
начинается другая – какая-то новая – жизнь. Она совпадает с его
отрочеством, временем жажды нового, а у мальчика Саши Твардовского –
пронизанным смутным ощущением собственного таланта. Тяжелая
инерция крестьянского быта, тесной общей жизни многодетной семьи
становится поперек бродившей в жилах творческой силе. Эта сила еще не
проявила себя в реальных результатах, но сам он ее ощущает, и она
властно требует свободы – этого непременного условия творчества. Он рвется в город – и уходит из семьи в Смоленск. Его цель – писать и учиться. Годы
его отрочества упали на первую половину 20-х – когда социалистическая
утопия была еще живой и увлекала юные сердца. Твардовский поверил, что
деревенскую темноту, тяжкий, изнурительный крестьянский быт смогут
преобразовать – осветить нездешним светом. Ему легко было поверить, что
собственнический инстинкт, без которого нет крестьянского двора, не
лучшее, что есть на свете, – и пойти за иными ценностями. Манила
городская культура, кружила голову новая, получившая полноту власти
идеология, обещавшая в скором времени установить всеобщее равенство и
справедливость А кто же в отрочестве и юности не поверит во все хорошее?
Ведь недаром в русских сказках герой ищет страну, где текут молочные
реки в кисельных берегах... Молодой Твардовский увлечен размахом преобразований, и если даже видит их жестокость, то не представляет ее масштаба. Дело
в том, что с первых советских лет власть позаботилась об отсутствии
добросовестной и гласной статистики, а также информации. И многим людям
все плохое казалось единичным, случайным, зависящим от воли отдельных
недобросовестных начальников. По
крестьянской наивности верил, видимо, и молодой Твардовский в «перегибы»
на местах. Верил, что Сталин этого не хочет и не имеет, возможно, об
этом информации... 3 Напечатанная
в 1936 году поэма «Страна Муравия» принесла ему подлинную славу. Поэма
была о крестьянине, пытавшемся жить прежним отдельным крестьянским
двором, но к концу поэмы уразумевшем, что иного пути, как в колхоз, –
нет. Прославившийся автор первым делом
совершил то, о чем и подумать не мог раньше – поехал к родителям и
перевез всю семью в Смоленск... Итак,
поэма вроде бы прославляла коллективизацию? Ведь сам молодой поэт верил
тогда в правильность этого пути? Да, верил. Но не так все просто в
творчестве большого поэта. И стих может оказаться мудрее мысли,
политических убеждений. Литератор М.
Шаповалов вспоминает: в послевоенные годы его отец – фронтовик любил
читать гостям или просто домашним «в хорошую минуту» поэмы Твардовского –
в первую очередь лучшее, что написано стихами о Великой Отечественной
войне – поэму «Василий Теркин» с подзаголовком «Книга про бойца». «...Но
была еще другая поэма Твардовского, она при гостях не читалась во
избежание разговоров, могущих быть истолкованными как антисоветские. Я
имею в виду "Страну Муравию"». Дальше в воспоминаниях этих цитируются узловые строки поэмы, являющиеся ее стиховым центром: ...И в стороне далекой той — Знал точно Моргунок — Стоит на горочке крутой, Как кустик, хуторок. Земля в длину и ширину Крутом своя. Посеешь бубочку одну, И та – твоя. И никого не спрашивай, Себя лишь уважай. Косить пошел – покашивай, Поехал – поезжай. И все твое перед тобой, Ходи себе, поплевывай. Колодец твой, и ельник твой, И шишки все еловые. Весь год – и летом, и зимой, Ныряют утки в озере. И никакой, ни боже мой, — Коммунии, колхозии!.. Фронтовик
правильно чувствовал опасность – «антисоветскость» любимой им поэмы.
Силою поэтического слова, правдивого по сути, Твардовский победил
собственную тенденциозность – «идейный смысл» поэмы: он не перевешивает
эту «бубочку». ...Характерен не вошедший в печатный текст черновик из
рукописей поэмы – картина разрушенной крестьянской жизни: Дома гниют, дворы гниют, По трубам галки гнезда вьют, Зарос хозяйский след. Кто сам сбежал, кого свезли, Как говорят, на край земли, Где и земли-то нет. И
еще две строфы не пропускала цензура начиная с первой, журнальной
публикации 1936 года – их автору удалось включить только в пятитомное
собрание сочинений 1966 – 1971 годов (последнее прижизненное издание) –
реальная картина «раскулачивания». – Их не били, не вязали, Не пытали пытками, Их везли, везли возами С детьми и пожитками. А кто сам не шел из хаты, Кто кидался в обмороки, Милицейские ребята Выводили под руки. 4 Тут
подошел и 1937 год – когда людей стали хватать и отправлять под
расстрел или на Колыму уже безо всякого разбору – по разнарядке,
спускавшейся в каждый район: «не добрать» арестованных до нужной цифры
значило лишиться партбилета, а там и головы. В Смоленске арестовали
друга и наставника Твардовского – критика А. Македонова. И близко
знавший Твардовского писатель А. Бек записывает в дневник, что позиция
поэта «такова: он не может отказаться от Македонова, не может признать
его врагом народа. <...> Он должен быть убежден в разумности, в
правильности всего, что совершается, только тогда может писать. Он сказал: – У меня двадцать стихов начатых или замышленных. И я не могу ни за одно приняться. И вместе с тем признать разумность ареста Македонова он не может. –
Нельзя так обманываться в людях, – говорит он. – Если Македонов
японский шпион, тогда и жить не стоит. Не стоит, понимаешь!». Только так и мог он жить и писать. А
когда наконец разуверился в разумности происходящего, написал
сатирическую поэму «Теркин на том свете» и отдавал все силы, будучи
редактором журнала «Новый мир», тому, чтобы печатать произведения, в
которых видел правду о своем жестоком времени. И
когда легла на его редакторский стол повесть неведомого автора с
подписью А. Рязанский – о существовании в одном из рассеянных по всей
стране советских лагерей без вины оторванного от своей семьи, от двора,
от земли крестьянина Ивана Денисовича, – сделал все, чтобы появилась в
журнале осенью 1962 года повесть «Один день Ивана Денисовича» и ее враз
прославившийся автор А. Солженицын. Советская власть ему этого не простила. Постепенно отняли журнал. Твардовский почти сразу же тяжело заболел. И год спустя умер. Любивший его поэт-фронтовик Константин Ваншенкин написал тогда такие простые и горестные строки: ...Какой ужасный год, Безжалостное лето, Коль близится уход Великого поэта. ...Как странно все теперь, В снегу поля пустые... Поверь, таких потерь Немного у России. |