1 ...Сегодня многие терпеть не могут, чтобы их учили, то есть поучали. Чтобы их воспитывали. Пушкин никого не учил своими стихами. А вот воспитывает он нас ими или нет? Вот вам мораль: по мненью моему, Кухарку даром нанимать опасно; Кто ж родился мужчиною, тому Рядиться в юбку странно и напрасно...
«Домик в Коломне» – поэма, которую мы цитируем, так и кончается: ...Больше ничего Не выжмешь из рассказа моего.
Не знаю, хорошо ли мужчине «рядиться в юбку». А насчет нанимать даром – над этим еще стоит подумать. Ведь про это же – и «Сказка о попе и работнике его Балде»: Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник. А где мне найти такого Служителя не слишком дорогого?
И
Балда ему предлагает служить за три щелчка по лбу в год (само же
предложение проистекает, пожалуй, из того, что Балда-то по рынку
навстречу попу «идет, сам не зная куда», – ментальность, однако). Невеселый конец истории всем, надеюсь, памятен с детства: Со второго щелка Лишился поп языка; А с третьего щелка Вышибло ум у старика, А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
Нравоучительно
и при этом современно звучит, почти «рыночно». При желании можно
услышать некое предостережение – очень даже по делу. 2 «Сказку о рыбаке и рыбке», хочется верить, родители вам прочитали одной из первых. Тут все вроде ясно – старик внял мольбе рыбки и отпустил ее. Да не просто – а на все ее предложения: Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь
не поддался — И сказал ей ласковое слово: «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе».
Как же не читать эту сказку детям вслух!.. Кроме
как у Пушкина, где ж еще сегодня услышишь, что бывают добрые поступки
безо всяких условий – без откупа (по-нынешнему – без отката), просто – ступай (как чудесно это «ступай», обращенное к рыбке!..) да гуляй... «Не посмел я взять с нее выкуп» – не побоялся, а – не решился: что-то внутри не пустило. То самое, наверно, что в давнее время называли совестью: говорили – «совесть не позволила». И сегодня многим все-таки не позволяет делать плохое. Это потом старуха принудила старика вернуться к морю и добирать шаг за шагом упущенную выгоду. И тут уже автор и жалеет старика, и в то же время – по-своему суров к нему за податливость к чужой злой воле. Потом
Чехов изобразит этого старика из пушкинской сказки в своих «Трех
сестрах» – он отнесется к Андрею, посадившему на голову сестрам свою
жену Наташу, так же жалостливо-пренебрежительно: это безвольный тип
русского человека, человек-тряпка, потакающий своим безволием деспотам,
губящий тем самым лучшее вокруг себя и себя самого... (Это
только кажется, что быть безвольным – ничего особенного, ни для кого не
опасно. Такой человек может оказаться очень даже опасным – и для себя
самого, и для других. Почти так же, как такой, кто, наоборот, обладает
железной волей, но лишен всякой морали и занят только своей выгодой.) Но
до Чехова, который родится в 1860 году, через двадцать три года после
гибели Пушкина, еще далеко. И на другой год после «Сказки о рыбаке и
рыбке», в 1834 году, Пушкин пишет «Сказку о золотом петушке» (помните, я
упоминала ее в связи с Вашингтоном Ирвингом?) 3 ...Про царя Дадона, который воевал-воевал, сам нападал на соседей, Но под старость захотел Отдохнуть от ратных дел И покой себе устроить; Тут соседи беспокоить Стали старого царя, Страшный вред ему творя.
И тогда он ...с просьбой о помоге Обратился к мудрецу Звездочету и скопцу.
И тот сразу разрешил проблему. Вот мудрец перед Дадоном Встал и вынул из мешка Золотого петушка. «Посади ты эту птицу, — Молвил он царю, – на спицу...»
И поясняет, что теперь уж никто не нападет на царя внезапно – чуть откуда-нибудь грозит опасность — «Вмиг тогда мой петушок Приподымет гребешок, Закричит и встрепенется, И в то место обернется».
Понятно, как обрадовался старик. Царь скопца благодарит, Горы золота сулит. «За такое одолженье, — Говорит он в восхищеньи, — Волю первую твою Я исполню, как мою».
Но,
оказывается, обещание это не безусловно. А находится в зависимости от
того, какова будет эта первая воля, – не разойдется ли решительно с
интересами самого царя. И когда царь узнает, что именно просит
звездочет-мудрец за то, что дал ему полный покой: Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу,
то
возмущается, потому что девица (о ней – особая история, берите скорей
«Сказку о золотом петушке» и читайте – даже если уже читали раньше:
Пушкина надо перечитывать!) как раз ему самому очень понравилась: Что ты в голову забрал? Я конечно обещал, Но всему же есть граница. И зачем тебе девица? Полно, знаешь ли, кто я? ............................................... Убирайся, цел пока; Оттащите старика!» Старичок хотел заспорить, Но с иным накладно вздорить; Царь хватил его жезлом...
Ну
и так далее. Сам же пережил вздорного старичка не намного – видимо, на
несколько минут. Петушок отплатил ему за вероломство – полной мерой. За неисполнение обещанного царь оказывается наказанным еще злее, чем хозяин Балды за жадность и за некоторое прохиндейство. Так «учит» или «не учит» Пушкин? Обратимся еще к прозе – хотя бы к «Станционному смотрителю». 4 Вообще «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» – это семейное чтение. Хотя бы одну из них детям лет до двенадцати (а с какого возраста
– дело сугубо индивидуальное) надо прочесть дома вслух. Тогда совсем
иным будет отношение и к повести, и к Пушкину, и вообще к русской
классике. А может быть, и к жизни. «Вышла
из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота
ее меня поразила. "Это твоя дочка?" – спросил я смотрителя. –
"Дочка-с, – отвечал он с видом довольного самолюбия..."» А
несколько лет спустя рассказчик, остановившись у того же почтового
домика, «не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить
бодрого мужчину в хилого старика». История бедного Самсона Вырина именно
в отрочестве должна войти в сознание – и как мастерски выписанное
повествование, и как моральный урок – вплоть до щемящего финала, где
мальчик показывает приезжему «груду песку, в которую врыт был черный
крест с медным образом», и рассказывает, как приходила сюда барыня. «Она
легла здесь и лежала долго». Говорят и
пишут об этой небольшой повести вот уже около двух веков, и в каждое
время проступают новые оттенки ее смыслов. Сегодня я лично выделила бы
такие: вы имеете право устраивать жизнь как вам нравится, выбирать по
вкусу друзей, возлюбленных, места для жизни, платья и украшения. Но
чтобы быть полноценным человеком, должны помнить о тех, кто слабее, кто
одинок, кому больно. Нельзя не задумываться о той боли, которую можем
причинить мы – молодые, сильные, идя вперед и вверх; не задумываться над
тем, не были ли мы глухи к страданиям того, кто рядом? Для кого в нас
именно – смысл и возможная (иногда из-за нас уже утерянная) хотя бы
скудная радость жизни? Повесть Пушкина
дотягивается до наших дней в первую голову мыслью о родителях, да и о
дедушках-бабушках. О тех, которых во все времена многие молодые плохо
понимают и, главное, не стараются понять, привычно считая «стариков»,
«предков» и т. п. отставшими от современных запросов и скучными. (Письма
двух чем-то близких отечественных литераторов – Пушкина и Чехова –
показывают у обоих естественное сознание долга перед родителями, притом,
что обоим были родители достаточно чужды.) Первый
поэт, знавший толк в земных удовольствиях, показывает нам (во всяком
случае, тем, кто способен видеть что-то дальше своего носа), что выше
всего – человечность и сострадание. Что так называемый маленький человек
(с этих повестей и вошел он в русскую литературу – и жил в ней вплоть
до советского времени) не менее ценен в моральном смысле, чем большой,
сильный и богатый. Он дает нам понять –
трудно примирить, согласовать интересы и устремления разных людей – в
том числе разных по возрасту, образованию, по доходам и возможностям. Но
думать о том, как это сделать, – необходимо. Всегда. Во все времена. И уж во всяком случае – учиться с отроческих лет понимать другого, его
чувства – как бы ни были мы погружены в собственные эмоции и заботы. И
как бы ни вбили себе в голову в один отнюдь не прекрасный день
сомнительный афоризм, издавна не раз мною слышанный: «Я никому ничего не
должен!» (Иногда добавлялось: «Был должен – и уже расплатился»). Необходимость
видеть вокруг себя кого-то еще, необходимость и уменье сочувствовать –
качество, без которого не обойтись в становлении личности. Если только
не решили обойтись без самого становления. Так учит все-таки Пушкин или это что-то другое? Он сам об этом сказал, и каждый москвич, равно как и приезжий, может прочитать эти слова на его памятнике: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал...
«Пробуждал» – не прививал, не воспитывал... Знал, что эти чувства дремлют едва ли не в каждом человеке, – только надо пробудить. И
всю жизнь боготворивший Пушкина Михаил Булгаков идет за ним, формируя
своего Иешуа, – тот, как многие помнят, верил, что всякий человек по природе своей добр. |